СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы на тему полиязычного обучения детей.

Просмотр содержимого документа
«Выступление из опыта работы»

Выступление из опыта работы "Формирование нравственных норм у дошкольников в процессе театрализованной деятельности на 3х языках"


Учитель английского языка:Кольцова Т.М.


В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и наша задача помочь в этом ребенку, обсуждая с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для ребёнка образом. Хорошие добрые книги читают всем детям, но почему же тогда они вырастают разные по своим чувствам и отношению к окружающему? В чем же причина? Мало детям прочитать то или иное произведение, нужны упражнения в определении норм и морали. Это и обращение внимания на настроение своих близких, и замечание своих хороших поступков, совершенных в течение дня, постоянная оценка поступков своих сверстников, беседы на темы: «Жадность», «Злой язычок».

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. Именно поэтому целесообразно вводить в театрализацию и полиязычие. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, и одновременно изучает другие языки, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги образцовые, «верные», т. е. выверенные хронологически, логически, чувственно. Заученные в период подготовки к спектаклю литературные эталоны речи ребята употребляют  в дальнейшем  как готовый материал в вольном общении, т.е. происходит фактическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаться в тот или иной образ.

На пятом году жизни резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Я обратила внимание, с какой радостью дети идут смотреть театрализованные представления, а потом очень возбужденно обсуждают увиденное. Куда делись ссоры, споры? Во время беседы дети имитируют голос и повадки героя, который понравился. Желание самим участвовать, играть со своими сверстниками, натолкнуло меня на мысль – увлечь детей театрализованной деятельностью. Театрализованные игры помогают нам создать радостную, непринужденную обстановку в группе.

Учитывая  интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного  и эстетического воспитания детей  мы с учителем казахского языка используем в своей работе наиболее популярные из них. Например: сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает - в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться родителей, старших  - это «Гуси-лебеди», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка»,), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»

Предварительно, мы провели работу с воспитателями ДОУ, подготовили консультации «Театр – как средство развития полиязычности», Сказки на трех языках, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. А так же подготовили памятки для родителей «Нравственное воспитание ребёнка», «Театр в жизни ребёнка».

Организовывая  игры-драматизации с детьми средней и старшей группы, прежде всего, мы хотели сформировать интерес к театрализованным играм. Это происходило в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые проходят у нас в саду два раза в месяц.

В своей работе, мы часто используем театр в самостоятельной игровой деятельности: игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные, пальчиковые и т.д.) упражнения на отработку основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-драматизации.

В работе с детьми мы используем дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений (в процессе любой детской деятельности) театрализованные игры (с участием взрослых) разыгрывание сценок. Знакомим детей с разными видами театра, используемыми в детском саду.

В своей работе с детьми над драматизацией сказок мы использовали упражнения на подражание голоса, например: Зайца, Волка, Медведя, Лисы, Колобка и прием ассоциации с цветом (сказка «Колобок»).  На кого похож этот кружок? Кто мог спрятаться за этим кружком? С помощью этих кружков дети вспомнили последовательность событий в сказке, которую я нарочно изменила. Еще использовали такой прием: детям предлагаются разные изображения колобков, после рассматривания задается вопрос: «Какой Колобок живет в сказке и почему?» Дети выбирают веселого, аргументировав свой ответ тем, что грустный Колобок не мог бы спеть веселую песенку. Так же были предложены три разных изображения Лисы, после рассматривания, которых были заданы вопросы: «Какая Лиса съела Колобка? Почему? Какая Лиса подружилась бы с Колобком?»

Мы используем все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте!» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением, надеждой на скорую встречу); «Дай» (уверенно, вежливо, терпеливо, с желанием порадовать) и т.д. Подобные упражнения развивают и пантомимические средства выразительности. Спрашиваем детей: «Кто прошел по дорожке?» Предлагаем им выбрать персонаж (Волк, Лиса, Заяц, Мышонок).

 Не называя его, надо загадать о нем загадку путем имитации его движений. Дети угадывают, кто же прошел по дорожке. Или другое упражнение: все желающие выбирают роль любого известного персонажа, но держат свой замысел в секрете. Они изображают его в разных заданиях, которые я придумаю. Например: продемонстрировать прогулку, собирание грибов, цветов, бег на соревновании, умение незаметно подкрасться, ловлю бабочек, и др. Используем музыкальные загадки: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка»; «Покажи, как ходит петушок». Пока дети будут выполнять задание, мы вместе с остальными ребятами смотрим и отмечаем особенности игры каждого «актера», привлекая ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем мы обязательно включаем такого рода фрагменты в театрализованные игры и потом находим им практическое применение. Например, выступления перед детьми и родителями других групп с инсценировкой знакомых сказок.

Теперь подведу итог проводимой нами работы. Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы поликультурного языкового пространства. Он включается в языковую деятельность, приоб­ретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые поликультурные представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях языкового пространства и его представления посте­пенно формируются, хотя и в примитивную, детскую, но собственную картину поликультурной жизни. В этот период представляется возможность реализации задач и развитие языковой активности детей. Разре­шение проблем нравственного воспи­тания требует поиска наиболее эф­фективных путей или переосмысле­ния уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является театрализация на трех языках..

Если раньше, чтобы сказать о настроении или чувстве, дети пользовались словами: «плохой – хороший» и «грустный – веселый», то теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый, ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый». И все это дети незаметно для себя могут назвать на трех языках. То есть, значительно обогатился словарь детей. Заметный плюс таких занятий в том, что дети говорят свою точку зрения, как думают, пусть иногда ошибочно. В ходе работы дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях. И так, мы видим, что благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Происходит осмысление нравственных  ценностей, повышение нравственной культуры, как воспитанников, так педагогов и родителей; что способствует укреплению сотрудничества ДОУ  и семьи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!