Структура технологической карты урока в рамках ФГОС и его планируемые результаты.
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Вложить структуру урока в соответствии с требованиями ФГОС с учетом системно-деятельностного подхода в стандартный макет сценария урока достаточно трудно либо сценарий должен уйти от словесного описания к конкретной обобщенной графической форме, позволяющей учителя выстраивать технологию проектирования учебного занятия. Новым методическим продуктом становится технологическая карта урока.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышлен-ности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапред-метных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интер-активность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
В чем преимущества технологической карты? Технологическая карта урока позволяет учителю:
1. В плане реализации требований к содержанию образования и организации учебного процесса: видеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики; комплексно и целостно отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату, проектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата.
2. В плане взаимодействия участников образовательного процесса: корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности; согласовывать действия учителя и ученика; организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
3. В плане реализации требований ФГОС к результатам обучения: реализовать планируемые результаты ФГОС; формировать у обучающихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса; выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; соотнести результат с целью обучения; обеспечить повышения качества образования.
Повышение качества образования обеспечивается за счет того, что:
учебный процесс по освоению темы, раздела, курса проектируется от цели до результата;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;
обеспечиваются условия для применения УУД в практической деятельности.
Структура технологической карты включает (вариант)
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Варианты технологических карт представлены в приложениях. Выбор зависит от системы работы учителя, его творчества. Технологическая карта позволит педагогу выстраивать процесс обучения по алгоритму, продумывать каждый этап урока не только содержательно, но и деятельностно как для ученика, так и для себя.
Варианты технологических карт
Тема урока | |
Дата урока | |
Тип урока | |
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений |
Образовательные ресурсы | |
План урока | |
Методы и формы обучения | Методы: Формы: |
Основные понятия | |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: Получат возможность научиться: | Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Обучающие и развиваю-щие компо-ненты, зада-ния и упраж-нения | Деятель-ность учителя | Деятель-ность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Формы конт-роля |
I. Мотивация к учебной деятельности | | | | | |
II. Актуализация знаний | | | | | |
III. Изучение нового Материала | | | | | |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | | | | | |
V. Итоги урока. Рефлексия | | | | | |
Домашнее задание | | | | | |
Тема урока | |
Дата урока, время урока | |
Тип урока | |
Цель урока | |
Образовательные ресурсы | |
Личностно значимая проблема | |
методы и формы обучения | Методы: Формы: |
Основные понятия | |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: Получат возможность научиться: | Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Вре- мя (мин) | Обучающие и развивающие компо ненты, задания и упраж-нения | Деятель-ность учителя | Деятель-ность учащихся | Формы организа- ции совзаимо действия на уроке | Универ- сальные учебные действия (УУД) | Формы конт- роля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посред-ством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
определить возможности реализации межпредметных знаний (устано-вить связи и зависимости между предметами и результатами обуче-ния);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласо-ванные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащи-мися на каждом этапе освоения темы.
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набо-ра технологических карт.
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и обучающихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.