СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление - Нарушение сна

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что работа педагога требует значительных затрат психической и физической энергии. Для сохранения здоровья и высокой работоспособности ему необходим полноценный отдых, одним из главных компонентов которого является сон. Глубокий, спокойный сон восстанавливает силы, вселяет бодрость и свежесть. И наоборот, при переутомлении человек испытывает чувство сонливости, разбитости, постоянной усталости. Перенапряжение нервной системы проявляется в срывах физиологических процессов в организме, ведёт к появлению бессонницы. 

Просмотр содержимого документа
«Выступление - Нарушение сна»

Нарушение сна


Известно, что работа педагога требует значительных затрат психической и физической энергии. Для сохранения здоровья и высокой работоспособности ему необходим полноценный отдых, одним из главных компонентов которого является сон. Глубокий, спокойный сон восстанавливает силы, вселяет бодрость и свежесть. И наоборот, при переутомлении человек испытывает чувство сонливости, разбитости, постоянной усталости. Перенапряжение нервной системы проявляется в срывах физиологических процессов в организме, ведёт к появлению бессонницы. Сон – это состояние относительного общего покоя, возникающее у человека через определенные промежутки времени и сопровождающееся понижением уровня работы ряда органов и функций организма. Во время сна нервная система, а также и другие органы и ткани как бы заряжаются энергией, которая используется в период бодрствования. Длительное, многодневное лишение сна приводит к тяжёлым физиологическим нарушениям в организме и заканчивается смертью. Даже незначительные нарушения сна у практически здоровых людей резко снижают функциональные возможности организма.

Нарушение сна – явление в современной жизни весьма распространённое. Встречается оно и у детей и связано чаще всего с неправильным режимом жизни и чрезмерной учебной нагрузкой. По статистике, этим недугом страдает каждый третий человек. Довольно часто нарушение сна наблюдается и у педагогов. Многие, пытаясь добиться нормализации этого жизненно важного физиологического процесса, прибегают к отнюдь не безобидным для здоровья снотворным лекарственным препаратам, в то время как помочь им могут иные средства. В большинстве случаев своевременно принятые простые меры по восстановлению механизмов нормального сна заметно повышают активность, трудоспособность, уравновешенность человека, ранее страдавшего бессонницей, поверхностным сном или другими его нарушениями. Человек проводит во сне треть жизни. Потребность во сне у взрослых и у детей не одинакова. Как показали наблюдения, нормальная продолжительность сна у новорожденных колеблется от 11 до 23 часов. С взрослением продолжительность сна уменьшается, и для большинства людей старше 16 лет составляет в среднем 8 часов. Однако индивидуальные различия потребности во сне могут колебаться в довольно значительных пределах. Так, у 20 – 30 –летних это различие составляет 2-5 часов, а у людей старше 60 лет возрастает до 8 часов. Приведенные данные свидетельствуют о том, что существует «личная норма», которую должен знать каждый человек, тем более педагог, работающий в местах круглосуточного пребывания детей. Установить «личную норму» продолжительности сна относительно просто. У детей она определяется следующим образом. Ребёнку дают уснуть в привычные для него часы. Проснуться же он должен самостоятельно. Средняя продолжительность сна за 5-7 дней и даст искомую величину. Родители должны знать индивидуальную потребность ребёнка во сне и определять её не реже, чем раз в 2-3 года. У взрослых продолжительность сна определяется аналогичным способом, но делать это желательно в период, когда отсутствует необходимость вставать в заданное время, т.е. в период отпуска, в выходные дни. Для каждого человека, независимо от возраста, характерен свой ритм жизнедеятельности, на основе которого строится и режим сна. Отсутствие режима или отклонение от него, как правило, приводят к тяжёлым нарушениям сна, что отражается в конечном счёте на здоровье. У людей, не придерживающихся режима, быстро наступает перенапряжение нервной системы, возникает чувство постоянной сонливости. Пытаясь избавиться от неприятного состояния, они прибегают к помощи крепкого чая или кофе, что только усугубляет положение. В таких случаях ищут выход в снотворном.

Как восстановить утраченный нормальный сон? В первую очередь необходимо разработать строгий режим дня и обязательно придерживаться его. Надо постараться выработать рефлекс на установленное время чередования сна и бодрствования, а также выполнять определённые гигиенические требования. Перед сном не следует заниматься делами, требующими эмоциональных нагрузок: смотреть телевизионные программы с волнующими передачами, бурно дебатировать. Тревожные мысли, переживания, испытанные перед сном, сделают его беспокойным, а то и вовсе прогонят на продолжительное время. Причиной беспокойного сна может стать перегруженный желудок, поэтому пищу следует принимать не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Глубокому, спокойному сну способствует свободная поза, и поэтому желательно выработать у себя этот навык. Для этого нужно приучить себя перед засыпанием, лёжа на спине, класть руки за голову, при этом ноги рефлекторно выпрямляются. В последующем этот приём позволит воспитать устойчивый навык свободной, развёрнутой позы и во время сна. К физиологическим «снотворным» средствам, одинаково хорошо действующим как на взрослых, так и на детей, относится чистый, прохладный воздух, который влияет на человека успокаивающе. Вот почему рекомендуется проветривать помещение перед сном. Ещё лучше спать на открытом воздухе. Эффективным средством для расслабления и отключения от дневных забот является 20-30 – минутная вечерняя прогулка по тихим улочкам. Прогулку можно заменить гимнастическими упражнениями, но при этом необходимо иметь в виду, что занятия интенсивными физическими нагрузками непосредственно перед сном, несмотря на мышечную усталость, чаще возбуждают, чем приводят к расслаблению. В то же время такие занятия, проведённые за 4-5 часов перед сном, способствуют его улучшению. Хорошим успокаивающим средством может стать и тёплая ванна. Простым, но также весьма эффективным средством является массаж головы. В течение 2-3 минут слегка согнутыми пальцами массируют затылочную область. Для того чтобы усилить действие массажа, голову обворачивают полотенцем, оставляя открытым только нос. Перед сном можно сделать и непродолжительный общий массаж тела. Все движения направлены от периферии к сердцу. Вначале массируют ноги, затем руки, спину. Воздушная ванна – действенное средство, улучшающее сон. Выполняется она следующим образом: предварительно согревшись под одеялом, встают с постели, не одеваясь, прохаживаются по комнате. Через 2-3 минуты лечь в постель и постараться уснуть. Если сон не приходит, процедуру можно повторить. Успокаивающим и улучшающим процесс засыпания средством являются водные процедуры: общие обтирания прохладной водой, холодные ванны для рук и ног. Одним из способов восстановления нормального сна может стать аутогенная тренировка. Каждый педагог должен уметь регулировать свой отдых для того, чтобы трудиться с полной отдачей.

А. С. Палько.

Кандидат медицинских наук

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!