СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление - Берегите голос

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Голос – основной «рабочий инструмент» педагога. К сожалению, нередки ещё случаи, когда из-за потери голоса педагоги вынуждены идти на больничный или менять специальность. Голос звучит легко и свободно, если все органы, принимающие участие в его образовании, здоровы. Изменение голоса может быть результатом различных заболеваний, прежде всего гортани, которую сравнивают с тонким музыкальным инструментом. Голос может стать хриплым или беззвучным в результате воспалительных изменений голосовых связок или новообразований, препятствующих их полному смыканию, а также при параличе гортани, когда одна из связок остаётся неподвижной...

Просмотр содержимого документа
«Выступление - Берегите голос»

БЕРЕГИТЕ ГОЛОС


Голос – основной «рабочий инструмент» педагога. К сожалению, нередки ещё случаи, когда из-за потери голоса педагоги вынуждены идти на больничный или менять специальность. Голос звучит легко и свободно, если все органы, принимающие участие в его образовании, здоровы. Изменение голоса может быть результатом различных заболеваний, прежде всего гортани, которую сравнивают с тонким музыкальным инструментом. Голос может стать хриплым или беззвучным в результате воспалительных изменений голосовых связок или новообразований, препятствующих их полному смыканию, а также при параличе гортани, когда одна из связок остаётся неподвижной, гнусавым вследствие заболеваний носоглотки или носа. Нарушения голоса могут быть вызваны также заболеваниями сердечнососудистой системы, бронхов, центральной нервной системы и инфекционными болезнями. Чаще всего патология голоса возникает вследствие переохлаждения, при ангине, катаре верхних дыхательных путей, бронхите и других недугах. Ларингит – воспаление слизистой оболочки гортани – всегда сопровождается изменением голоса. Различают острый и хронический ларингит. Развитию болезни способствуют общее или местное переохлаждение, вдыхание холодного воздуха через рот, перенапряжение голоса (продолжительная и громкая речь, особенно на холоде), вдыхание запылённого воздуха, раздражающих паров и газов, погрешности в диете (очень холодное и горячее питьё), курение, злоупотребление спиртными напитками. Острый ларингит – появляется ощущение, першения, царапанья в горле. Кашель сухой, голос становится хриплым, грубым или совсем беззвучным. Продолжительность болезни при соблюдении назначенного врачом режима обычно не превышает 7-10 дней. Лечение острого ларингита состоит в устранении причин, вызвавших заболевание. Для полного покоя гортани в течение недели не рекомендуется разговаривать. Необходимо также исключить из пищи острые приправы, пряности, не курить и не употреблять спиртные напитки. Из лечебных процедур полезно тёплое питьё (молоко с содой и мёдом, подогретый боржоми), полоскание горла (настой шалфея или листьев эвкалипта), тёплые ингаляции рекомендованными врачом средствами, или согревающий компресс на шею. Врачом может быть назначено также медикаментозное лечение. Хронический ларингит – развивается как следствие повторяющегося острого заболевания или длительных воспалительных процессов в носу и его придаточных пазухах, глотке. Для предупреждения хронического ларингита необходимы своевременное лечение острого ларингита, заболеваний носа и его придаточных пазух, глотки, отказ от курения, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, закаливание. Иногда вследствие чрезмерной перегрузки гортани её слизистая оболочка краснеет, голосовые связки утолщаются, их колебания утрачивают ритмичность, может даже произойти кровоизлияние. Педагог внезапно хрипнет или вовсе теряет голос. В таких случаях помимо медикаментозного и физиотерапевтического лечения необходимо резко уменьшить нагрузку на голосовой аппарат, дать ему максимально отдохнуть. Существуют разработанные гимнастические и дыхательные упражнения. Эти процедуры помогут сохранению голоса.

  1. Лёгкие поглаживания носа снизу вверх, вокруг глаз и опять носа сверху вниз. Это упражнение стимулирует периферические нервы носа.

  2. Постукивание пальцем, как молоточком, по носу. Дыхание свободное. Упражнение оказывает воздействие на нервно – мышечную ткань носа.

  3. Сморщить нос, собрать его складками.

  4. Раздуть крылья носа, потом закрыть и сжать их сделать выдох.

  5. Похлопать средними пальцами по ноздрям и сделать полный выдох; легко погладить нос снизу вверх – вдох.

  6. Разминая средними пальцами основание носа с боков винтовыми движениями, сделать полный выдох; поглаживая нос снизу вверх – вдох.

  7. Похлопать пальцами по носу справа и слева, затем по лбу и щекам около носа.

  8. Потереть указательным пальцем, поднимая слегка кончик носа, основание и перегородки носа. Это способствует улучшению кровообращения.

  9. Закрыть левую ноздрю и сделать выдох и вдох правой, затем, то же – левой.

  10. Плотно сомкну губы, спеть мелодию на звук М.

Каждое из упражнений повторить 7-8 раз.

Предлагаемые следующие 10 упражнений для гимнастики и массажа горла. Они направлены на укрепление нервно-мышечного аппарата и повышения его устойчивости к холоду, инфекции, утомлению.

  1. Поворачивая голову влево, правой рукой слегка погладить шею в направлении уха, затылка. Аналогичные движения проделать левой рукой.

  2. То же, что в упражнении 1, но поглаживать нажимая и слегка разминая пальцами мышцы шеи.

  3. Слегка погладить горло и верхнюю часть груди левой и правой рукой, вверх и вниз. Вверх чуть сильнее, вниз слабее.

  4. Похлопать ладонью шеи и верхнюю часть груди: похлопывания должны быть лёгкими, приятными.

  5. Тихо произносить гласные звуки: а - я, о – е, у – ю, ы – и, э – е.

  6. Повторить эти звуки совсем беззвучно.

  7. Имитировать полоскание рта и горла.

  8. Наклонить голову вниз, выпрямить и отвести её назад. Несколько секунд держать прямо, затем наклонить вправо и влево (как бы положить её на плечо).

  9. Повернуть голову вправо, а потом влево (подбородок к плечу).

  10. В заключение негромко спеть мелодию на звук А.

Все упражнения повторить 8-10 раз.

Правильное дыхание мобилизует резервы организма человека укрепляет дыхательную систему, в том числе и голосовой аппарат, способствует устранению дефектов речи, предупреждает всевозможные заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, придаёт человеку силу и бодрость.

В.Р.Николаев, врач.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!