13
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА
Выступление на заседании педагогического совета
«Применение игровых технологий на уроках права и обществознания»
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть внимание современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Делать это совсем непросто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету, например, через игру.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится игровым технологиям.
Одним из способов активизации деятельности, учащихся является дидактическая игра. что же такое есть игра вообще, и игра дидактическая? Теоретический анализ философской и психологической литературы (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина) позволяет определить игру - в широком смысле слова - как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях.
Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений и навыков", можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений, навыков.
Игра — вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Игра — вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением1. Такого рода активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленной педагогической деятельности и применением педагогической технологии.
Дидактическая игра - условная занимательная деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей - специальные тренинги.
Игровая деятельность - это усилия, направленные на реализацию правил и условий игры и игровых заданий.
Существует несколько основных признаков игровой деятельности:
1. имеет добровольный характер;2. непродуктивна;3. проходит по правилам, которые регламентируют ее;
4. всегда сопряжена с напряжением (интеллектуальным, физическим)2.
Классификацию ролевых игр проводят и по различным признакам. Они делятся на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням сложности и по временному или целевому признаку. Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на участников три основные задачи. Но: «…выделив как три вида: воспитательные, образовательные и развлекательные игры, невозможно провести чёткую границу между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определённые качества у игроков».
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре ребёнок становится сильным и умелым, он всё может и поэтому в ней находит удовлетворение его ребячье самолюбие и самостоятельность. В игре он создаёт свой воображаемый мир в подражании реальному миру, играя, он учится жизни и отношениям окружающих его взрослых. Формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Игра учит искренности, товариществу. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка3.
Для наиболее эффективного обучения, как известно, нужна яркая, активная деятельность самого ребёнка. Игра - обобщённая модель формирования того, что психологи называют "самостью" человека собирание своего "я". Игра - мощнейшая сфера "самости": самовыражения, самоопределения, самоосуществления, самоорганизации. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, что отвергнуть в окружающем мире. А. Н. Леонтьев отмечал, что психологическое значение игр заключается в том, что в них впервые возникает ещё один очень важный для процесса формирования личности ребёнка момент - момент самооценки.
Игра одновременно является формой обучения детей. Значение игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Нужно отметить, что у ролевой игры - как метода обучения есть свои недостатки и преимущества.
Преимущества
1. Вызывает интерес к уроку;
2. Делает процесс обучения занимательным;
3. Организует работу на творческо-поисковом уровне;
4. Служит практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время;
5. Объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности;
6. Дает мощный стимул в обучении;
7. Способствует быстрому и активному возбуждению познавательного интереса;
8. Активизирует психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление;
9. Создает условия для развития творчества ребенка;
10. Способствует глубоким знаниям;
11. Выполняет воспитательную функцию.
Недостатки
1. Невозможно постоянно использовать;
2. Занимает весь урок, иногда сдвоенный;
3. Предшествует большая предварительная подготовка;
4. Необходимость постоянно контролировать дисциплину;
5. Проблема сохранения научного подхода;
6. Проблема объективного выставления оценок;
7. Непредсказуемость;
8. Регламент заданий. 4
Что касается психолого-педагогических возможности игровой, деятельности в обучении, то заключаются в следующем:
игра мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная
мотивация, так как мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности;
в игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление.
Использование дидактических игр помогает решать ряд задач:
-развитие познавательного интереса к предмету;
-глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;
- активизация познавательной деятельности;
- создание условий для самовыражения личности;
- повышение творческого потенциала учащихся;
- разнообразие учебной деятельности;
- развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.
Игра на уроках права и обществознания – это форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники общественных событий прошлого или современности. Цель игры – создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения ребенка к общественной действительности или жизненной ситуации с которой придется столкнуться в будущем.
Цель - формирование у детей творческого потенциала и повышение активизации познавательных возможностей учащихся, используя дидактические игры и элементы игры на уроке обществознания
Цель реализуется через следующие задачи:
- развитие образного, логического и критического мышления;
- выработка умений и представлений работы с текстом, моделирование и анализ жизненных ситуаций;
- развитие находчивость и сообразительности.
Ролевую игру как вид деятельности можно использовать на различных этапах урока. Несколько приемов использования ролевой игры на уроках обществознания.
1. «Кто я?» Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он. Например, урок «Кто стоит на страже закона».
2. «Социальные роли» - ученики представляют себя как представители какой-либо профессии. Разыгрывают сценки различных жизненных ситуаций. В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Игра как элемент урока может быть использована при прохождении следующих тем:
1. «Что значит жить по правилам». Игра используется на этапе закрепления изученного материала или для актуализации темы. Ученикам предлагается подумать и закончить фразу «Для меня самое важное правило – это…», объяснить значимость выбранной позиции.
2. «Почему важно соблюдать законы». Игра «Ассоциация». В этой игре может принимать участие, как целый класс, так и один человек. Совместно выбираем ключевой термин по теме урока. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них это слово. Например, справедливость у кого-то ассоциируется с богиней Фемидой, у кого-то с наказанием. Воображение детей совершенно разное и поэтому некоторые ассоциации могут быть далекими от предмета, в этом случае лучше не заострять на них внимание. Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дифференцировании заданий в дальнейшем. Кроме того, проводя посредством этой игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, вы можете увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошел мимо внимания учащихся5.
3. «Для чего нужна дисциплина». Игра «Живая картина». Группа участников должна сделать «живую картину», а потом замереть неподвижно, чтобы зрители поняли, что изображено. Изобразить нужно проявления внутренней и внешней дисциплины.
4. «Виновен – отвечай». Игра «Я знаю пять…». В 7 классе ее можно усложнить, предложив детям продолжить фразу несколько раз, обязательно используя новое числительное.
«Я знаю…. (один)» - «Я знаю, что закон один для всех».
«Я знаю…(два)» - «Я знаю два вида правонарушений…»
«Я знаю… (три) - «Я знаю три признака правонарушений…»
«Я знаю…(Четыре)» - «Я знаю четыре вида юридической ответственности…»
«Я знаю…(пять)» - «Я знаю пять правонарушений….»6
Урок – игра может быть использована при прохождении следующих тем:
1. «Права и обязанности граждан»
2. «Защита Отечества». В игре участвует целый класс. Главные роли играют люди, изображающие выдающихся людей, компетентных в том или ином вопросе. Например, " это может быть работник военкомата, известный военачальник (не обязательно ныне живущий - ведь это игра), потенциальный призывник.
Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Учитель должен стремиться развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и создании новых игр. Учитель постепенно передает свои позиции лидера в организации игровой деятельности, становясь косвенным руководителем.
Таким образом, происходит постепенное развитие самостоятельности учащихся, а учитель постепенно отходит от роли организатора к роли консультанта, или простого участника игры.
Подводя итоги своей работы, можно сказать, что практика показывает, на уроках, где проводится игра, отмечается 100 % активизация деятельности учеников. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску. Хочется надеяться, что представленные разработки игровых технологий окажут серьезную профессиональную поддержку коллегам-учителям в проведении интегрированных уроков и внеклассных мероприятий и введении интегрированных форм в образовательный процесс.
Знания, приобретенные в играх на уроках, становятся для каждого участника игры личностно значимыми¸ эмоционально окрашенными, что помогает глубже понять и буквально почувствовать изучаемую историческую эпоху. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Применение игр на уроках дает хороший результат при системном подходе в развитии определенных навыков в обучающей игре. Необходим также индивидуальный психологический подход к каждому играющему, чтобы не навредить, играя, и не нанести ребенку психологическую травму, не усугубить его переживаний по поводу собственной значимости в мире людей.
Интерес к игровым урокам возрастает, число игр увеличивается, играть на уроке становится модным, в них (играх) становится все сложнее ориентироваться. Многие традиционные детские игры, развивающие коммуникативные навыки, вытесняются опосредованными интерактивными играми на электронных носителях, что не всегда прогрессивно и полезно, так как ограничивает двигательные и социально-адаптивные возможности ребенка.
Игры же, формирующие коммуникативные навыки, развивают сопереживание, умение поставить себя на место другого, «лечат» от инфантилизма и безразличия, неспособности преодолевать возникающие жизненные проблемы. Однако абсолютизировать игровой метод не стоит, так как он хорош лишь при разумном пропорциональном сочетании с традиционными уроками.
В результате обобщения педагогического опыта мною был сделан вывод о том, что включение игры в процесс обучения на уроке повышает заинтересованность учащихся, вовлекает в процесс работы и повышает процент качества знаний.
Приложение № 1
Игровые элементы на уроке обществознания
Игра «Крокодил».
Правила игры: не используя слов объяснить значение термин. На «передачу» термина отводиться 1 минута. Команда (ряд, выбирается капитан) называет термин, при правильном решении присваивается 1 балл. Термины: ребенок, Конституция лидер, решение, парламент, Ассамблея, дисциплина, долг, обязанность. (Подводятся предварительные итоги).
«Проблемные задания»
Учитель формулирует проблемные задания. Например, «Что будет если нарушать законы?», «Почему люди совершают проступки?»
«Конкурс на уроке по теме: Права человека»
Командам раздаются контрольные листы с различными ситуациями из сказок. Необходимо определить, о каком праве или нарушении прав сказочного героя идет речь. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышление – 3 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.
1.«12 месяцев». Мачеха послала сироту в декабрьскую стужу за подснежниками и приказала на возвращаться без них.
2. «Колобок». Лиса попросила колобка сесть к ней на нос, спеть песенку и съела его.
3. «Буратино». Карабас-Барабас держал кукол в рабстве и заставлял работать на себя.
4. «Золушка». Мачеха и сестры не разрешили Золушке поехать на бал, а заставили ее переделать много домашних дел.
5. «Три поросенка». Волк дунул, плюнул и домик Наф-Нафа развалился.
6. «Буратино». Папа Карло подарил Буратино азбуку, которую он впоследствии продал.
7. «Гадкий утенок». Его били, щипали, гнали отовсюду за то, что он был не такой, как все.
8. «Буратино». Полицейские ворвались в коморку папы Карло.
9. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Черница угостила царевну отравленным яблоком.
Ответы:
1. Право на заботу
2. Право на жизнь
3. Право на свободу и свободный труд
4. Право на отдых
5. Право на неприкосновенность жилища.
6. Право на получение бесплатного образования
7. Право на индивидуальность
8. Право на неприкосновенность жилища.
9. Право на жизнь
«Умей раскрыть преступление»
Вы получаете лист с заданиями и выдержки из статей Уголовного кодекса. Используя документы, выполните все задания, но озвучивать ответы будете по очереди.
Задание
1. Тайно проник в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.
2. Ночью, снял колеса, с машины стоящей в соседнем дворе.
3. Взял взаймы 1000 рублей и пообещал вернуть через месяц, но так и не вернул.
4. Схватил шапку с головы прохожего и скрылся.
5. Выходя из автобуса, выхватил сумку у женщины и скрылся
6. Вовлек в азартную игру и обыграл путем обмана
Ответ: Кража, Кража, Мошенничество, Грабеж, Грабеж, Мошенничество.
Документы:
Статья 158 Уголовного кодекса РФ. Кража
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества,
-наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 159 Уголовного кодекса РФ. Мошенничество
1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием,
-наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 161 Уголовного кодекса РФ. Грабеж
1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества,
-наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет
Конкурс «Кто стоит на страже закона?»
У вас список органов, занимающихся вопросами правопорядка, соблюдения законности в государстве, оказанием юридической помощи населению:
1. Полиция (Органы внутренних дел)
2. Уголовный розыск
3. Адвокат
4. Уполномоченный по делам несовершеннолетних
5. Полиция общественной безопасности
6. Налоговая полиция
7. Прокуратура
8. Суд
9. Нотариус
10. ФСБ ( Федеральная служба безопасности)
11. Таможня
Этот конкурс включает в себя 2 вида заданий.
Заполнить схему «Правоохранительные органы РФ (Кластер) – 2 мин.
Назначение которых борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности.
Ответьте на вопросы:
1. Работники этого правоохранительного органа обеспечивают правопорядок на улицах, дорогах, вокзалах и других общественных местах. (Ответ: полиция общественной безопасности)
2. Основная функция данного органа следить за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. (Ответ: прокуратура)
3. В этом органе государственной власти осуществляется правосудие, т.е. на заседаниях этого органа решается, кто прав в правовых вопросах, а кто виноват и восстанавливается справедливость. (Ответ: суд)
4. Федеральный правоохранительный орган, являющийся составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ, выполняющий функцию по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. (Ответ- налоговая полиция)
5. Лицо, помогающее составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. (Ответ: нотариус)
6. Основной задачей этого специалиста является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. (Ответ: адвокат)
«Эрудиция»
На дом ребята получили задание подготовить выступление на 1 мин.
Тема выступления: Почему важно соблюдать законы?
«Придумай слово»
Составить как можно больше слов из предложенного слова «Справедливость»
Называем слова по очереди, не повторяться. Начинаем с команды набравшей больше очков, побеждает команда, назвавшая последней слово.
Возможные варианты слов, составленных из слова «Справедливость»:
1. право
2. диво
3. радость
4. вера
5. сор
6. спор
7. дело
8. два
9. ведро
10. вода
11. еда
12. Рот
13. лот
14. Тор
15. лесть
16. сорт
17. пол
18.правовед
«Игры с текстами»
1. Найди ошибки:
1. Время, которое остаётся после выполнения обязательных дел, называют личным временем.
2. Оно нужно для того, чтобы ничего не делать.
3. Время не нужно правильно распределять.
2. Заполни пропуски:
1. От своих предков и родственников человек наследует определённые ___________(свойства).
2. Наследственность животного проявляется в его ________, т. е. в определённых действиях, поведении.
3. Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.
3. Придумай своё продолжение этой сказки. Е. Шварц. Из Сказки о потерянном времени. «Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом, и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети и сами того не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками. Как быть? Что делать?»
1
2
3
4
5
6