СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме: «Как привить любовь к чтению современным детям»

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последнее время угасает интерес к книге и чтению. Дети не желают быть похожими на героев книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать. Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется странным и далеко не правильным, и мы начинаем судорожно искать причиныЗа последнее время угасает интерес к книге и чтению. Дети не желают быть похожими на героев книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать. Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется странным и далеко не правильным, и мы начинаем судорожно искать причиныЗа последнее время угасает интерес к книге и чтению. Дети не желают быть похожими на героев книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать. Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется странным и далеко не правильным, и мы начинаем судорожно искать причиныЗа последнее время угасает интерес к книге и чтению. Дети не желают быть похожими на героев книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать. Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется странным и далеко не правильным, и мы начинаем судорожно искать причиныЗа последнее время угасает интерес к книге и чтению. Дети не желают быть похожими на героев книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать. Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется странным и далеко не правильным, и мы начинаем судорожно искать причиныЗа последнее время угасает интерес к книге и чтению. Дети не желают быть похожими на героев книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать. Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется странным и далеко не правильным, и мы начинаем судорожно искать причины.

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: «Как привить любовь к чтению современным детям»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сончинская ООШ» Каменского муниципального района Воронежской области













Выступление по теме:


«Как привить любовь к чтению современным детям»




















Выступление подготовила

учитель начальных классов, высшей

квалификационной категории,

Колесникова Т.Е.












2022 г

«Как привить любовь к чтению? …или еще раз о наболевшем».



За последнее время угасает интерес к книге и чтению. Дети не желают быть похожими на героев книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать. Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется странным и далеко не правильным, и мы начинаем судорожно искать причины. Психологи винят клиповое мышление — гаджеты, видеоролики, чаты, а учителя бьют тревогу, ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность, это часть жизни образованного человека. Так можно ли подрастающему поколению привить любовь к чтению?

Так как же сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе? Вопрос сложный. Я работаю учителем начальных классов 24 года, и замечаю, что почти всех современных детей объединяет одно – нелюбовь к чтению, нежелание читать вообще. Это мы понимаем, что чтение и поныне – самый распространенный способ получения знаний. Все педагоги знают, что нежелание детей читать в настоящее время – большая проблема. В последнее время не только педагоги, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги и чтения.

Чем же страшен отказ от чтения?

Во-первых, обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей детей.

Во-вторых, нарушается процесс их социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями.

В-третьих, нечитающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведёт к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.

Технология правильной читательской деятельности как раз и учит нас, педагогов, как заинтересовать детей, чтобы они, наконец, начали читать.

Поэтому задача современной школы - воспитать грамотного, знающего читателя. Но заставить детей читать книги невозможно, значит нужно сначала читать с детьми в школе.

Задача учителя сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.

Цель: научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное; научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить.

Это значит познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

Чтобы побудить ребенка к чтению. Надо сам процесс чтения представить как чудо. Показать в знакомом - незнакомое, в обычном – необычное, изумить таящимся в нем богатством возможностей.


Процесс чтения в начальной школе остается ведущей деятельностью. При диагностике за критерий принимается проверка техники чтения, хотя этот метод не отображает полную картину владения учеником способом чтения.

Мы с вами должны формировать  грамотных  читателей и приобщать детей к литературе.
Грамотный читатель – это такой читатель, у которого сформирован тип правильной читательской деятельности, а именно:


- это владение, как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.

-это умение воспринимать литературное произведение эстетически.

-это знание книг и умение их самостоятельно выбрать.

Необходимо учить умению видеть в книге и конкретного собеседника, слышать обращенную к тебе его речь, понимать ее, переживать.


Разнообразные формы чтения
Непременным условием успешности формирования полноценного навыка чтения являются регулярно проводимые разнообразные формы чтения . Интересный прием организации чтения, который я использую регулярно – «жужжащее чтение». Обязательное условие: использовать его нужно не для чтения текста домашнего задания, а для нарабатывания техники чтения. Поэтому книгу, интересную для себя, каждый выбирает из классной библиотеки или приносят из дома. Такой прием не только помогает формировать технику чтения у детей, развивать их читательские интересы.  




                             

Самостоятельное детское чтение не должно выпадать и из поля внимания родителей. Имеются в виду не какие-то контрольно принудительные меры, а создание особой атмосферы и условий, благоприятствующих домашнему самостоятельному чтению младшего школьника. С детьми ведем « Дневник читателя», дети соревнуются кто больше прочел книг. Знакомлю их с памяткой для чтения.

Правила чтения для учащихся


  1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.

  2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.

  3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

  4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.

  5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.

  6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

  7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

  8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

  9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

  10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.



На родительском собрании даю методические рекомендации и советы мамам и папам: «Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.»

Предлагаю им памятки:


Как готовить домашнее задание по чтению


1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.

2. Посмотри, кто автор произведения.

3. Внимательно прочитай весь текст.

4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.

5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.

6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.

7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.

8. Составь план пересказа текста.

9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).

10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.

11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.

12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.


Как обсуждать с ребенком прочитанное?


Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.


После уроков ребята регулярно посещают сельскую библиотеку, где Елена Васильевна проводит с ними увлекательные занятия: тематические викторины (по заранее данной теме), спектакли, читательские посиделки (дети совместно читают произведение), знакомятся с историями написания произведений. Принимают участие в межмуниципальных конкурсах чтецов.



Все это позволяет ненавязчиво вводить детей в разнообразный мир книг, будить интерес к книгам, создавать условия для осознания детьми своих личных возможностей при осуществлении читательской деятельности.


Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.
                                                                                               В.А. Сухомлинский



Заставить ребенка насильно читать нельзя. Ребенок имеет право не читать, имеет право и читать. Это ставит его перед выбором более важным: быть полноценным членом общества или не быть, погрязнуть в безнравственности или подниматься до высот культуры и двигать ее вперед. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача педагогов, родителей, писателей, издателей, библиотекарей, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.