
Социализация детей
в 1 классе во внеурочной деятельности.
«Добрая школа – это хорошо,
Умная школа – это великолепно,
Но ребёнок должен быть ещё и
Подготовлен к жизни.»
Джон Дьюи.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Дополнительное образование (кружки) в системе школьного обучения учит детей :
хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире;
строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога;
принимать самостоятельные решения;;
преодолевать трудности;
и т. д.
Возникшую трудность ребенок преодолевает благодаря реализации дидактического принципа осознания процесса учения:
Так мотивируется учебно-исследовательская самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой активизируются :
осуществляются дифференциация «знание-незнание»;
поиск недостающей информации ;
и многое другое, что приводит к решению проблемы.
Главным стимулом для формирования мотивов занятия в кружках в системе развивающего обучения является:
вовлечение обучающегося в исследовательскую и проектно-исследовательскую деятельность,
создание ситуаций, когда перед ребенком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или нестандартная ситуация.
На кружке «УЧИМСЯ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ» использую
разнообразие заданий (исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни, ответь на один из вопросов (задание на выбор), выполните взаимопроверку, составьте задание и др.) Импульсом к поисковой деятельности могут быть задания, построенные на коллизиях:
- обучающийся сталкивается с недостатком (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- ученик оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения;
- ученик сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний, способов деятельности. Ученики сами выбирают форму выполнения задания: самостоятельно или в паре, в группе, фронтально. Предоставление ученикам возможности принимать решение относительно формы работы является показателем уважения к их мнению, ставит их в позицию активных созидателей учебного процесса, включает и формирует самооценку («Проверь себя», «Учим друг друга»).
А на кружке «ЗДОРОВЕЙКА» - задание, связанное с двигательной активностью, эффективно при изучении алфавита на уроках обучении грамоте. Ученики выбирают ведущего. Он, стоя спиной к классу, пишет по воздуху крупную букву. Все отгадывают ее (при этом часто отгадывающие непроизвольно повторяют движения ведущего, что способствует запоминанию изучаемого материала). Разумеется, отгадать загадку может тот, кто загаданную букву уже знает и прописывает ее мысленно в уме с ведущим. Но повторять движения, совершаемые ведущим, может каждый. И каждый становится частью коллектива, выполняющего одно общее дело.
Буквы можно писать по воздуху
- головой, ногой, коленкой, рукой, ухом
Как усложнение, оживляющее интерес к заданию, букву можно написать в зеркальном отражении.
Разнообразные методические средства и приемы, которые я использую, на каждом занятии позволяют обеспечить условия социализации обучающихся.
А. С. Макаренко писал: «Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали».
Макаренко А.С. в своих работах о воспитании говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
На занятиях кружка «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕТА» рассказываю об элементарных правилах этикета: о важности приветствий при встрече и прощании, о том, как и когда выражать благодарность.
Проговариваю, объясняю, как и почему именно так нужно было поступить в конкретной ситуации. Учу сопереживать товарищам, радоваться вместе с ними, быть чутким к человеку, который рядом. Существенным для дружбы является умение слушать другого человека, слышать его, вникать.
Объясняю, как реагировать на провокации, точнее, не реагировать на них. Маленькому человеку трудно контролировать свои чувства и эмоции, делать глубокие выводы,
Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику.
Концентрирую внимание ребёнка не на проблеме «Кто виноват? И как посильнее насолить противнику?», а на том, что делать и как лучше выйти из конфликта.
В ходе занятий у детей развивается интерес к изучаемым проблемам, целеустремленность, способность распределять между собой обязанности, нести ответственность за неисполнение поручений.
Успешная социализация учащихся осуществляться только одним способом – созданием для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что не маловажно с самим собой.
Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды.
Миру нужен самостоятельный человек.
Все перечисленные задачи и выполняет дополнительное образование (кружки).

Краева Елена Анатольевна.
2015 – 2016 уч. год.