Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности обучающихся и учителя.
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.
К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность-способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Личностная компетентность-способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность-способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Нравственная компетентность- готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Коммуникативная компетентность – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать
в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.
2 слайд Педагогику сотрудничества
надо рассматривать
как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
Гуманно – личностный подход к ребёнку
Единство обучения и воспитания
3 слайд Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Весь этот "веер" технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы.
4 слайд Технология сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
- по уровню применения - общепедагогическая технология;
- по философской основе - гуманистическая;
- по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;
- по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
- по типу управления: система малых групп;
- по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
- по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.
Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".
Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях..
Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебный процесс строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации.
5 слайд Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
6 слайд Существуют несколько вариантов реализации технологии сотрудничества
7 слайд 1. «Обучаемся в команде» (Learning Together)
- тема у всех групп одна;
-успех всей группы зависит от результата самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы;
-каждый участник команды овладевает необходимыми знаниями, формирует нужные навыки так, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый;
- награду группы получают одну на всех в виде балльной оценки, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности;
- сравнение проводится не с результатами других учеников, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.
8 слайд 2. «Ажурная пила» разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году.
- учащиеся объединяются в группы (4-6 человек);
- учебный материал разбит на фрагменты между членами команды;
- команда работает над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом;
- проводятся встречи экспертов из разных групп;
- каждый эксперт докладывает в своей группе о проделанной работе.
9 слайд 3. «Учимся вместе» (Stиdent Тeam Learning) разработан в университете Миннесота в 1987 году.
- разнородные по уровню обученности группы (3–5 человек);
- каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой- то большой темы, над которой работает весь класс;
- учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания;
- в результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
10 слайд Таким образом, реализация данной технологии отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции.
11 слайд Для внедрения и использования организации сотрудничества, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:
взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.
12 слайд ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или не согласия.
2-й этап: парная работа
3-й этап: групповая работа
13 слайд Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10-15 мин, во 2 классе- более половины урока.
При освоении работы в парах выделяют три этапа:
1-й-организация социальной деятельности учителя и ребёнка, где учитель передаёт навыки социального общения;
2-й-демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;
3-й-самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного.
14 слайд Задачи групповой работы
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
Развитие умений успешного общения.
Совершенствование межличностных отношений в классе.
15 слайд Правила групповой работы
Говори спокойно и ясно.
Говори только по делу.
Говори по очереди.
Реагируй жестами и знаками.
Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Обращайся к другу по имени.
16 слайд Плюсы и минусы групповой работы
Плюсы
Повышается учебная и познавательная мотивация
Снижается уровень тревожности учащихся
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе
Минусы
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.
17 слайд Учебное сотрудничество с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности к учебному совершенству.
Важность такого подхода к образованию, очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос: “Меня мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь”.
19 слайд