СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме: "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации потенциала младших школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление будет хорошим подспорьем для педагогов при подготовке к родительским собраниям.

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации потенциала младших школьников".»

Тема выступления: Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника.

Цель выступления: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.

Задачи выступления:

1. Проанализировать школьную систему воспитания по взаимодействию семьи и школы;

2. Выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы и семьи.

Форма проведения: деловая игра.

Используемые методы: «мозговой штурм»; групповая дискуссия; метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

(СЛАЙД 1)

Вступительное слово. Обоснование актуальности выбора темы.

Как вы знаете, Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся – субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации. Поэтому сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. И своё сегодняшнее выступление я посвящаю теме взаимодействия семьи и школы.

Теоретические выступления по теме.

а) Задачи взаимодействия и приоритетные направления совместной деятельности семьи и школы.

(СЛАЙД 2)

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Как писал Ш. Амонашвили, «нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе, или только в семье. Если мы хотим воспитать в нём личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную систему». Т.е. семья и школа создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

(СЛАЙД 3)

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Взаимодействие может выражаться в разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:

(СЛАЙД 4)

  • воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся;

  • формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся;

  • привитие навыков здорового образа жизни;

  • развитие интересов, склонностей, способностей учащихся;

  • подготовка ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».

(СЛАЙД 5)

Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

1) организация диагностической работы по изучению семей.

Изучение семьи позволяет педагогу лучше узнать ученика, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения школьника с родителями. Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, и др.).

2) организация психолого- педагогического просвещения родителей.

Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению, которое способствует накоплению родителями педагогических знаний, представлений и навыков в области воспитания. Основной формой пропаганды психолого-педагогических знаний являются родительские собрания, которые проводятся как в традиционной, так и нетрадиционной форме (конференция, практикум, деловая игра и др.).

3) создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
Родители активно включаются во внеурочную деятельность: праздники класса, походы, спортивные игры, ролевые игры.

4) создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:

  • родительские комитеты (классные);

  • совет школы;

  • информирование о содержании учебно-воспитательного процесса.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Родители информируются о новшествах и изменениях, происходящих в школе: ФГОС, «Школьная форма» и пр.

В школу родители чаще всего приходят на родительские собрания. Реже в тех случаях, если возникают вопросы с успеваемостью ребёнка, или же если в школу их взывает классный руководитель. Совсем мало кто из родителей приходит в школу для оказания помощи для организации классных и школьных мероприятий.

Работа педагогов в творческих группах.

Введение ФГОС требует иных взаимоотношении семьи и школы, взаимоотношений которые построены на сотрудничестве, взаимодействии и доверительности.  Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далеких от педагогических теорий современных мам и пап, как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребенка?
Сейчас предлагаю вам поработать в группах над поиском оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Каждая группа получит лист с заданием. На обсуждение и выработку вашего общего мнения вам даётся 10 минут. Чтобы работа всех членов группы была плодотворной и активной, мы предлагаем вам следующие роли в группе (обратите внимание на цветной кружок на вашем стуле): ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (СЛАЙД 6)

Завхоз (красный) – ответственный за оборудование:
Координатор (жёлтый) – руководитель группы:
Хранитель времени (фиолетовый)
Бодрила (синий)
Секретарь (зелёный) ведёт записи результатов работы группы.
Контролёр (оранжевый) проверяет, что все члены группы действительно согласны с принимаемыми групповыми решениями.
Докладчик (серебристый) представляет результаты работы группы.

Задания группам (каждая группа получает лист с заданием и необходимые материалы). ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рефлексия «Всё дело в шляпах»

(СЛАЙД 7)

а) Каждой группе выдаётся одно из нарисованных на бумаге изображений шляпы (красной, черной, желтой, зеленой, белой). «Синюю шляпу» ведущий берет себе.

Итак, подведём итоги нашего заседания.  А поможет нам в этом одна притча... 

"В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, т. к. все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, они ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами – белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой. Сыновья решили, что это очень дорогой заказ и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали они заказчика, ждали, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый сказал: "Возьму белую шляпу, т. к. белый – благородный цвет". "Возьму черную, – сообщил второй, – строгий стиль меня всегда привлекал". Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвертый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло – и взял желтую шляпу. Пятый очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как все меняется, – он взял себе зеленую шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – и выбрал синюю шляпу. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события. Второй брат начал видеть все в черном цвете, обращать внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось. Брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Все, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше". 

Давайте и мы сегодня примерим эти шляпы. Обладатели белой шляпы изложат только факты, никаких эмоций и чувств; красной – проанализируют проблему, рассмотренную на заседании, с позиции чувств, расскажут, что ощущают в связи с этим; черной – попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности; желтой – будут искать только все самое хорошее, смотреть на проблему с позиции оптимиста; зеленой – фокусируются на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Человек с синей шляпой проанализирует все услышанное и предложит решение. 

б) Обсуждение в группах и представление результатов.

Примечание"Синяя шляпа" в ходе работы групп перемещается по залу и наблюдает, подсказывает, принимает активное участие в обсуждении, готовится к обобщению.

Подведение итогов.

Итак, основной целью организации взаимодействия семьи и школы является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, где родители становятся ведущим субъектом. Только совместными усилиями, поддерживая и дополняя друг друга, школа и семья могут достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Конечно, самая большая работа с родителями возложена на плечи классных руководителей.

(СЛАЙД 8)

«Мы знаем: без сомнения,
Продлится много дней
Союз детей, родителей
И нас, учителей!»

Спасибо за внимание!
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РОЛИ В ГРУППЕ

Завхоз – ответственный за оборудование:

  1. обеспечивает группу инструментами и материалами, которые получает

  2. следит за их сохранностью и использованием.

Координатор – руководитель группы:

  1. следит, чтобы все члены группы имели равную возможность участвовать в работе;

  2. подводит итоги обсуждения, обобщает предложения, высказывания.

Хранитель времени:

  1. следит, чтобы группа не отвлекалась от заданной темы;

  2. следит за временем работы.

Бодрила:

  1. следит за «атмосферой сотрудничества», помогает поддерживать в группе положительное рабочее настроение;

  2. воодушевляет членов группы на сотрудничество;

  3. поощряет членов группы.

Секретарь ведёт записи результатов работы группы.

Контролёр проверяет, что все члены группы действительно согласны с принимаемыми групповыми решениями.

Докладчик представляет результаты работы группы.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 группа

Организация совместной деятельности педагогов и родителей – важнейший путь развития их сотрудничества. Эффективность этой работы повышается, если:

  • у взаимодействующих сторон сформирована положительная установка на совместную работу, они осознают её цели и находят в ней личностный смысл;

  • осуществляется совместное планирование, организация, подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций в этом процессе;

  • участники взаимодействия могут выбирать виды и способы совместной деятельности.

Согласны ли вы с этим? От чего ещё зависит успех сотрудничества семьи и школы?

2 группа

В январе этого учебного года в школе проводился опрос родителей. В ходе анкетирования были получены следующие результаты (см. приложения)

Задача группы проанализировать результаты анкетирования, используя предложенные вопросы. А так же внести предложения по данным вопросам для того, чтобы реально что- то изменить в нашей школе.

Вопросы для анализа:

  • Какие моменты, отмеченные родителями, преобладают в ответах (отрицательные или положительные)?

  • Какое представление имеют родители о жизни школы (полное, частичное, вообще никакого)? Почему?

  • Какие проблемы наиболее актуальны для родителей в настоящее время?

  • Что предлагают родители для решения проблем, которые их волнуют? Реально ли выполнить их предложения?



3 группа

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Какие формы поощрения родительской активности вы можете предложить?



4 группа «Трудные» родители. Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке? Как наладить сотрудничество и взаимодействие с такими семьями?

Сформулируйте правила работы с «трудными» родителями.

5 группа

Иванов И.П. считает, что совместное творческое дело – это совместная забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический результат.

Предложите виды совместной деятельности родителей, педагогов, детей и социальных партнёров.

Какие формы работы могут быть использованы при организации этой деятельности?