Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. за № 345 утвержден новый «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» в который вошел учебник «Технология» для 5-9 классов под редакцией Казакевича В.М.
Основной Целью данного учебного пособия является- переход от обучения домашнему бытовому труду прошлого века к изучению современных технологий.
Учебные пособия по технологии для 5-9 классов разработаны в соответствии с ФГОС основного общего образования и Примерной программой основного общего образования по технологии
имеют действующие положительные заключения общественной, педагогической и научной экспертиз;
соответствуют Примерной основной образовательной программе;
построены по принципу концентров: имеют единый набор тем, которые раскрываются каждый следующий год на новом уровне (от простого к сложному);
знакомят учащихся как с традиционными, так и современными методами и техниками производства товаров и услуг;
знакомят учащихся с профессиями в различных видах производств;
учитывают особенности как городских, так и сельских школ;
учитывают выполнение практических работ в кабинетах с разным материально-техническим оснащением;
не предполагают деления на курс для мальчиков и для девочек.
УМК состоит из:
- Учебник;
- Электронная форма учебника;
- Методическое пособие 5 -9 класс;
- Рабочая программа 5-9 класс;
-Проекты и кейсы. 5 класс
Содержание учебника построено по модульной структуре (всего 11 модулей в каждом классе)
Главы всех учебников начинаются шмуцтитулами (страница с названием главы) с кратким анонсом содержания главы и информацией о том, что учащиеся узнает, изучив материал данной главы, и чему они научатся.
Каждая глава (тема) разделена на две части:
первая часть —теоретическая, содержащая необходимые научно-практические сведения;
вторая часть—практическая (прикладная), названная КАБИНЕТ И МАСТЕРСКАЯ или КАБИНЕТ И ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК.
В практической части представлены варианты практических и лабораторных работ, а также творческие проекты с учетом возрастных, материально-технических и экономических возможностей учреждений общего образования.
Все главы завершаются обобщающими выводами и итоговыми контрольными вопросами (ПОДВЕДЁМ ИТОГИ).
Главы разбиты на параграфы. Каждый параграф начинается с проблемного вопроса, акцентирующего внимание учащихся на содержание параграфа.
Параграфы заканчиваются перечнем новых изученных понятий (СЛОВАРЬ), вопросами для повторения и усвоения учебного материала и проблемным заданием (ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ). Для ответа на некоторые вопросы недостаточно содержания параграфа. Требуется получение дополнительной информации из других источников. Такие вопросы обозначаются звёздочкой (*). В том случае, если вопрос требует получения информации в Интернете, перед ним ставится знак «5».
В учебниках имеется рубрика «ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВО», знакомящая учащихся с особенностями действующих производств и профессиями специалистов, работающих на этих производствах. Полученная информация позволит узнать, как велик и разнообразен мир профессий.
Получение от преподавателя предметно-информационных сведений должно занимать на уроках не более 25-30 %учебного времени. Это могут быть пояснения к сложному материалу или тематические обобщения.
Согласно учебному плану на предмет «Технология» отводится:
В 5-7 классах по 2 часа;
В 8 классе – 1 час.
Или по второму варианту:
В 8 классе – 2 часа за счет регионального компонента;
В 9 классе – 2 часа за счет времени на предпрфильную подготовку учащихся.
Переход на новую программу ставит и вопрос учебной нагрузки для учителей технического и обслуживающего труда. Поскольку уроки технологии и по новой программе предполагают обязательные практические и проектные задания, класс обязательно должен делиться, как минимум, на две подгруппы. Поэтому возможна и целесообразна определённая специализация учителей технологии. Например, один педагог специализируется на индустриальных технологиях, а другой –на социальных технологиях и технологиях сферы услуг, т.е. примерно то, что есть и сейчас, только с расширенным спектром содержания
Календарно- тематическое планирование создаётся в двух вариантах и в электронном журнале на каждую группу закрепляется свой вариант календарно-тематического планирования. Например, в первой группе раздел "Кулинария" был в первой четверти, а во второй группе в этот момент изучался раздел "Технологии обработки конструкционных материалов". В этом случае один педагог заполняете журнал в первой группе, а его коллега во второй. В календарно-тематическом планировании второй группы раздел "Кулинария" запланирован в 3 четверти, в то время как в первой группе проходит раздел "Технология обработки конструкционных материалов". Таким образом, вы с коллегой обмениваетесь и заполняете журнал в тех группах, в которых преподаёте.
| Казакевич, 5 кл. 2019- 2020 уч.год | | | | | |
| | Общие темы в начале года | | | | |
| | | | | | |
№ п/п | № темы | Наименование темы | Кол-во часов | | | |
1 | | Вводный урок. В т.ч ПТБ и ПБ | 1 | | | |
2 | 7 | Технология получения, обработки и использования информации | 1 | | | |
3 | 1 | Методы и средства творческой и проектной деятельности. В т.ч проектная работа-2 ч | 4 | | | |
4 | 2 | Производство | 2 | | | |
5 | 3 | Технология | 2 | | | |
6 | 8 | Социальные технологии | 2 | | | |
| | 4 нед.сент.и1 нед.окт. | | | | |
| | Резервное время | 2 | | | |
| Итого | | 14 | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
№ п/п | | Мальчики | | | Девочки | |
1 | № темы | Наименование темы | Кол-во часов | № темы | Наименование темы | Кол-во часов |
2 | 4 | Техника (столярные, сверлильные станки, инструменты для плотницких работ) | 4 | 4 | Техника (шв.машины, утюг, инструменты для швейных и утюжильных работ; бытовая техника на кухне) | 4 |
3 | 5 | Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов (столярные, слесарные, сверлильные работы). В т.ч проектные работы -8-10 ч | 18 | 5 | Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов (швейные работы). В т.ч проектные работы -8-10 ч | 16 |
4 | 6 | Технология получения, преобразования и использования энергии (потенциальная и кинетическая энергии) | 4 | 9 | Технология обработки пищевых продуктов (кулинария) | 6 |
5 | 11 | Технология животноводства | 2 | 10 | Технология растениеводства | 2 |
| Итого | | 28 | Итого | | 28 |
| | до конца января в феврале обмен группами | | | | |
| | | | | |
| | 14+28+28=70 | | | ВСЕГО | 70 |
Приведу примеры некоторых заданий, которые должны будут выполнить пятиклассники, изучая предмет «Технология»:
- участвовать в экскурсии на производство и делать обзор своих наблюдений;
-пользоваться простыми ручными инструментами;
-составлять иллюстрированные проектные обзоры техники по отдельным отраслям производства;
- создавать проектные изделия из текстильных материалов;
- приготавливать и украшать блюда из овощей;
- заготавливать зелень, овощи и фрукты с помощью сушки и замораживания;
- изготовить игрушку «Йо-йо»;
- проводить исследования с культурными растениями;
-собирать дополнительную информацию о различных отраслях с/х и промышленного производства.
Для преподавания курса «Технология» необходима следующая материально-техническая база, о наличии которой запрашивалась информация в июле2019 года (прилагается)