Выступление по теме: «Организация коррекционной помощи детям с ОВЗ во взаимодействии логопеда и учителей начальной школы в образовательной организации»
Главной задачей совместной работы учителя начальных классов и учителя логопеда является оказание дифференцированной помощи детям с речевыми трудностями
“Каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий” – это одна из основных установок специалистов, реализующих инклюзивную практику.
В России реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования, что подтверждается в новом законе «Об образовании в РФ», вступившем в силу 01 сентября 2013 г. В указанном законе говорится, что инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2, п. 27).
Команда специалистов нашей школы работает с детьми с ОВЗ: это дети-инвалиды , дети с задержкой психического развития , дети с тяжёлыми нарушениями речи. Работу с этой категорией детей мы ведём уже на протяжении многих лет. В настоящее время в нашей школе эти дети обучаются в общеобразовательных классах.
С февраля начинает работу «Школа до школы». Эту работу начинают учителя начальной школы, педагог- психолог и логопед. После проведённых по плану занятий мы проводим расширенное заседание, подключая работу воспитателей дошкольного учреждения. Развитие ребёнка с ОВЗ и перспективы его успешного обучения в школе во многом зависят от эффективности логопедической, психологической работы, проводимой в дошкольной образовательной организации. Знакомимся с ребёнком и родителями, проводим анкетирование и по желанию родителей анализ данных медицинской карты ребёнка, карты индивидуального сопровождения (данные анамнеза) и результатов психолого-логопедической диагностики.
И уже с начала учебного года работает социально-психолого-педагогическая служба по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. В нее входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, медицинский работник (медсестра), учитель физкультуры, социальный педагог, педагоги дополнительного образования (Центр внешкольной работы), которые взаимодействуют с учителями начальных классов, учителями-предметниками основного звена, а также родителями данной категории детей. Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья включен в образовательный процесс и находится под пристальным вниманием педагогов. Педагог-психолог работает над восполнением дефицита познавательных способностей, над формированием коммуникативных навыков, навыков социального функционирования, занимается коррекцией эмоционально – волевых нарушений, социализацией детей в условиях школьного обучения. Социальный педагог курирует семьи, в которых проживают дети с ОВЗ, следит за тем, чтобы для них были созданы комфортные условия проживания. Выясняет структуру и состав семьи, место работы родителей, условия проживания, материальное положение, обеспеченность социально- правовой защищенности ребенка. Эти сведения он готовит на ППК.
В нашей школе работает психолого-педагогический консилиум. В состав ППК входят вышеперечисленные специалисты. На заседаниях мы обсуждаем результаты диагностического обследования учащихся, планируем коррекционную работу на учебный год, совместно ищем пути преодоления трудностей в успеваемости и поведении учащихся. На заседания ППК приглашаем родителей детей с ОВЗ. Консультируем их, пытаемся помочь в сложившейся ситуации советами и примерами из опыта своей педагогической деятельности. Работа ПП консилиума дает положительные результаты. Эта работа ведется в системе. Учащихся с ОВЗ мы наблюдаем и сопровождаем на протяжении обучения в начальном звене, помогаем скорректировать все недостатки в развитии, радуемся их успехам. Команда специалистов нашей школы занимается подготовкой документов для прохождения детьми с ОВЗ городской психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК). Цель посещения этой комиссии ребенком - определение дальнейшего образовательного маршрута.
Мной совместно с учителями начальных классов создан «Банк проблем», который помогает нам в планировании и прогнозировании результатов работы, качественном сопровождении учащихся.
Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов продолжается на первом педсовете в начале учебного года. Я выступаю перед учителями начальных классов, рассказывая им о том, какие виды речевых нарушений встречаются у младших школьников; о том, как эти речевые нарушения влияют на усвоение программ по русскому языку и чтению.
Цель сообщения – повышение знаний учителей о детях, нуждающихся в логопедической помощи, повышение эффективности диагностики детей – дисграфиков и эффективности коррекционной работы.
Первую часть выступления посвящаю детям, имеющим нарушения звукопроизношения. Взаимодействуя с логопедами дошкольных учреждений, обследуя детей, поступающих в школу, выявляю детей с нарушениями звукопроизношения и веду с ними последующую работу. Но, тем не менее, каждый учитель начальных классов должен знать, что ребенок, неправильно произносящий те или иные звуки, составляет так называемую «группу риска» по дисграфии.
Кроме этого подробно рассказываю о видах нарушений письменной речи, которые встречаются у младших школьников. Цель этого сообщения – научить педагога отличать специфическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики. Для того чтобы сообщение было более наглядным, раздаю учителям таблицу-памятку с перечнем специфических ошибок письменной речи (приложение 2). С помощью такой таблицы учителя начальных классов, ежедневно наблюдают детей, и этим помогут выявить детей – дисграфиков, а также те ошибки детей, которые не относятся к специфическим, те, где нужна работа учителя.
Однако учителя должны понимать, что данные ошибки не являются специфическими, если они нестойки и носят единичный характер.
Кроме теоретических знаний в начале учебного года обязательно довожу до сведения учителей то, как организуется работа на школьном логопедическом пункте. Учителя начальных классов должны знать, что коррекция нарушений письменной речи ведется в группах, а также о том, по каким признакам происходит деление на группы. Не лишним будет и напоминание о том, что «ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, родители, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения» (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Это призвано не только настроить учителя на сотрудничество с логопедом, но и укрепить связку «логопед-учитель-родитель», так как эти сведения учителя начальных классов доводят до сведения родителей.
3.1.2.Выступление логопеда на родительском собрании
Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов нельзя рассматривать отдельно от взаимодействия с родителями тех детей, которые посещают логопедический пункт. Родители учеников могут оказать большую помощь в работе учителю-логопеду. Сотрудничество логопеда с родителями призвано сделать коррекционную работу более эффективной, а также устранить непонимание, которое часто возникает между учителем начальных
классов и родителями при работе с ребенком, имеющим нарушения письменной речи.
Поэтому в начале учебного года логопед обязательно выступаю на родительских собраниях, особенно у первоклассников.
Цель посещения родительских собраний – познакомиться с родителями детей, поступивших в школу, а также кратко сообщить о целях и задачах своей работы в школе.
В частности, логопед говорит о том, что фонетические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения, поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являясь причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если проводить с ребенком специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообщения, логопед приводит несколько примеров из своей практики.
Получив, таким образом, самые общие сведения о работе учителя-логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью отнесутся к приглашению на родительское собрание на логопункте.
После такого родительского собрания и учитель, и родители должны знать, к кому обращаться за помощью в случае неуспеха ребенка, что
облегчит общение между учителем и родителями.
Одно из таких собраний проводилось с родителями первоклассников во второй четверти. По просьбе учителя рассказала родителям о значении развития мелкой моторики для развития речи, показал несколько упражнений для развития движений кистей и пальцев рук, дал некоторые рекомендации (приложение 3).
Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов не будет полноценным, если логопед, со своей стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы по русскому языку и чтению. Я учитель начальной школы. Мой стаж 34 года.
Кроме традиционной программы в школе есть классы, занимающиеся по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Очень хорошо проводить сравнительный анализ и выделить несколько особенностей, которые отличают эти две программы в первом классе и которые должен знать логопед при осуществлении коррекционной работы.
Результат консультации можно занести в таблицу.
Традиционная программа («Азбука» В.Г. Горецкого) | УМК под ред. Н.Ф.Виноградовой «Школа XXI века» |
1) Во время добукварного периода речь делится на предложения, предложения - на слова, слова на слоги, затем проводится звуковой анализ каждого слога. Все сопровождается схемами. 2)При составлении схем, сопровождающих звуко-буквенный анализ и при обучении чтению существуют понятие «слог-слияние» (ло, на, ру и т.д.) и схема, его обозначающая ( ). 3)Букварный период длится недель, порядок изучения букв следующий: - гласные а, о, и, у, ы, - частоупотребимые согласные н,т,к,с,л,р,в, - гласные второго ряда е,я,ё,ю и гласная э вместе с оставшимися согласными буквами, ь и ъ знаками. Дается название буквы (« эн», «ша», «ка» и т.д.). | 1) Во время добукварного периода понятию «предложение» уделяется меньше времени, схема предложения не составляется, предложение практически сразу делится на слова, схема предложения составляется уже в таком виде. 2)Понятие «слог-слияние» отсутствует. При выполнении звуко-буквенного анализа каждый звук обозначается квадратом-фишкой определенного цвета: - на начальных этапах – каждый звук- желтая фишка; - по мере изучения гласных и согласных звуков обозначения вводятся аналогично традиционной программе за исключением слияния: -красная фишка – гласный звук, -синяя фишка – согласный твердый звук, -зеленая фишка – согласный мягкий звук. 3) Букварный период длится недель, порядок изучения букв следующий: - гласные буквы парами (а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и), - сонорные звуки ( м,н,р,л,й), - парные звонкие и глухие согласные (г-к, с-з, т-д, б-п, в-ф, ж-ш), - шипящие и аффрикаты (ч, щ, х, ц), - ь,ъ. |
Зная эти особенности, можно сделать коррекционную работу доступной для детей, обучающихся по разным программам, выработать единые требования к ученику со стороны учителя начальных классов и учителя-логопеда.
С этой же целью со своей стороны, выступаю на методических объединениях учителей, предлагая обсудить разные вопросы.
Выступления учителя - логопеда на методических объединениях учителей начальных классов
Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Именно этой теме было посвящено одно из методических объединений. Убеждаю учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика. Как показало исследование, практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидки на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Но дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные в соответствии с нормами, принятыми в школе. Моя задача, во-первых, научить педагога отличать специфическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное орфографическое правило, а во-вторых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося.
Кроме того, во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащегося. Оценка на логопедическом занятии ставится, прежде всего, по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т. е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки. Стараюсь убедить учителя в том, что значительно важнее нормативной оценки создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке.
Кроме этого вопроса на методических объединениях целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.
Но, несомненно, основной формой взаимодействия логопеда и учителя являются индивидуальные консультации и беседы.
Индивидуальные консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов
Индивидуальные консультации и беседы учитель-логопед проводит с учителями начальных классов (особенно с молодыми педагогами) в течение всего учебного года по ходу коррекционной работы по мере необходимости.
Цель таких консультаций – обеспечить комплексный подход к ребенку со стороны учителя и логопеда, а также индивидуальный подход со стороны учителя во время урока.
Индивидуальные консультации целесообразно проводить по каждому направлению коррекционной работы по преодолению дисграфии с теми учителями, чьи дети посещают коррекционные занятия
Еще мы используем кабинет психологической службы для проведения логопедических групповых интегрированных занятий с педагогом – психологом. Пока мы накапливаем опыт проведения таких занятий. Но хочется отметить, что интегрированные занятия, проводимые не одним, а сразу двумя специалистами дают положительный результат.
Специалисты проводят открытые занятия, консультации, всеобучи для молодых педагогов и родителей наших воспитанников, показывают мастер-классы на школьном, муниципальном уровнях. Все теоретические и практические материалы выставляются на сайт школы.
Анализ работы школьной команды педагогов, работающих в коррекционно- развивающем направлении, показал положительную динамику в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У школьников формируются навыки социализации, значительно улучшается успеваемость, повышается самоконтроль и ответственное отношение к учебе. По окончании начальной школы часть учеников показывают хорошие результаты на КР и успешно переходят в основное звено, задержанное психическое развитие с них снимается.