СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление возможно поможет учителям для проведения семинара "Использование ИД на уроках"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре»

Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности обучающихся.

Современные достижения в сфере информационных технологий предлагают нам осваивать новые образовательные ресурсы, к одним из которых относится интерактивная доска (ИД).

Сама я регулярно использую ИД на своих уроках, т.к. тактильное управление облегчает восприятие новой информации, что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников. Однако стоит сказать, что интерактивная доска сама по себе устройство, с которым ребёнок вряд ли столкнётся вне школы; таким образом, она ему в любом случае будет интересна как нечто необычное (особенно в начальной школе). Следовательно, его внимание будет сосредоточено не столько на учебном материале, предъявляемом с помощью ИД, сколько на самом устройстве, поэтому интерактивная доска должна быть какое-то время не средством, а объектом изучения.

Применение ИД позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока.

Мотивационный. Младшим школьникам часто приходится выполнять задания типа: «разгадай ребус», переставь объекты, гораздо удобнее это делать действительно «переставляя» – реально двигая объекты. Тогда даже самый слабый или рассеянный ученик оказывается вовлечённым в этот процесс.

Проверка домашнего задания. Проходит быстро и эффективно, если заранее вынести на доску необходимый материал. Он воспринимается учащимися не только на слух, что, как известно, для младших школьников неэффективно, но и зрительно.

Ознакомление. Включение учащихся в непосредственную работу с предлагаемым материалом: установление соответствия, надписывание, перемещение информационных объектов, моделирование и создание объектов и другие действия позволяет намного быстрее и легче усвоить любую тему учебного предмета, т.к. легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Ведь то, что неверно или неполно воспринято, столь же неполноценно  будет осмыслено, а значит, и запомнено.

Закрепление изученного. Значительно упрощается работа с чертежами, таблицами, графиками, алгоритмами. Воспроизвести их на меловой доске достаточно сложно и занимает много времени, а на экране через проектор невозможно сделать необходимые отметки.

Проходя аттестацию в 2013 году, я работала над методической разработкой тема, которой была: «Применение интерактивной доски как современного средства повышения информационной компетентности обучающихся (Окружающий мир. 3 класс)». Мною были разработаны флипчарты для уроков Окружающего мира, обитатели Земли, 3 класс Образовательной программы «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. «Окружающий мир. Обитатели Земли» 3 класс. Флипчарты разработаны для каждой главы учебника (4 главы), так, чтобы на каждом уроке можно было использовать 2-3 страницы флипчарта. Какие-то страницы флипчарта являлись собственной разработкой, другие содержали задания из проверочных и контрольных работ, из рабочей тетради, а также дублировали иллюстрации из учебника.

К каждой странице флипчарта было сделано описание: на каком этапе урока она используется, какие инструменты используются.

Я хочу предложить вашему вниманию технологическую карту одного из уроков по Окружающему миру в 3 классе «Экосистема болот» и показать, на каких этапах урока можно было применить ИД.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.











2.















































3.


































4.















5.

































































6.





























6.








Организацион-ный момент.

(1 минуты)









Актуализация знаний.

(7 минут)

(работа с ИД

3 минуты)











































Постановка проблемы

(4 минуты)

(работа с ИД

1 минуты)






























Поиск решения проблемы.

(12 минут)

(работа с ИД 5 минут)











Физкульт-минутка.

(2 минут)

(работа с ИД 2 минуты)








Поиск решения проблемы.

(продолжение)



















































Применение новых знаний.

(14 минут) (работа с ИД 3 минуты)

























Рефлексия

(5 минут) (работа с ИД 2 минуты).








- За окном прекрасный, морозный, зимний день, который настраивает нас на хорошее настроение и на работу. Давайте поприветствуем наших гостей, они у нас сегодня необычные, улыбнемся им и друг другу. И с хорошим настроением начнем урок.


- Ребята, давайте вспомним какие водоемы мы с вами знаем (на ИД надпись – Водоемы, названий водоемов, закрыты «шторкой»).

Страница 1.

- А в какие две группы мы можем их объединить.









- Давайте распределим названия водоемов по группам.



- Проверим себя (на доске по щелчку «всплывает» текст).

- Ребята вы оказались правы. Какие вы молодцы.



- Напомните мне, пожалуйста, экосистему какого водоема, указанного на доске, мы изучали на прошлом уроке. Страница 2.

- Давайте вспомним, из каких звеньев состоит круговорот веществ в экосистеме озера (на ИД незаполненная таблица круговорота веществ экосистемы озера).



- Скажите мне, пожалуйста, что обозначает черная стрелка на нашей схеме.



- К чему это может привести.



- Ребята, отгадав мою загадку, вы сможете назвать тему нашего урока.

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.









- Давайте вспомним как называется раздел который мы изучаем.

- Значит мы будем с вами изучать не просто болото, а…



- Ребята, давайте составим план изучения экосистемы болота.







- Мы попробуем на нашем уроке ответить на все эти вопросы.

- А теперь ребята давайте посмотрим на этапы образования болота на ИД и предположим, как же образовались болота.

Давайте проверим ваши предположения, обратившись к учебнику стр. 50.

- Ребята, а подскажите какие ассоциации у вас возникают со словом «болото».

- Вы наверно правы, потому что один из известных героев мультфильма тоже так о нем говорит.











- Ребята, вы прочитали, что мох сфагнум густым ковром наступает на озеро.

- Что же это за растение?

Послушайте как о нем говорит В. Рождественский.

Меж клюквы и морошки Среди лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь – растет.

Он снизу – беловатый,

Повыше зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны,

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

А еще нам Даня Быков подготовил доклад об этом растении.





- Правда ребята, очень интересно. На болоте есть много растений, которые нас еще и угощают летом, давайте попробуем их назвать.

Однако нельзя оставить без внимание такое растение, как венерина мухоловка, которая правда произрастает на болотах Северной Америки, посмотрите небольшой сюжет из жизни этого растения.

- Ну что, правда впечатляет. И еще посмотрим несколько слайдов с обитателями болот. Если вам захочется о них узнать более подробно, где об этом можно узнать. Страница ИД 11- 15.





- А сейчас мы с вами попробуем восстановить пищевые цепочки экосистемы болота и озера.

- Ребята, а назовите «профессии» этих животных.



- Какой «профессии» нет в этих цепочках.

- А теперь попрошу вас сесть по группам и разгадать кроссворд в раб. тет. стр. 25 № 4., можно воспользоваться учебником стр. 50 – 51.



- Ребята давайте подведем итоги, ответили ли мы с вами на поставленные перед нами задачи?













- А теперь попрошу вас показать на доске ваше отношение к материалу, изученному на уроке.

Подводится итог (какой смайлик больше «вырос»).







- Домашнее задание: учебник стр. 50 – 53, ответить на вопросы после текста.

- Всем ребята спасибо за работу на уроке, вы все сегодня были молодцы, активно работали и отлично подготовились, урок окончен!












- Море, река, пруд, озеро, канал, болото, водохранилище, океан.











- Естественные и искусственные водоемы (проверка: «кликнуть» на слово «Водоемы», появятся названия групп).


Дети подходят к ИД и распределяют объекты по группам.







- Экосистему озера.












- Дети обдумывают вопрос, а затем подходят к ИД и заполняют таблицу.





- Круговорот веществ не полностью замкнут, «разрушители» не справляются полностью со своей работой.

Обучающиеся высказывают свои предположения (образование болот).

Дети отгадывают: Болото.

Появляется страница ИД:

- Экосистемы.




- Экосистему болота.


Обучающиеся называют пункты плана, который появляется на ИД:

Дети высказывают свои предположения.





















Дети читают текст учебника, проверяют свои предположения.

Дети высказывают свои предположения (грязь, мокро, серо, уныло).

Обучающиеся выполняют зарядку.









Обучающийся делает небольшое сообщение о мхе сфагнуме (сообщение представлено ниже, после технологической карты урока).



Дети называют (голубика, клюква, черника) и сверяются с ИД.











- Дети высказывают свои мнения (учебники, книги, энциклопедии, интернет, родители).



- Обучающиеся самосто-ятельно обдумывают ответ,

Затем выходят к доске и восстанавливают пищевые цепочки.







- Обучающиеся называют: производители, потребители.


- Разрушителей.


- Дети выполняют работу в рабочих тетрадях.




Группа, которая выполнила задание подает сигнал и заполняет кроссворд на ИД.





Дети сверяются с поставленными задачами на ИД. И отвечают на вопрос.

- Дети выходят к доске и выбирают один из пунктов.


Однако при создании и демонстрации презентаций (флипчартов), выполненных с помощью программного обеспечения интерактивной доски и предназначенных для работы с учащимися, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации, а также требования СанПиНов. Работа с мультимедийным экраном и интерактивной доской отдельной строкой не прописана. Их рекомендуется приравнивать к экранным ТСО, где существуют следующие ограничения по времени:1-2 классы – 10 минут; 3-4 классы – 15 минут.

Многие педагоги, успешно использующие в своей практике интерактивную доску, дают следующие рекомендации по оформлению слайдов, предназначенных для работы на интерактивной доске:

  • фон слайдов не должен быть слишком ярким;

  • изображения в слайдах должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;

  • изображения должны быть достаточно крупными, позволяющими четко их видеть с любого места;

  • на каждом слайде может быть размещено не более 7–9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);

  • для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

  • объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;

  • должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;

  • необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, лошадь больше овцы);

  • надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название иллюстрации);

  • смена слайдов должна осуществляться с помощью стилуса или управляющих кнопок;

  • общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся (например, для учащихся начальных классов количество слайдов не должно превышать 8–12).

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.