Если человек хочет чему-то научиться, то, как минимум, он должен иметь достаточно четкое представление – чему именно. Сегодняшнее выступление я хочу посвятить новому явлению российского образования, называемому Интерактивной доской.
Любой учитель знает, что такое испачканные мелом рукава и грязные разводы на доске. Очень скоро эти неизменные атрибуты любого учебного кабинета уйдут в небытие. Такая участь постигает нашу вечную мучительницу и помощницу, традиционную хозяйку учебных классов – меловую доску, которую потихонечку, но все увереннее вытесняет её младшая сестра - интерактивная доска. Сегодня интерактивные доски занимают свои места в классах и аудиториях многих российских школ.
Как применять это “чудо техники” на уроках? Как ими пользоваться? Где найти готовые разработки для использования на уроках? Такие вопросы возникают, наверно, у каждого учителя, которому посчастливилось приобрести новинку.
В нашей школе тоже есть кабинет информатики тоже есть ИД SMART Board. Передо мной также возник целый ряд вопросов, и я пытался найти на них ответы, привлекая коллег школы. Хочется поделиться своим опытом использования ИД на уроках рисования.
На сегодняшний день я использую ИД в процессе обучения в качестве:
- Во-первых, демонстрационного экрана, на который можно вывести проектором всё, что угодно, взяв это изображение за «основу». «Поверх» этой основы можно рисовать и писать, как на обычной доске, специальным электронным пером, в некоторых случаях – даже пальцем. Всё написанное и нарисованное можно сохранить в виде файла на компьютере.
- Во-вторых, (и это более интересно) мощного интерактивного инструмента, позволяющего работать непосредственно на ИД с заранее подготовленным визуальным рядом информации.
Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации, что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно “развязывает руки” учителю, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников. Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение SmartNotebook в сочетании с комплектом специальных интерактивных инструментов LAT (Lesson Activity Toolkit) позволяет преподавателю создавать авторские уроки.
Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использованием интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.
Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.
Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти..
Технология работы с ИД сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов, но не стоит забывать, что мало уметь работать самому учителю, нужно научить этому учеников. Постепенно инструктируем учащихся по работе с чернилами, ластиком и другими инструментами. На самых первых уроках все ученики тянут руки, чтобы подойти к доске и ответить. Перемены используем для тренинга работы на интерактивной доске. Когда все ученики освоят работу на доске, ажиотаж проходит и наступает деловая научная работа.
А теперь более подробно о конкретных приемах работы на ИД.
ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ PowerPoint К РАБОТЕ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ
1. Прежде всего, настройте смену слайдов таким образом, чтобы переход от одного слайда к другому происходил только по гиперссылке.
Таким образом, мы избавились от несанкционированного перехода от одного слайда к другому, в случае если вы (или ученик) маркером случайно щёлкнули в не нужный объект или пустую часть экрана.
Теперь можно смело использовать в своей разработке гиперссылки и триггеры, что поможет создать многоуровневую, интерактивную разработку.
2. Использование триггеров позволяет успешно пользоваться технологией «горячих зон», когда не меняя слайд, мы изменяем какой-то его отдельный фрагмент. «Триггер» с английского «спусковой крючок». И, действительно, мы можем неоднократно воспроизводить на слайде один и тот же фрагмент.
3. По ходу демонстрации учебного эпизода у нас может появиться необходимость паузы, появления какого-то объекта по щелчку, нескольких фрагментов, следующих друг за другом и т.п. Но вспомним о том, что мы отключили возможность работы по щелчку. В этом случае нам поможет управляющая кнопка «Настраиваемая».
4. Использование «ручки», «фломастера», «ластика», эффекты «выделение», удаление всех рукописных данных возможны и в программе PowerPoint. На интерактивной доске такая возможность приобретает совершенно новое качество. Достаточно в необходимый момент щёлкнуть в нижней левой части экрана и настроить необходимый режим
5. При работе на интерактивной доске у вас могут возникнуть серьёзные проблемы со стрелкой, если вы её не настроите. Обычно она появляется в автоматическом режиме и при больших паузах исчезает. Нам приходится её «искать». То есть водим впустую маркером по экрану, «ловим» стрелку. В результате теряется темп урока, мы чувствуем себя не комфортно. Для того, чтобы стрелка постоянно присутствовала на экране (интерактивной доске) в «параметрах стрелки» установите режим «видимый».
Таким образом, использование интерактивной доски открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Но прежде всего следует помнить, что доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения.
Далее хочу поделиться небольшой историей, с использованием интерактивной доски. А теперь более подробно о конкретных приемах работы на ИД.
Первый мой опыт с работой на интерактивной доске совпал с подготовкой к уроку рисования, где я с мог убедиться в функциональности интерактивной доски, но все же для молодого специалиста, работа в данной методике по началу трудна. Мало знать ПК, нужно уметь работать с простейшими программами Power Point. В данной программе учитель рисования, заранее может подготовить этапы урока, спроектировать несложные наброски будущих рисунков, и дать возможность ученикам принять активное участие в процессе занятия.
Для нас с вами не секрет, что есть такие предметы, требующие дополнительных средств обучения. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. К такому школьному предмету я отношу занятия по изобразительному искусству. Здесь на помощь приходят компьютер и интерактивная доска с их неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует учительский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновеннее формы и жанры искусства, отправиться в увлекательное путешествие.
В последующем мой опыт работы с интерактивной доской не ограничился просто уроком, поэтому в рамках месяца искусства, я подготовил и провел мастер-класс со старшеклассниками нашей школы. Мы рисовали летающий 3 Д куб. Первым этапом была мотивация детей, я заранее сделал гипперсылку на видеоматериал, где дети могли увидеть этапы создания 3 д рисунков, мы отправились в видео-экскурсию по всему миру. Вторым этапом увидели обучающий фильм по созданию з д рисунков. И третьим этапом нашего мастер-класса явилось создание на бумаге рисунка. Учащиеся со всей внимательностью погрузились в увлекательное задание создание образа 3 д на рисунке. Не смотря на то что учащиеся коррекционной школы 8 вида имееют умственную отсталость многие смогли справиться с созданием этого рисунка. Мною было замечено, что дети имеют прогресс в области не только уроков рисования но и геометрии, хотя в нашей школе данная дисциплина не преподается, тем не менее, прослеживается межпредметная связь математики.
Третьим практическим опытом в использовании интерактивной доски, мною был проведен открытый урок на тему « Рисование новогодних карнавальных очков», в данной работе приняли участие ученики 5 А класса.
Этапы работы прошли полностью с использованием интерактивной доски:
Но для начала я хотел бы вас с ними ознакомить. Урок проходит как обычно так же как и без использования доски, но затруднил бы учителю в полном объеме раскрыть всю сущность и фундаментальность занятия.
И, так начало урока, приветствие, проверка учащихся, их настрой. И настало время использования доски.
-мотивация урока через видеофильм или аудиозапись, заранее делаем гипперсылку;
- решение сканвордов или ребусов, так же делаем гипперсылку на источник Интернэт;
- предлагается провести пальчиковую гимнастику, по желанию к доске может выйти один или два ученика, остальные выполняют работу в конвертах, и собрать элементы пазла на данном этапе происходит связь ученика с интерактивной доской. Интересно наблюдать учителю процесс ознакомления, ученик учится пользоваться электронной ручкой;
- учитель не пользуясь обычной доской и мелом, заранее может подготовить название темы, число, или же можно с помощью пера написать на доске дату и тему урока;
-можно заранее подготовить на ПК презентацию, но чтобы презентация не слетела, такое бывает из за неправильного нажатия на экран, тема может закрыться или открыть и заново создать это отвлекает значительные драгоценные минуты учителя, можно сделать к примеру на странице номер 2;
- использование медиаресурса облегчает труд учителя. Здесь мы с детьми отправляемся в видеоэкскурсию по всему миру, для того чтобы увидеть новогодние карнавальные маски и очки;
- использование доски позволяет провести физкульминутки не учителю, а учитель заранее готовит гипперсылку на данный материал, и вот уже на экране смешной школьник, который предлагает ученикам класса вместе с ним сделать разминку, детям данный эффект разминки пришелся на удивление интересным;
- учитель показывает на доске этапы рисования, при этом дети так же могут принять участие в создание образа маски, использование сантиметровой линейки, маркера, ластика, заливки цвета, значительно облегчают работу учителя, а самое главное на одной доске можно открыть столько функций, что к примеру для проведения открытого урока, учителю мало иметь учебные пособия, наглядный материал, карточки, задания и.т.д. ресурсов бы не хватило и не хватка доски, иногда приходится вернуться к начале теме урока, но доска уже стерта, и дети забыли например сколько цветов в радуге. Мы же в свою очередь на каждом этапе работы можем вернуться на заранее подготовленную страницу, от сюда видно что доска облегчает все пути решения проблем.
- еще не маловажную роль на протяжении всего урока требует удержать детей в позитивном настрое здесь я предлагаю свободную фантазию и включаю аудиозапись с короткой музыкой могу заранее скачать музыку и с помощью гиперссылки ее воспроизвести в нужное время, было замечено что под сопровождение музыкального акомпонемента, дети глубоко погрузившись создают рисунок маски, он как бы и сами находятся на карнавле и видно что они и сами по быстрее бы отправились на вкарнавал , но вначале нужно доделать нарисвать каранавальну маску. Дети очень увлечены, музыка им помогает. Но,это не во вред предмету, а скорее тема моей будущего выступления, о том как позитивно влияет музыка на уроках рисования используя медиаресурс.
- закрепление усвоение программы урока позволяет в быстром ритме вернуться к этапам построения урока, провести опрос детей и здесь проанализировать ответы детей, и устранить ошибки.
Плюсы работы с интерактивной доской:
- Учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом.
- Любые пометки и изменения в ходе урока учитель сохраняет в компьютере для последующего просмотра.
- Школьникам становится интереснее учиться. У них обостряется зрительное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
...и минусы
- Так как вокруг стола, где находится проектор, постоянно кто-нибудь ходит, проектор сотрясается и надо постоянно поправлять калибровку.
- Сложно сразу приспособиться к свету, бьющему из проектора.
- Либо свет неприятно светит в глаза преподавателю, либо сами преподаватели загораживают луч так, что отбрасывают тень на экран.
Но это незначительные минусы, все-таки преимуществ намного больше.
Таким образом, объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Действия учителя на доске буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все.
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
Таким образом, использование интерактивной доски открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Но прежде всего следует помнить, что доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения.