СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Виды эмоций и чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Виды эмоций и чувств"»

Лизина Наталья Геннадьевна,

учитель начальных классов


Виды эмоций и чувств

Эмоциональное развитие так же важно, как физическое, умственное, нравственное, социальное и языковое, и требует от взрослых не меньшей чуткости и поддержки. Естественно, поведение взрослых может как ускорить, так и затормозить эмоциональное развитие ребенка.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. В самый ранний период жизни у детей появляется масса эмоций. Они выражают радость и привязанность, гнев, печаль и стыд, страх и тревогу, доверие, удовлетворение и гордость. В течение дня взрослые испытывают на себе самые различные эмоции ребенка. Эмоции дают детям (и взрослым тоже) информацию об их состоянии. Положительные эмоции, такие как радость и доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. От других эмоций им плохо, так как они сигнализируют об опасности и неудовольствии. Гнев означает, что ребенок встретился с препятствием. Печаль приводит к снижению активности и дает детям время для того, чтобы адаптироваться к потере или разочарованию. Страх побуждает детей к защите. Тепло и ласка говорят детям, что их любят и ценят. Любая эмоция чему-то учит, поэтому взрослые должны помогать детям понять собственные эмоции, внимательно относиться к чувствам других людей и находить эффективные способы справляться с многообразием испытываемых эмоций. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Интеллектуальные чувства обусловливаются познавательной деятельностью ребенка. Они связаны с решением практических жизненно важных задач. Именно в младшем школьном возрасте, когда ребенок находится на гребне изменения своей жизни, поскольку игровая деятельность, которая была ведущей в дошкольном возрасте, заменяется более трудной и ответственной — учебной, ребенок постоянно решает усложняющиеся жизненные задачи. Деятельность вызывает у него сложную гамму чувств. Это удивление перед обширными новыми знаниями, сомнения в правильности решения той или иной задачи, радость по поводу открытия новых, ошеломляющих знаний. В основе переживаний ребенка, которые он испытывает, познавая новый для него неизведанный мир, лежит чувство любви к знаниям. Процесс познания вызывает у ребенка чувство гордости за себя, удовольствие и радость за свои успехи. Достаточно понаблюдать за первоклассником. С какой важностью и значением он рассказывает, какие виды работ они делали на уроке, как у него получилось, а у Маши (Саши, Вити и т. д.) не получилось. Как его похвалила учительница. Ребенок открывает для себя великую силу познания, и это доставляет ему удовольствие.

Нравственные чувства. К нравственным чувствам относятся все чувства человека, которые определяют его отношение к себе, к окружающим людям, к миру в целом. Это —любовь, доброжелательность, товарищество, справедливость, дружба и т. д. Нет смысла перечислять — их огромное количество. Именно в них отражается отношение ребенка к моральным требованиям общества. Они связаны с ценностными ориентациями ребенка, с приобретенным опытом в отношении моральных поступков, традициями семейного воспитания и с мировоззрением, уже вполне сформировавшимся в соответствии с младшим школьным возрастом. Вначале нравственные чувства еще сформированы недостаточно. К примеру, ребенок выбирает себе друзей по внешним проявлениям: дал санки покататься — друг, угостил бананом — друг; или по сходности положения: выгнали обоих из класса — «товарищи по несчастью» на это время.

Подрастая, младший школьник учится ориентироваться в нравственных ценностях. И, несмотря на общность социального влияния, именно эта ориентация индивидуальна. Постепенно появляется осознанность нравственных чувств. И выбор друзей переходит на качественно новый уровень. Показатели уже более осмысленные и нравственные. Ребенок нуждается в поддержке взрослого, который покажет, поможет, поймет. А главное — сам станет примером нравственного поведения. Воспитатель призван вызывать у детей переживания на основе образов представления и воображения: «А если бы с тобой так поступили?», «Представь себя на месте этого котенка...». Но кроме этого непременным условием формирования нравственных чувств выступает позитивная, нравственно окрашенная деятельность. Именно в деятельности у ребенка появляется способность к сопереживанию.

Эстетические чувства. В основе этих чувств лежит удовлетворение эстетических потребностей ребенка. Источниками эстетических чувств являются произведения искусства. Кажется, все просто. Если город проживания является музеем архитектуры и скульптуры под открытым небом, к примеру, Санкт-Петербург, Москва, Новгород, Псков и т. д., возьми ребенка, иди и формируй эстетические чувства. Если это маленький городок, все равно в нем есть краеведческий музей и, конечно же, библиотека. Нет натуры — есть прекрасные книги, иллюстрированные издания. Главное понять, что эти чувства формируются с помощью взрослых, как, впрочем, и остальные. Но эстетические чувства более эмоционально окрашены, чем интеллектуальные и нравственные чувства, поскольку той же интенсивности окраски эстетические оригиналы. Основой для возникновения и формирования эстетических чувств являются различные жанры произведений искусства. Нельзя сказать, какие полезны в этом возрасте. На наш взгляд, все одинаково полезны. Разница лишь в индивидуальных впечатлениях, которые получают дети.

Эстетические чувства не существуют сами по себе. Их характеризует включенность в общее эстетическое впечатление, которое получает младший школьник от знакомства с произведением искусства. Поэтому развитие и усложнение эстетических чувств напрямую зависит от характеристики произведения искусства.

Так же выделяются эмоции фундаментальные и производные.

К фундаментальным относят: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

Состояние — совокупность основных параметров и характеристик какого-либо объекта, явления или процесса в определенный момент (или интервал) времени. Состояние характеризуется тем, что описывает переменные свойства объекта. Состояние стабильно до тех пор, пока над объектом не будет произведено действие; если над объектом будет произведено некоторое действие, его состояние может измениться.

Эмоциональное состояние - является одной из разновидностей эмоций, характеризуется большей длительностью, которая может измеряться часами и днями. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения - от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния - это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации. Знание психологических основ и природы эмоциональных состояний является одним из необходимых факторов саморегуляции поведения личности.

Эмоциональные реакции - эмоциональные процессы (состояния и движения), возникшие в ответ на внешнее воздействие, эмоциональный ответ души или тела (организма).

Эмоциональная реакция довольно скоротечна. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает. Эмоциональные состояния намного более инертны. Причина текущего состояния может исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоциональная реакция, и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоциональные реакции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление (т.е. ум).

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. 

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

Восприятие, память, мышление — познавательные психические процессы. С их помощью человек отражает объективный мир. Другие же психические процессы — эмоции, воля, внимание — обеспечивают активность человека по преобразованию внешнего мира и регуляции своего поведения.

Эмоции, или переживание личностью ее связей с миром, — необходимая предпосылка человеческой активности. Эмоциональные процессы обеспечивают «энергетическую» основу деятельности, являются ее мотивами. Эмоции определяют качественную и количественную характеристику поведения. Они также отражают отношение человека к значимым для него объектам и обеспечивают селективность восприятия — из бесчисленного количества объектов среды, влияющих на человека, некоторые, имеющие для него важное значение, выделяются и усиливаются эмоциями, другие же, неокрашенные чувственным тоном, как бы затушевываются.

Эмоции отличаются от познавательных и волевых процессов. Эмоциональные реакции субъективны в том смысле, что «заканчиваются» в «теле человека», а волевые способны проявляться в действиях, в практическом отношении к объекту. Эмоции богаты многообразием. Человек может любить, ненавидеть, бояться и т.д. Эмоций столько, сколько различных ситуаций, в которых находится личность.

Все эмоции можно объединить в четыре группы:

1) выражающие удовольствие (приятное переживание),

2) неудовольствие (неприятное переживание),

3) двойственное (амбивалентное),

4) неопределенное отношение к действительности.

Физиологической основой простейших эмоций является деятельность нервных центров, которые находятся в нижних отделах головного мозга, в подкорке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!