СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме "Современный урок: какой он?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Современный урок: какой он?"»

Современный урок: какой он?




«Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский


В настоящее время идет интенсивное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения. В связи с этим актуальной задачей является эффективное использование новых информационных технологий для развития интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей. Решение задачи облегчается существованием повышенно­го интереса ребят к компьютерам. Компьютер уже давно не только объект изучения, но и орудие в учебно-образовательном процессе.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой и огромный потенциал для решения новых задач.

Современный урок – это творчество самого педагога, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. Он должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Но учитель, как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний; но все это не облегчает, а осложняет его жизнь.

Поэтому, успешность современного урока зависит от профессионализма пре­подавателя, индивидуального подхода к обучающимся, умелого исполь­зования различных средств ИКТ.

Выбор техни­ческих средств обусловлен формой учебного занятия (урок-презентация, урок-исследование, практикум, виртуальная экскурсия, тематический проект и т. п.).

Опираясь на дидактические, пси­хологические, гигиенические требования к уроку, учитель создает про­грамму управления деятельностью учащихся, т. е. проектирует урок.

При конструировании урока учителю следует проектировать:

  1. цели урока;

  2. мотивацию учеников;

  3. содержание занятия;

  4. деятельность учеников;

  5. деятельность преподавателя;

  6. обратную связь с учениками;

  7. рефлексию деятельности.

Применение ИКТ-технологий приводит к использованию более эф­фективных подходов к обучению и совершенствованию методики препо­давания, является наиболее эффективным средством обучения и воспита­ния, способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвое­нию материала на уроках.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирую­щую интерес и пытливость ребенка.

Эффективность современного урока выражается в следующих критериях:

1. Осознание учеником деятельности; того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.

2. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

3. Наличие дискуссий, бесед по различным  точкам зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

4. Обязательное развитие личности.

5. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

6. Ощущение радости от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие. Открытие новых знаний и умений в коллективном поиске.

7. Педагог является ведомым на пути субъективного открытия, он управляет проблемно–поисковой или исследовательской деятельностью учащихся.

Безусловно, современный  урок     начинается  с учителя. Современный урок - удивление, удовольствие, усилия, успех!  Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.

«Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации.

Современная начальная школа способна в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя).

В настоящее время лидирующее положение занимают различные методы и приемы обучения. Эти методы основаны на использовании современных компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования.

Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – компьютер. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. И в связи с тем, что и персональный компьютер, и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а современная молодежь проявляет к ним значительный интерес, задача учителя заключается в том, чтобы данные средства появились и в системе образования. Ведь и персональный компьютер, и Интернет могут выступать в роли непосредственного помощника учителя.

Возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Основные требования к составлению урока:

Один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе – виртуальная экскурсия.

Согласно определению Е.Ф. Козина, виртуальные экскурсии – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д.

Плюсы и минусы:

1. Эти технологии особенно ценны для эстетического воспитания тех детей, которые по разным причинам не могут посетить музей (дети с ограниченными возможностями, ученики провинциальных и сельских школ).

2. Технология 3D дает ощущение полного присутствия. Можно управлять своим продвижением по музеям и галереям с такой скоростью, которая удобна Вам. Вы можете рассмотреть вблизи какой-либо предмет, переходить из зала в зал, покинуть экскурсию в любой момент и продолжить в любое удобное для Вас время.

3. Происходит расширение кругозора детей, приобщение их к прекрасному через искусство.

4. Возможность использования данных программ на уроках, при прохождении соответствующей темы, сделает их более живыми и интересными.

5. Это удобный и экономный способ, по отношению ко времени и финансам, – посетить разные уголки планеты и ознакомиться с важнейшими и ценнейшими предметами истории.

6. Виртуальную экскурсию можно провести в любое, независимое от погодных условий, время.

Отрицательные стороны, по мнению Е.А. Юниной:

1. Невозможно задать вопрос в режиме реального времени.

2. Зависимость от создателей – невозможно увидеть то, что не включено в экскурсию.

3. Ограниченность впечатлений.

В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР).

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Таким образом, применение ИКТ на уроках – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и организованно. Использование ЭОР на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!