СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление «Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности обучающихся и учителя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоги заседания

городского методического объединения

учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня

 

Тема: «Технологии применения личностно ориентированного подхода на уроке как способы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся».

Дата, место проведения: 14.05.2018, МБОУ «НШ № 24».

Количество участников: 21 человек.

 

Повестка заседания:

  1. Приветствие участников заседания (Абаева Т.К., заместитель директора по учебной работе МБОУ «СШ № 11», руководитель ГМО).
  2. Открытый урок по окружающему миру «Системы органов» для обучающихся 4 классов (Бондаренко Т.В., учитель начальных классов МБОУ «НШ № 24).
  3. Открытый урок по литературному чтению «Дж. Лондон «Бурый волк» для обучающихся 3 классов (Пермякова С.Ф., учитель начальных классов МБОУ «НШ № 24»).
  4. Выступление «Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности обучающихся и учителя» (Мирошниченко Л.Е., учитель начальных классов МБОУ «НШ № 24»).
  5. Выступление «Технологии применения личностно-ориентированного подхода на уроках математики» (Бондаренко Н.М., учитель начальных классов МБОУ «НШ № 24»).
  6. Подведение итогов и рефлексия. Подведение итогов, выработка решения заседания (Абаева Т.К., заместитель директора по учебной работе МБОУ «СШ № 11», руководитель ГМО).

 

Просмотр содержимого документа
«Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности обучающихся и учителя»

Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности обучающихся и учителя.

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.

К ключевым компетентностям относятся:

  • Социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

  • Коммуникативная компетентность-способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

  • Личностная компетентность-способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

  • Информационная компетентность-способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

  • Нравственная компетентность- готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Коммуникативная компетентность – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать
в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.

2 слайд Педагогику сотрудничества

надо рассматривать
как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений

  • Гуманно – личностный подход к ребёнку

  • Единство обучения и воспитания



3 слайд Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Весь этот "веер" технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы.

4 слайд Технология сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

- по уровню применения - общепедагогическая технология;

- по философской основе - гуманистическая;

- по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;

- по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

- по типу управления: система малых групп;

- по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

- по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.

Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".

Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях..

Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебный процесс строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации.

5 слайд Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

6 слайд Существуют несколько вариантов реализации технологии сотрудничества

7 слайд 1. «Обучаемся в команде» (Learning Together)

- тема у всех групп одна;

-успех всей группы зависит от результата самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы;

-каждый участник команды овладевает необходимыми знаниями, формирует нужные навыки так, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый;

- награду группы получают одну на всех в виде балльной оценки, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности;

- сравнение проводится не с результатами других учеников, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

8 слайд 2. «Ажурная пила» разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году.

- учащиеся объединяются в группы (4-6 человек);

- учебный материал разбит на фрагменты между членами команды;

- команда работает над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом;

- проводятся встречи экспертов из разных групп;

- каждый эксперт докладывает в своей группе о проделанной работе.

9 слайд 3. «Учимся вместе» (Stиdent Тeam Learning) разработан в университете Миннесота в 1987 году.

- разнородные по уровню обученности группы (3–5 человек);

- каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой- то большой темы, над которой работает весь класс;

- учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания;

- в результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

10 слайд Таким образом, реализация данной технологии отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции.

11 слайд Для внедрения и использования организации сотрудничества, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

  • полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.

12 слайд ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или не согласия.

2-й этап: парная работа

3-й этап: групповая работа

13 слайд Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10-15 мин, во 2 классе- более половины урока.

При освоении работы в парах выделяют три этапа:

  • 1-й-организация социальной деятельности учителя и ребёнка, где учитель передаёт навыки социального общения;

  • 2-й-демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;

  • 3-й-самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного.

14 слайд Задачи групповой работы

  • Активизация познавательной деятельности.

  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

  • Развитие умений успешного общения.

  • Совершенствование межличностных отношений в классе.

15 слайд Правила групповой работы

  • Говори спокойно и ясно.

  • Говори только по делу.

  • Говори по очереди.

  • Реагируй жестами и знаками.

  • Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.

  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.

  • Обращайся к другу по имени.



16 слайд Плюсы и минусы групповой работы

Плюсы

  • Повышается учебная и познавательная мотивация

  • Снижается уровень тревожности учащихся

  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  • Улучшается психологический климат в классе


Минусы

    • Групповой работе надо сначала научить

  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий

  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников

  • Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.


17 слайд Учебное сотрудничество с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности к учебному совершенству.

Важность такого подхода к образованию, очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос: “Меня мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь”.

19 слайд

Просмотр содержимого презентации
«л.е. мирошниченко»

Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности обучающихся и учителя.   Мирошниченко Лилия Евгеньевна учитель начальных классов МБОУ «НШ №24»

Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности обучающихся и учителя.

Мирошниченко Лилия Евгеньевна

учитель начальных классов

МБОУ «НШ №24»

Педагогику сотрудничества надо рассматривать  как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии . Целевыми ориентациями данной технологии являются:

Педагогику сотрудничества

надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии .

Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений
  • Гуманно – личностный подход к ребёнку
  • Единство обучения и воспитания
« Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле».  (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

« Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле». (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

  • Сотрудничество — это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Классификационные характеристики

Классификационные характеристики

  • - по уровню применения - общепедагогическая технология;
  • - по философской основе - гуманистическая;
  • - по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;
  • - по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • - по типу управления: система малых групп;
  • - по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • - по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

  • Обучающиеся работают в группах состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.
  • Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
  • Члена группы который должен отчитаться за задание, может выбрать учитель или член команды.
  • Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания сколько усилия обучающихся и совместная работа .
Основные варианты организации технологии сотрудничества

Основные варианты организации технологии сотрудничества

  • « Обучение в команде » - STL (Student Team Learning)
  • « Ажурная пила » - Jigsaw – разработана Э. Аронсоном
  • « Учимся вместе » - Learning Together - (университет штата Миннесота)
1. Обучение в команде

1. Обучение в команде

  • Делим класс на разноуровневые группы из 4-х учащихся.
  • Группа получает задание.
  • Задание распределяют на каждого по частям, либо выполняют по «вертушке».
  • Задание объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
  • Общее обсуждение в классе или индивидуальный тест на проверку и понимание.
2. «Ажурная пила»

2. «Ажурная пила»

  • Материал делим на логические или смысловые части.
  • Каждый получает свою часть, изучает и становится «экспертом» по своему заданию.
  • «Встреча экспертов» из разных команд, но по одинаковому заданию.
  • Возвращение «экспертов» и обучение друг друга по всему материалу.
  • Отчитывается каждый и вся команда в целом.
  • Учитель может спросить одного по любому вопросу.
  • Оценка общая на группу.
3. «Учимся вместе»

3. «Учимся вместе»

  • Одно задание на группу, является подзаданием общей темы класса.
  • Внутри группы распределяются роли в выполнении задания.
  • В результате работы всех групп достигается усвоение всего материала.
Основные идеи всех вариантов:

Основные идеи всех вариантов:

  • Общность цели и задач;
  • Индивидуальная ответственность и равные возможности успеха;
  • В основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование;
  • Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу;
  • Возможность совершенствовать свои собственные достижения.
Преимущества:   1.Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю. 2.Учатся самостоятельно добывать знания. 3.Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать. 4.Развиваются коммуникативные умения. 5.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Преимущества:

1.Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.

2.Учатся самостоятельно добывать знания.

3.Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать.

4.Развиваются коммуникативные умения.

5.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

ЭТАПЫ  СОТРУДНИЧЕСТВА

ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

  • 1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или не согласия.
  • 2-й этап: парная работа
  • 3-й этап: групповая работа
Работа в парах    Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10-15 мин, во 2 классе- более половины урока. При освоении работы в парах выделяют три этапа:

Работа в парах

Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10-15 мин, во 2 классе- более половины урока.

При освоении работы в парах выделяют три этапа:

  • 1-й-организация социальной деятельности учителя и ребёнка, где учитель передаёт навыки социального общения;
  • 2-й-демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;
  • 3-й-самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного.
Задачи групповой работы

Задачи групповой работы

  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Развитие умений успешного общения.
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.
Правила организации групповой работы

Правила организации групповой работы

  • Говори спокойно и ясно.
  • Говори только по делу.
  • Говори по очереди.
  • Реагируй жестами и знаками.
  • Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.
  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.
  • Обращайся к другу по имени.
Плюсы и минусы групповой работы Минусы Плюсы

Плюсы и минусы групповой работы

Минусы

Плюсы

  • Повышается учебная и познавательная мотивация
  • Снижается уровень тревожности учащихся
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе
  • Групповой работе надо сначала научить
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
  • Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Учебное сотрудничество с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности к учебному совершенству.

Учебное сотрудничество с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности к учебному совершенству.

«Помогая другим, учимся сами!» Девиз технологии сотрудничества:

«Помогая другим,

учимся сами!»

Девиз технологии сотрудничества:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!