Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии
Подготовила: учитель технологии
МКОУ «Большескуратовская СОШ»
Чичева О. Н.
XXI век – век высоких технологий.
Когда–то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий»(УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Номенклатура универсальных учебных действий
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Личностные универсальные учебные действия
Освоение личностного смысла учения, желания продолжить свою учебу.
Осознание, исследование и принятие жизненных и нравственных норм, способность выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Саморегуляция
- Контроль
- Коррекция
- Оценка
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные
- Умение строить высказывания
- Умение работать с текстом
- Умение извлекать информацию из прослушанных текстов
- Умение работать с таблицами
- Умение действовать по образцу
- Умение пользоваться справочниками
Логические
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Классификация
- Подведение под понятие
- Установление причинноследственных связей
- Построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вести диалог
- Учет позиции собеседника
- Умение работать в паре
- Умение работать в группе
Ведущую роль в формировании УУД играет учитель.
- Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
- Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать еще в начальной школе на всех уроках и продолжать развивать в старших классах.
Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы универсальных учебных действий.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны, а, значит, и более понятны для детей.
Разберем развитие УУД на примере изучения «Технологии» в 5 классе.
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются различные образовательные технологии:
• игровые;
• проектная деятельность;
• внеклассная работа;
Изготовление декоративной открытки с элементами проектной деятельности.
Задание: Создать модель фартука для Маши.
1 задание: Придумать эскиз фартука и выполнить техническое моделирование из цветной бумаги, подобрать отделку, карман, наклеить на альбомный лист.
2 задание: Описать внешний вид фартука по плану:
- название;
- назначение;
- ткань;
- отделка
Для формирования познавательных УУД мною используются:
- обучение самостоятельно строить схемы, модели, таблицы, инструкционные карты и т. п.;
- задания по самостоятельному нахождению и извлечению нужной информации из материалов учебников и другой дополнительной литературе;
- осуществление классификации, сравнения личной работы с другими.
Для формирования коммуникативных УУД мною используются:
- организация взаимной проверки заданий; - обсуждения участниками способов своего действия; - учебные игры, соревнования; - работа в группах.
Работа в группе должна всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся (чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и процесс работы).
Разберем развитие УУД на примере одной из изучаемых тем «Приготовление бутербродов» из раздела «Кулинария".
Для проведения урока по данной теме создаю определенный набор учебных заданий для развития УУД. Например:
Приготовление бутербродов
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступление учеников с домашней подборкой материала.
(Все учащиеся участвуют в проблемном диалоге по данной теме. Приветствуется каждое добавление и вопрос).
Польза
История
Вред
Перекус
Виктория
Нина
Анжела
Лариса
Идеальный вариант приготовления
Время
приема
Толя
Коля
3) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
Дети получают задание, с которым ранее никогда не сталкивались. Карты с заданием, технологическую карту, заполненную наполовину. Необходимо дополнить технологическую карту «Приготовление бутерброда», пользуясь тетрадями и учебниками (выполняют задание в группе).
Выполни задания:
Инструкционная карта приготовления (что мы делаем):
- Хлеб ______________________________________________________________.
- Овощи (помидор/огурец) _____________________________________________.
- Зелень/салат ________________________________________________________.
- Мясопродукты/сыр___________________________________________________.
- Ломтик хлеба смазать_________________________________и выложить ингредиенты по желанию.
- Проявите творческий подход к оформлению каждого бутерброда.
Организую фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
- Кто считает, кто справился с заданием? Сможете ли вы доказать, что ваша технологическая карта составлена верно?
- Какие затруднения вы испытали?
- Какова цель нашего урока?
4)Практическая работа «Приготовление бутербродов» (заменяет физкультминутку). 5)Конкурс на лучший Бутерброд. Знакомим присутствующих на уроке с названием и слоганом (девиз) бутерброда. Заслушивание полученные результаты учениц. Дегустация блюд. 6) Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание учебных успехов по теме провожу в форме вопрос-ответа: • Чему научились на уроке? • На каком этапе приготовления блюда испытывали затруднения? • Как могут пригодиться вам в дальнейшем приобретенные знания? Оцените свою работу на уроке. Продолжите предложения: • Я узнала… • Я научилась… • Мне пригодится это… Для выставления оценок ученикам предлагается оценочный лист. Учащимся дается возможность еще и ощутить себя на уроке в роли учителя.
После такой проработки темы усвоение материала проходит легко.
- После такой проработки темы усвоение материала проходит легко.
- На уроке прослеживалось осмысление новых знаний, обобщение, увязывание имеющихся и полученных знаний с жизненным опытом. УУД, использованные на уроке, способствовали успешному усвоению знаний. Формирование УУД-это надежный путь кардинального повышения качества образования!
- На уроке прослеживалось осмысление новых знаний, обобщение, увязывание имеющихся и полученных знаний с жизненным опытом.
- УУД, использованные на уроке, способствовали успешному усвоению знаний.
- Формирование УУД-это надежный путь кардинального повышения качества образования!
«Посредственный учитель излагает . Хороший учитель объясняет . Выдающийся учитель показывает . Великий учитель вдохновляет ».
Уильям Уорд - британский политик и яхтсмен, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908
Желаю вдохновения и успехов в педагогической деятельности.