СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме "Работа с одарёнными детьми на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Работа с одарёнными детьми на уроках истории"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЯЩИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 имени ВИКТОРА КОТИЛЕВСКОГО»
















ПОДГОТОВКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ К ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ

(из опыта работы)







Учитель истории

ГОУ ЛНР «Ящиковская СШ № 15

имени Виктора Котилевского»

Чумак Лариса Ивановна













2018 г

Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории

Учитель истории

Чумак Л.И.

Наступление новой технологической эры и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов. Для решения этой проблемы многие педагоги разрабатывают различные варианты, одним из которых является олимпиада.

Олимпиадное движение – это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одарённые дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одарённых детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

Решение проблемы заключается в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении подростков.

В основном олимпиады целесообразно проводить как внеурочное мероприятие, чтобы не нарушать обучающий процесс. Да и составление вопросов к олимпиаде требует от преподавателя немалой подготовки. В тоже время, участие в олимпиаде требует специальной подготовки обучающихся. В настоящее время очень важно уметь ориентироваться в море информации, отличить верную версию от ложной, находить причины ошибок. Для этого необходимо развивать критическое мышление.

Готовясь к олимпиаде по истории, учащиеся должны не просто прочитать материал, а разобраться в сути событий, которые предложены источником. История – это один из тех предметов, который просто заучивать бессмысленно. Поэтому подготовка к олимпиаде требует внимательности. Нужно не упустить ни одной мельчайшей подробности, которую предлагает нам источник.

Подготовка к олимпиаде, её организация и проведение занимают много учебного времени.

Систематическая работа с одаренными детьми проводится как на уроках истории и обществознания, так и во время внеурочных занятий.

Проводятся работы:

- по формированию хронологических знаний

- тест на определение даты по событию

- тест на определение события по дате

- кто из перечисленных исторических деятелей был современником

- расставьте в хронологической последовательности

- соотнесите событие и дату

- определите принцип образования хронологического ряда

- какое событие произошло раньше (позже)

- какое событие произошло в царствование…

- хронологические уравнения

- вставьте пропущенные в текст даты

- по формированию картографических знаний и умений

- работы со статистическими данными


1) По рисункам определите названия древнерусских мер длины и их примерное значение.

2) Расставьте старинные русские меры длины в порядке убывания (возрастания)

3) Установите соответствие монет (мер веса и объема)

4) Измерьте: свой рост в вершках…, свой вес в фунтах…, свой вершок и т.д.

5) Решите задачу из старинных учебников


- Формирование причинно – следственных связей

1) Составление схем и логических схем. Заполнить пропуски в схеме.

2) Сравнение причин событий.

3) Выделение последствий и итогов событий.

4) Объяснение высказывания.

5) Сделайте вывод.

6) Сформулируйте вопросы к тексту.


- Изучение теоретического материала.

1)Работа со словарем.

2) Определите ошибки, допущенные при объяснении понятий.

3) Вставьте пропущенные буквы и объясните понятия.

4) Составьте предложения со словами.

5) Тестовые задания.

6) Составьте (разгадайте) кроссворд.

7) Подберите синонимы к историческим понятиям.


Формы работы с одаренными детьми:

- систематические индивидуально-групповые занятия с сильными учениками на протяжении учебного года;

- предметные недели или декады, которые позволяют как учащимся, так и учителям раскрыть свой творческий потенциал. В рамках предметных недель используются самые разнообразные формы и методы проведения: концерты, викторины, конкурсы, КВН, издательская деятельность и т.п.

- участие в районных, республиканских конкурсах, соревнованиях, творческих конкурсах;

- организация внеклассных мероприятий, классных часов, способствующих формированию творческой, успешной личности, стремящейся к самореализации;

- поощрение одаренных учащихся.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю необходимо: составить план занятий с ребенком; определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам; выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы, и т.д.) за определенные промежутки времени.

Диагностика в 5-6 классах определяет склонности и способности учащихся по истории.. В результате анализа ответов определяется круг учащихся, которые могли бы заниматься более углубленно по предмету.

Следующий шаг - это беседа с родителями и классным руководителем с целью определения дальнейшего сотрудничества при подготовке учащегося к различным олимпиадам.

Продолжительность занятий для отдельных учеников не может и не должна быть одинаковой. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника. Возможно, что ученик может прийти на занятие, чтобы просто получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы.

Но важной частью является групповая форма работы. В группе возможен само- и взаимоконтроль, обмен мнениями, точками зрения, выстраивание общих гипотез и их проверка. Возможен и краткий разбор интересных большинству теоретических вопросов. Общение детей разных возрастов является прекрасным стимулом к изучению внепрограммного материала.

Предлагаю учащимся следующую структуру подготовки к олимпиаде: 1). Составляем программу занятий, определяя, какие темы прорабатываем вместе с учащимися, какие они будут прорабатывать самостоятельно.

2). Подбираем источники информации, которыми будут пользоваться наши ученики (книги и энциклопедии, Интернетом).

3) Для дальнейшей работы при подготовке учащегося к олимпиаде обязательно составляю индивидуальную карту для контроля за качеством знаний, где после каждой большой темы, проводится тест и выставляется отметка, позволяющая определять степень изучения данного материала.

4) Практический этап: включает обязательное решение тестов разного уровня сложности, исторических задач, ситуаций и т.д.

Планомерная работа по подготовке учащегося должна начинаться в VI-VII классах. И тогда есть шанс, что ученики, не только займут призовые места в олимпиадах разного уровня, но и добьются хороших профессиональных результатов.

Уже в VI классе необходимо определить, чьи способности превышают среднестатистические. Всему классу предлагается выполнение определенного типа заданий. Для VI-VII классов можно предложить следующие.

. «Историки пишут правильно» - ученику предлагается термин с пропущенными буквами, которые необходимо вставить. Его можно использовать следующими способами: как одно из заданий при проверке знаний, более сложный вариант – самостоятельно найти в предложенном справочнике написание слова по его определению. Третий вариант для высокомотивированных и заинтересованных детей – найти не только правильное написание, но и определение слова и поделиться результатом с классом. Использование этого задания продолжается вплоть до XI класса.

. «Угадай кто» - учащиеся должны по предложенным признакам определить, о ком идет речь. При изучении каждого исторического персонажа особое внимание уделяется не только его внутренней и внешней политике, но и характеристикам, данным современниками и потомками.

. «Определи термин» - из предложенных слов составить определение понятия, и назвать его. По мере усложнения материала задание усложняется, необходимо не только составить определение, но и найти термин в энциклопедии или словаре.

. «Найди ошибку» - найти в тексте ошибки и исправить их. Со временем формулировка задания приближается к олимпиадной.

. «Заполни пропуски» - в тексте пропущены слова и даты. Они даются после текста, их необходимо поставить в логическом порядке. Данное задание позволяет развить логическое мышление и научиться выстраивать причинно – следственные связи.

Каждый из этих типов заданий встречается, в олимпиаде начиная с IX класса. . В VIII-IX классах следует начинать индивидуальные или групповые занятия с одаренными учениками, используя для этого часы школьного компонента, требующие работы, не только с отдельными заданиями, но и с другими учебниками.

Если вы работаете в классе с углубленным изучением истории, то часы школьного компонента целесообразно потратить не столько на углубление материала, сколько на отработку следующих умений и навыков: написание и защита эссе, включая оппонирование, подготовку тезисов выступления, работу с историческими источниками, анализ конкретно- исторической ситуации.

Если работа ведется в общеобразовательном классе, то часы школьного компонента необходимо использовать для углубления знаний учеников.

В VIII-IX классах особое внимание уделяется еще двум моментам – работе с историческими личностями и написанию эссе.. В X-XI классах ученики сами пытаются найти противоречия в личности и проанализировать их. Это позволяет посмотреть на любую личность с неожиданной стороны.

Естественно, учащиеся в VIII – XI классах продолжают выполнять задание «Определите, о ком идет речь». Оно может быть двух типов. Первый предполагает определить, о ком идет речь, по яркой характеристике, известной в исторической науке. Например: «Он родился в австрийском городе Браунау в 1889 году и до 1932 года сохранял австрийское гражданство. Отец его был служащим на таможне и обеспечил себе относительный достаток. Но он умер, когда ему было 14 лет. Рос он своенравным, малосклонным к регулярным занятиям. Ему так и не удалось закончить среднюю школу в Линце, куда переехала его семья. После смерти отца он решил поступить в Венскую академию художеств, найдя в себе незаурядное дарование по части живописи и архитектуры, но дважды провалился на вступительных экзаменах. Через некоторое время умерла и его мать, и он оказался без средств к существованию. Он остался в Вене и жил, перебиваясь случайными заработками. Там, в Вене, столице многонациональной Австро-Венгрии, с её обострёнными межнациональными отношениями, он становится ярым поборником немецкого национализма и антисемитизма, черпая сведения об этом из всяких бульварных изданий. В 1923 году он со своими единомышленниками попытался захватить власть в Мюнхене (эту попытку в шутку потом назвали «пивным путчем», поскольку решение о нём было принято в пивной). За это суд приговорил его к пяти годам тюрьмы. Находясь в ней, он написал большую часть книги «Майн Кампф» («Моя борьба»), в которой изложил свои политические и расовые идеи».

Вопрос: Что это за личность, которая оставила такой незабываемый след в истории?

(Адольф Гитлер).

Второй тип задания, с одной стороны кажется более простым, но, с другой – требует сопоставления нескольких характеристик. В ходе его выполнения также необходимо определить, о каком историческом персонаже идет речь. Например, определить о ком идет речь в приведенных отрывках документов «… верующий и благочестивый с молодых лет православный христианин, одаренный блестящими организаторскими способностями и административным талантом и, что, наверное, самое главное, трудившийся не ради корысти и славы, а также как Император, следуя своему нравственному долгу …, такой сотрудник был бесконечно нужен Александру»; «Всей России притеснитель, губернаторов мучитель, и Совета он учитель, а царю он друг и брат. Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести». Это двоякая характеристика государственного деятеля. (А.А. Аракчеев).

Особую сложность вызывают задания на сопоставление личности, представленной на изображении, и события, творения или явления, с которыми данная личность связана. Здесь выход только один: регулярно показывать ученикам портреты не только императоров или генеральных секретарей, но и министров, ученых, художников.

С VI класса необходимо начинать работу с историческим источником, двигаясь от простого к сложному. Первые задания к источнику направлены на поиск конкретной информации в тексте, а также на определение своего отношения к описываемым в источнике явлениям. Например, к отрывку из «Поучения» Владимира Мономаха можно задать следующие вопросы: к кому обращается князь, каким он видит правителя государства, согласен ли ты с позицией князя?

В VII- VIII классах можно привлекать два источника, или два мнения об одном и том же событии. Основная задача такой работы с источниками – научить сравнивать различные точки зрения на события и отстаивать свою собственную.

Естественно, что в старших классах более сложны и источники и задания. Так, начиная с IX класса ученикам необходимо не только выявить отношение автора к событию, но и датировать документ, определить при каких условиях он появился и каково его значение для соответствующих событий. Начинать можно с «Манифеста от 19 февраля 1861года

И, наконец, самое сложное – написание и защита эссе. Здесь совет может быть только один – использовать материалы олимпиад предыдущих лет и на их основе учить писать эссе, размышлять на предложенные темы. В VI –VII классах целесообразно способным детям предлагать задания типа «Подумай над высказыванием…» Свои размышления ученику следует начинать с того, согласен ли он с высказыванием и почему, подыскивая аргументы на основе изученного материала.

Начиная с VIII класса высоко мотивированным ученикам предлагается в качестве домашнего задания подобрать аргументы, подтверждающие и опровергающие то или иное высказывание. Например, «Павел I нанес большой удар по своеволию дворянства, но признавать его противником дворянства нельзя».

Хотелось бы подробнее остановиться на роли тестовых заданий при подготовке учащихся к олимпиаде по истории. Считаю, что рациональным, да и оптимальным способом достижения высоких результатов является разработка тестовых заданий различного уровня и направленности.

Для успешного выполнения тестовой работы ученики должны не только хорошо знать теоретический материал, а также иметь практические умения и навыки в работе с контурными картами и атласами, разными документами.

Подготовка учащихся к олимпиадам - это ответственный этап в моей педагогической деятельности. В своих тестах я стараюсь осветить в полном объёме вопросы, которые могут вызвать затруднение при выполнении работы учащимися. Очень важно при работе с тестами правильно распределять время, так в первую очередь необходимо выполнять те тесты, в правильности ответов которых ученик твёрдо уверен, это позволяет получить определённое количество баллов и дать больше времени для ответов на сложные задания.

При подготовке учащихся всегда обращаю внимание на умение переключаться с одного вида заданий на другие . Подготовка к олимпиадам создает хорошие условия для контроля знаний по предмету за курс средней школы и дает возможность объективности оценивания результатов учебной деятельности учащихся. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, отработке умений и навыков работы с объёмными материалами. Тестовая технология снижает уровень психологической тревожности.

Составляя тестовые задания, учитываю следующее:

• содержание теста должно быть выполнимо для учащегося данного возраста

• задания должны быть сформулированы недвусмысленно;

• задания должны содержать основную информацию;

• в комплексном тесте должны быть разноплановые задании, рассчитанные на логику, анализ, синтез и другие мыслительные операции.

Основываясь на главном принципе поэтапного обучения и продвижения от простого к сложному, предлагаю своим учащимся следующий «тестовый маршрут». Так, для учащихся 5-х классов, которые находятся только в начале олимпиадного движения, составляю тесты несложные, развивающие и обучающие, ответах которых содержатся только слова «да» или «нет», «правда или «ложь». Например, при изучении темы «Переход от родовой общины к соседской», возможен такой тест: Первым металлом, который человек научился обрабатывать и плавить, была медь. Да или нет?

Тема «Природа и население Египта». Египтяне из папируса (тростника) получали материал для письма. «Правда или «ложь»?

Тема «Природа и население Египта». Река Нил при впадении в Средиземное море образует широкую - …. дельту.

При работе с обучающими тестами занятия провожу в компьютерном кабинете, что дает возможность учащемуся сразу видеть правильный ответ и скорректировать дальнейшее изучение конкретной темы с опорой на учебник, пособие. Такие тесты предлагаются для того, чтобы учащиеся более чётко могли выделять в результате изучения домашнего материала необходимые для ответа, значимые слова, которые выделяются жирным шрифтом или курсивом. Например, в тему «Превращение Египта в могущественную державу» можно включить следующий тест: - Когда был подписан первый в истории мирный договор? а) в 1270 году до н.э.; б) 1270 году; в) 270 году до н.э. Для решения таких тестов необходимо внимательно изучать материал учебника.

После обучения учащихся умениям работать с данным видом тестов предлагаю другие образцы, которые являются более сложными и предполагают:

1. Одиночный выбор.

2. Множественный выбор.

3. Составление хронологической цепочки.

4.Составление пар.

5. Заполнение пропусков.

6. Работа с рисунком или иллюстрацией.

7. Работа с картой.

8. Работа с текстом.

Учащиеся 8-11-х классов более подготовленные, так как уже несколько раз принимали участие в олимпиадах разных уровней, поэтому большинство заданий для них наряду с традиционными, имеют повышенную сложность: использование визуального ряда (портреты, фрагменты картин, фотодокументы), изображения исторических объектов; архитектурные памятники, геральдика, военная техника, оружие.

Тесты провожу вводные, текущие, промежуточные, тренировочные, итоговые. Использовать их для работы с олимпиадниками можно практически на любом этапе занятия, изучая любую тему и на любой ступени обучения. Логично составленные тестовые задания, рациональное их применение вырабатывают у учащихся логику мышления, творческий подход к решению исторической задачи, вызывают интерес у учащихся к предмету история.

Тесты обязательно дифференцирую по уровню сложности: это позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к ученикам при подготовке, так тесты более сложные получают учащиеся, которые готовятся к олимпиаде, это заставляет их быть более собранными и исключает списывание готовых ответов более слабыми учениками.

Использование тестов и разноуровневых заданий на занятиях помогает ученикам быть уверенными в своих знаниях, поверить в то, что все у них получится, проявить себя на уровне своих возможностей.. Применение компьютерных технологий позволяют быстрее и объективнее выявить и оценить знания учащихся. При проведении компьютерных тестов каждый ученик, когда ответил самостоятельно на задания, получает на экране результат своего ответа. Учащийся видит, что оценка знаний не зависит от субъективного взгляда проверяющего, и поэтому происходит оценивание его реальных знаний и умений.

Считаю очень важным и полезным наличие обратной связи с учащимися. Поэтому в качестве домашнего задания нередко учащимся предлагаю тестовые задания по изучаемой теме. Более подготовленным ученикам я могу порекомендовать составить собственные мини-тесты, кроссворды по пройденной теме урока, которые могут использоваться при опросе домашнего задания для всей группы. После изучения каждого раздела обязательно использую проверочные тесты. Это дает возможность не только проверить знания, умения и навыки учащихся, но и спрогнозировать ситуацию олимпиады, что придаст уверенности в собственных знаниях. В начале изучения новой темы обязательно провожу диагностический тест, который позволяет выяснить качество полученных ранее знаний..

Понятно, что как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой.

Итоги олимпиад обсуждаются, разбираются наиболее интересные задачи, другие возможные способы решения.



Работа учителя с одаренными детьми – это сложный процесс. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и одаренного ребенка ведет к взаимному обогащению. Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с историей, но именно она может стать пространством для его личностного роста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!