Пеньшина Г.Н., учитель физики высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №10»
25.08.2015
Основные направления при составлении рабочей программы по физике
Читаем «Закон об образовании РФ» [1]:
Статья 12. Образовательные программы
…5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное…
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
То есть образовательное учреждение (ОУ), как юридическое лицо, полностью несёт ответственность за результаты обучения, реализацию всех обучающих программ и рабочих программ по предметам. Опытный педагог понимает, что практически конструирование рабочих программ ложится на плечи каждого учителя-предметника. В лучшем случае грамотные администраторы в помощь учителям могут предложить использовать какой-либо шаблон для составления рабочих предметных программ образовательного учреждения или готовые учебно-методические комплекты с разработанными авторскими программами.
В
настоящее время все издательства обеспокоены созданием новых и модернизацией действующих УМК в свете требований ФГОС ООО и сроками их подготовки. Это неудивительно: к моменту, когда учащиеся, получающие образование в рамках ФГОС (первоклассники – с 2011 г.), начнут изучать специализированные предметы, в том числе физику (см. табл. 1), уже должны быть доработаны соответствующим образом УМК и варианты примерных авторских рабочих программ, и учителя должны уже ознакомиться с ними.
Программу по предмету можно написать на основе рекомендованной Примерной основной образовательной программы ОУ (далее Примерной программы) [3]. При этом в тексте и ФГОС ООО, и Примерной программы есть информация, как работать над рабочей программой любого предмета и что в ней должно быть обязательно. Читаем: «Примерные программы по учебным предметам включают:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса» [3, с. 197].
Необходимо обратить внимание на выделенный пункт: планируемые результаты обучающихся стали сложными многослойными конструкциями, то есть в планировании учителя должны присутствовать первый уровень достижений школьников, который описывает все результаты развития личности ученика при изучении предмета, и второй, традиционный, ограниченный объёмом овладения предметных знаний.
Что это за результаты? Читаем ответ [3, c. 15, 25]:
«Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы… В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции…».
Таким образом, отличительные термины планирования учителя – универсальные учебные действия (УУД), в том числе работа с различными видами информации, внеучебная проектная деятельность, ИКТ-компетентность, читательская компетентность, проектная деятельность.
Колонки таблиц для календарно-тематического планирования отражают требования администрации школы. Примеры представлены в таблицах 3,4.

Учитель вынужден ставить себе задачу – УУД должны формироваться на каждом уроке. Очевидно, что на уроках физики, в силу разнообразия форм и средств преподавания, на каждом уроке возможно формирование многих УУД. Рабочая программа «разбухает». Как всё вместить в привычные колонки? Надо понимать, что какие-то УУД на уроках будут формироваться целенаправленно (анализ графиков или формул), а какие-то будут сопутствующими (коммуникативное взаимодействие при работе в группах). Выход – изображать слово- сочетания аббревиатурой с вынесением смысловых слов в индексы. Разумеется все обозначения необходимо разъяснить в приложении к программе. Пример использования таких сокращений приведён в табл. 2.

Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://минобрнауки.рф/документы/2974
2. Интервью М. Леонтьевой http://www.rcde.nov.ru/index. php?q=node/493
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.
4. Физика. Рабочая программа по УМК Перышкина А.В. 7–9 кл. http://www.uchportal.ru/load/43-1-0-42436
5. Рабочая программа по физике 7–11 классы в соответствии с ФГОС. http://nsportal.ru/shkola/fi zika/library/2013/09/18/rabochaya-programma-po-fizike-7-11-klassy-v-sootvetstvii-sfgos
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
7. Вечканова Е.А. Календарно-тематическое и поурочное планирование с методическими рекомендациями для 7–9-го классов в рамках проектно-модульной системы обучения. УМК Гутник Е.М., Пёрышкин А.В. «Физика-7–9», 68 ч/год (2 ч/нед.) http://fiz.1september.ru/sprojects/201014.htm
8. Вечканова Е.А. Проектно-модульная система обучения физике в основной школе как средство развития учащихся. / Науч. биб-ка диссертаций и авторефератов disserCat http:// www.dissercat.com/content/proektno-modulnaya-sistemaobucheniya-fizike-v-osnovnoi-shkole-kak-sredstvo-razvitiyauchash#ixzz3Ib3S9bRX