ВВЕДЕНИЕ
Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства Начинается это воспитание еще до школы - в семье, в детском саду, в процессе общения с природой, книгами и продолжается в школе.
Развитие творческих способностей ребенка - это основная задача учителя изобразительного искусства. Это осуществляется почти на каждом обыкновенном школьном уроке. В ребячьих руках оживают рисунки с помощью карандашей и красок. Постепенно у школьников из урока в ypoк пробуждается интерес к искусству.
Изобразительное искусство в целом, как и письмо, имеет свои законы свои приемы, свою азбуку.
2. Общие правила рисования
Целью данной работы является:
1. помочь учащимся освоить законы изобразительной грамоты;
2. формирование познавательного интереса к предмету и изобразительной деятельности.
Задачи:
1. развивать навыки решения композиционных задач;
2. познакомить учащихся с элементарными понятиями в области перспективного изображения предметов;
3. развивать творческие способности учащихся.
Обучение изобразительному искусству в общеобразовательной школе осуществляется по видам деятельности это:
1. рисование с натуры;
2. рисование на темы;
3. декоративная работа;
4. беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Размышляя об эффективности обучения, я рассматривала различные пути проведения своих занятий. Правил рисования очень много. Но есть общие правила, а есть такие, которые применяются только в каком-то конкретном случае, при выполнении работы определенного типа (например, знания о цвете нужны только при работе красками, а при рисовании с карандашом они не нужны; правила работы гуашью одни, а акварельными красками другие и т. д.).
Ниже приведены несколько правил, которые я использую на уроках изобразительного искусства, при выполнении работ почти всех видов деятельности, знание которых необходимы при выполнении грамотного рисунка:
1. компоновка в листе;
2. разметка и построение;
3. светотень, штриховка;
4. цвет;
5. перспектива;
6. композиция.
Я остановлюсь на двух видах деятельности: это компоновка в листе, композиция.
2.1. Компоновка в листе.
Компоновка - правильное расположение предметов и фигур в листе (техническая сторона рисунка). Компоновка является составной частью рисунков всех видов, в том числе и композиции.
Из опыта работы знаю, что ученики младших классов в большинстве случаев нарисуют предмет на альбомном листе маленького размера, а лист останется пустым. Ребенка интересует только изображение предмета - все остальное остается вне поля зрения. Сказать точно в сантиметрах и сколько отступить с каждого края не возможно, поэтому при объяснения, я использую схемы компоновки пятна на плоскости - «равновесие». Главная задача - определить пропорциональное соотношение между пространством листа и размером фигуры или предмета.
Предлагаю детям определить, где расположение пятен правильное, а где нет, и какое ощущение оно у них вызывает. Ответы разные, но я подвожу их к мысли, что:
1. маленькая фигура в большом пространстве вызывает чувство неуютности, одиночества;
2. чрезмерно великая фигура вызывает чувство стесненности;
3. расположение силуэта ниже горизонтальной оси листа, вызывает ощущение тяжести, приземленности;
4. расположение силуэта выше горизонтальной оси листа, вызывает ощущение легкости, приподнятости;
5. точное расположение предмета в центре, на перекрестке осей создает впечатление уравновешенности, спокойствия;
6. фигура, помещенная в верхний угол, вызывает желание переместить ее на другое место.

Следующее упражнение использую на уроках при объяснении темы: «Варианты условных композиционных решений». Вырезаем из бумаги силуэты геометрических фигур разных форм и размеров, передвигая силуэты, составляем несколько вариантов композиций и выбираем наиболее удачный.

Какого - либо универсального варианта компоновки нет. В зависимости от того, что рисуется, применяется свой вариант компоновки. Ниже приведены самые общие правила, которые мы применяем на уроках:
I .1. если длина изображаемых предметов больше высоты, то лист располагают горизонтально;
2. если высота изображаемых предметов больше длины, то лист располагают вертикально;
3. если предмет имеет одинаковую длину и высоту, то лист надо держать вертикально.
II. 1. с той стороны, откуда падает свет, свободного листа должно быть чуть больше, чем с теневой стороны.
Перечислять другие особенности компоновки не стоит, т. к. они носят индивидуальный характер в каждом конкретном случае. Однако, не следует оставлять учеников без помощи, необходимо иногда вмешиваться в их работу, чтобы не допустить ошибок в компоновке.
Таким образом, в зависимости от того, что рисуется, ученик выбирает свой вариант компоновки. Предварительная компоновка в листе является необходимым условием правильного и грамотного рисунка.
2.2. Композиция.
Слово «Композиция» имеет различное толкование. «Композиция» и «компоновка» это две совершенно разные вещи.
Композиция — это собственное творческое художественное произведение, независимое от жанра, темы, техники выполнения.
Компоновка - это правильное расположение предметов и фигур в листе. Компоновка является составной частью рисунка всех видов, в том числе и композиции.
Дети должны знать четко: композиция это собственное произведение. А
будет ли это произвольная композиция, открытка или иллюстрация - это
частный случай, где тема дается одна или выбирается самостоятельно.
Знание вопросов композиции имеет важное значение для развития творческого воображения, образного мышления учащихся. Решение композиционных задач включается во все виды рисования школьников. Знание законов композиции имеет большое значение в рисовании с натуры, в декоративной работе. Но особенно важно знать законы композиции и уметь их применять в работе над сюжетными рисунками. Сюжетное рисование является одним из интереснейших видов деятельности детей и в то же время одним из наиболее сложных. Анализ процесса выполнения учащимися 1-3 классов сюжетных рисунков позволяет говорить об определенных особенностях композиции.
В 1-3 классах при активизации обучения построение композиции начинается с изображения главного. Выразительность рисунка усиливается за счет использования элементарных правил линейной перспективы, расположения объектов на разной глубине «пространства», применения приема загораживания одних объектов другими.
В 3 классе в композициях передается многоплановость. Наблюдения за учащимися в процессе работы показывают, что наибольший интерес для них представляет изображение ярких, красивых предметов и явлений жизни. Для учащихся 1-3 классов доступно усвоение таких композиционных правил, как наличие сюжетно-композиционного центра композиции, передачи движения или состояния покоя, соблюдение симметрии и равновесие частей рисунка, передача ритма.
Знакомить с этими правилами композиции можно в процессе объяснения тематики заданий, во время уроков-бесед об искусстве. Усвоению правил композиции способствует анализ выполненных сюжетных рисунков, здесь, на конкретных примерах ученики видят как то или иное правило помогает сделать рисунок более выразительным.
Основой для создания художественных образов являются зрительные образы. Формирование зрительных образов у человека является одним из
элементов познания внешнего мира. Сложившиеся зрительные образы дети
стараются передать на листе бумаги.
В своей работе я использую такие приемы, как постановка задачи на специальное наблюдение («конкретная задача», конструктивное построение, пропорциональные отношения различных предметов). Наиболее эффективно воздействуют на изобразительную деятельность учащихся наблюдения, сопровождающиеся зарисовкой видимых объектов.
Главная цель приема: Развитие зрительной памяти, точности и тонкости наблюдений на основе подмечания деталей и малозаметных компонентов.
Даю учащимся комплекс упражнений, служащих для достижения главной цели: научить учащихся замечать детали и малозаметные компоненты путем проигрывания.
1. «Запутанный рисунок».
В рисунке пересекающимися линиями представлены контуры двадцати предметов. Предлагается как можно быстрее (можно ограничить время) назвать все изображения, которые ученик видит в этом рисунке. Ксерокопированный рисунок дается каждому ученику. Уровень выполнения задания определяется по количеству выделенных изображений. Отдельно учитывается более труд не распознаваемые изображения. Время 3-5 минут.
2. «Путаница».
Вариант упражнения «Запутанный рисунок». На карточке перепутанные линии одного цвета. В течение ограниченного времени надо только глазами, без помощи рук найти дорожку, ведущую от одной цифры к другой от 1 до 10.(и другие упражнения). У учащихся наблюдаются разные пути работы над сюжетными рисунками при выполнении общего эскиза композиции.
Первый путь: после выяснения замысла сразу происходит создание образ; для композиции, причем образа главного действующего лица, затем продумывается изображение и выполнение на листе бумаги второстепенных персонажей и предметов.
Другой путь построения композиции - продумывается взаимосвязь отдельных объектов изображения, их место и положение, в том числе и главные персонажи. Затем следует работа над образами отдельных фигур. Но очень часто образы главных действующих лиц очень мало прорабатываются. Для учащихся 4-6 классов характерно примерно те же два основных пути выполнения сюжетных рисунков, что и для учеников 1-3 классов. Однако для большинства учеников 4-6 классов более характерно начало построения композиции с главных объектов и затем всего остального с показом смысловой связи между ними. Процесс работы над композицией на заданную тему может быть следующим:
1. выбор темы;
2. компоновка сюжета;
3. наблюдение окружающей жизни в связи с темой (птиц, животных, деревьев, зданий, движений и фигур людей и т.д.);
4. наброски с натуры (в карандаше) выполняемые в классе или дома;
5. выполнение эскиза;
6. выполнение окончательного рисунка;
7. обсуждение выполненных работ.
Компонуя выбранный сюжет, учащиеся должны представлять в каких позах будут изображены люди, животные, какие места листа бумаги будут заполнены, что и каким цветом будет передано. Каждый ученик должен подумать, что в его рисунке будет главным.
Важным методическим моментом на заключительном этапе выполнения рисунков и подведения итогов, является оценка педагогом работ и обсуждение их вместе с учащимися. Оценка работ происходит по нескольким направлениям.
• В карандашном сюжетном рисунке учитывается перспективное, пропорционально-конструктивное тональное и композиционное
10построение, решение сюжетных завязок, а также передача темы и
т.д.
• Если работа выполнена в цвете, то ко всем перечисленным задачам
прибавляется оценка цветового решения. При обсуждении выделить удачные работы, но и в слабых работах отметить что-то положительное, чтобы ученик не потерял веру в свои силы и интерес к рисованию.
При обсуждении выделить удачные работы, но и в слабых работах отметить что-то положительное, чтобы ученик не потерял веру в свои силы и интерес к рисованию.
Знакомство с основами композиции помогает учащимся грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в практической работе, сокращает путь поиска решения.
2.3. Перспектива.
Перспектива - (франц.сл. - ясно вижу), изображение предмета на плоскости таким, как воспринимается глазом человека.
При изучении темы «Перспектива», привожу простейший опыт. Прошу двух человек одинакового роста встать на расстояний двух метров, затем одного из них прошу отойти немного назад. Видим, он как бы уменьшился.
Натуральную величину предмета мы определяем только в сравнении с окружающими предметами. Наш глаз видит предметы в перспективном сокращении - все, что от нас дальше, кажется меньше.

На рисунке изображены тонкие линии, сходящиеся на горизонтальной прямой в одной точке. Вдоль этих наклонных нарисованы три толстые прямые вертикальные линии. Нужно определить «на глаз», какая из них самая длинная. На первый взгляд кажется, что правая - самая длинная, а самая короткая - левая. На самом деле они равны, но так как линии, соединяющиеся в одной точке, создают впечатление перспективы, то и вертикальные линии воспринимаются нами как бы удаленными друг от друга и по этой причине правая дальняя кажется больше левой. Таким образом, кажущееся уменьшение предметов по мере удаления от нас мы и называем перспективой. В рисовании перспектива разделяется на воздушную и линейную.
1. Воздушная перспектива - это кажущееся изменение некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства. Воздушная перспектива - ослабление резкости и
четкости, очертаний и цвета предметов по мере их удаления: чем
ближе предмет, тем он изображается четче и ярче.
При построении перспективы используются линия горизонта, точка зрения и точки схода. Точка зрения — точка, с которой рисующий смотрит на предмет. Знакомлю детей с законами воздушной перспективы, опираясь на картины художников. Б. Кустодиев «Морозный день» - четко просматривается правила построения перспективы.
Встреча с картиной дает возможность разобраться во многих тонкостях живописной техники.
2. Линейная перспектива - подразделяется на фронтальную и угловую. Фронтальная перспектива - расположение предмета одной видимой стороной по отношению к зрителю.
При рисовании предметов во фронтальной перспективе соблюдаем следующие правила:
1. линии уходящие в глубину, сходятся в одной точке, которая называется точкой исхода и лежит на линии горизонта.
2. горизонтальные линии остаются горизонтальными и параллельными друг к другу независимо от расстояния, на котором они находятся от нас и друг от друга.
3. вертикальные линии, сокращаясь на расстоянии остаются вертикальными и параллельными между собой.
Следует отметить, что линия горизонта - это условность, которую нужно соблюдать при рисовании не только пейзажей, но и отдельных предметов. Привожу пример схемы фронтальной перспективы.

Угловая перспектива - расположение предмета под углом к зрителю, т. е. зритель, видит две или три грани предмета. В этом случае будет не одна точка схода, а две. Привожу пример схемы угловой перспективы.

На схемах видим, что предметы и во фронтальной, и в угловой перспективах могут быть расположены в девяти вариантах. При выполнении перспективы существуют три основных правила:
• Для изображения глубины дальний предмет следует частично закрывать ближним;
• Ближний предмет следует изображать крупнее удаленного;
• Основание ближнего предмета следует изображать ниже основания удаленного.
Очень важно выработать у учащихся умения применять простейшие элементы линейной и воздушной перспективы.
3. Заключение.
Для меня важно знать степень усвоения изучаемого материала учащимися. Я веду наблюдение на одном из классов – 6 класс - в течение двух лет. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения.
Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе.
Преимущество данных рисунков заключается по таким критериальным параметрам средств художественной выразительности как:
• Композиционное решение;
• характер формы предметов (разметка и качество построения);
• выявление объема тоном (светотень, штриховка, цвет);
• правила перспективы;
Результаты работ учащихся позволяют сделать вывод, что ребята показывают неплохие результаты по предмету. Уровень обученности и качества знаний по изобразительному искусству оцениваю через мониторинг.
Общеобразовательные школы не готовят художников, и не ставит своей задачей дать полное художественное образование, так как в рамках общеобразовательной школы это сделать невозможно. Но умение рисовать то, что видит глаз, ощущает и отражает разум, а рука графически или живописно фиксирует зрительный образ на плоскости, само не приходит. В общеобразовательной школе оно достигается системой художественного развития: начинаем учить, как держать кисть, карандаш, объясняем законы формообразования, цветоведения, композиции...
Обобщая весь выше изложенный материл, можно сказать, что освоение учащимися элементарной грамотой изобразительного искусства в средней школе - залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не
только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.
И пусть школьники не станут художниками, но я надеюсь, что искусство всегда для них станет источником радости.