Ковалева М.И.
«Проектная деятельность в начальной школе»
(Слайд 1)
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования стало формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предполагает успешность всего последующего обучения.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, через организацию проектной деятельности.
Однако, по мнению разработчиков Стандартов второго поколения, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников.
Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.
Проектная задача носит групповой характер. Другими словами, проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового результата («продукта»).
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Порядок действий:
Основная школа | Начальная школа |
Знакомство класса с темой. | Знакомство класса с темой. |
Выбор подтем (областей знания). | |
Сбор информации. | Готовая информация |
Выбор проектов. | |
Работа над проектами. | Работа над проектной задачей. |
Защита проектов. | Защита «продукта». |
Но, из опыта, могу сказать, что проектная задача должна быть только в 1-2 классах. В 3-4 классах обучающиеся должны выполнять проекты, а не проектную задачу. Тем самым к 5 классу обучающиеся будут подготовлены к работе с проектами.
(Слайд 2-4)
Так обучающимся 1 класса в октябре выполняли проект «Поможем птицам зимой»
Цель и задачи:
Воспитание уважительного отношения у миру животных.
Развитие познавательного интереса.
Развитие эстетических вкусов.
Проектная задача состояла из трёх этапов:
Беседа о зимующих птицах.
Изготовление аппликации по шаблону.
Совместное изготовление кормушек с родителями.
(Слайд 5-6)
В марте обучающимися 1 класса была выполнена проектная задача «Алфавит».
Цели и задачи:
Развитие интереса к чтению.
Формирование потребности регулярного чтения книг.
Расширение кругозора обучающихся.
Проектная задача состояла из четырёх этапов:
Беседа о изученных буквах алфавита.
Изготовление буквы.
Украшение буквы по желанию.
Защита своей буквы.
(Слайд 7-9)
В сентябре обучающиеся 2 класса начали работу над проектной задачей «Пожилой человек»
Цели:
Воспитание положительных отношений человека:
к гуманизму как принципу отношений между людьми;
к ответственности и долгу как норме общественного поведения;
к социальной активности;
к самому себе как творческой, свободной трудолюбивой, наделенной общечеловеческими нравственными качествами личности.
Проектная задача состояла из четырёх этапов:
1.Беседа о людях пожилого возраста.
2. Изготовление открытки.
3. Участие в акции «Пожилой человек».
4.Вручение фотографий.
(Слайд 10-11)
В октябре обучающиеся 2 класса начали работу над проектной задачей «Моя семья и родственники».
Цели:
сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи;
Задачи:
Уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
Помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;
Учить выступать с подготовленными сообщениями;
Учить работать по образцу.
Формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким;
Способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью;
Воспитывать аккуратность, внимание, терпение, бережливость.
Проектная задача состояла из трёх этапов:
Беседа «Моя семья»
Заполнение схемы по шаблону.
Защита .
(Слайд 12-14)
Конечно же, это малые проектные задачи, но с обучающимися мы работаем над большими проектными задачами, некоторые с участием родителей.
Так обучающиеся 4 класса в сентябре – октябре работали над коллективной проектной задачей «Только добрые слова, дарим Вам, учителя».
Цель:
Развитие творческих способностей учащихся.
Способствовать повышению престижа учительской профессии.
Воспитание уважения и любви к учителям.
Задачи:
Формирование у школьников навыков работы в команде.
Развитие творческих способностей детей.
Развитие познавательного интереса учащихся.
Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Развитие навыков проектной деятельности.
Проектная задача состояла из трёх этапов:
Сроки | Мероприятия, направление, деятельность | Ответственные |
Подготовительный этап |
Начало сентября (две недели) 2014г | Создание творческой группы по разработке проекта. Осознание актуальности проблемы. Работа творческой группы над созданием пригласительных для учителей. Работа творческой группы над созданием поздравительной открытки для учителей. | Ковалева М.И. |
Основной этап |
Середина сентября 2014г | Работа творческой группы по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности учащихся. Разучивание песни «Мы любим ВАС, родные ваши лица» Разучивание стихотворений. | Ковалева М.И. |
Заключительный этап | |
Конец сентября 2014г | Участие в открытом мероприятие «Спасибо Вам учителя!» Участие в «Рассуждалки» на тему «Если я был (а) бы учителем, то…» Обобщение работы по реализации проекта. Анализ деятельности проекта. | Ковалева М.И. |
(Слайд 15-20)
В октябре – ноябре начинается работа над проектной задачей «От чистого сердца, простыми словами, давайте друзья, потолкуем о маме»
Цель: воспитывать осознание значения семьи в жизни человека и общества, заботливое отношение к членам семьи.
Задачи:
Воспитание внимательного, уважительного отношения к своей маме и ко всем матерям.
Расширение общего кругозора, обучение проговариванию вслух о своих чувствах, переживаниях.
Пробуждение во взрослых и детях желание быть доброжелательными и доверчивыми друг другу.
Сближение детей и родителей.
Формирование у школьников навыков работы в команде.
Развитие познавательного интереса учащихся.
Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.
Проектная задача состоит из шести этапов:
Классный час «Моя милая мама»
Конкурс рисунков «Моя мама»
Изготовление подарка или открытки для мамы.
Рассуждалка «Кто такая мама»
Мероприятие для мам.
Участие в международном конкурсе «СНЕЙЛ» совместно с родителями «С днём мамы».
(Слайд 22-26)
В феврале- марте обучающимися 1 класса началась работа над проектной задачей «Будущий первоклассник»
Цель:
Создание условий для формирования социально-нравственных, духовных ценностей дошкольников через школьников первого класса.
Задачи:
Способствовать развитию таких ценностных качеств школьников и дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.
Познакомить дошкольников с понятием благотворительность.
Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении.
Организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного концерта.
Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Привлечь дошкольников к благотворительному движению.
Проектная задача состоит из трёх этапов:
Классный час «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»
Изготовление подарка первокласснику, при помощи родителей.
Участие в акции «Будущий первоклассник», которая сопровождалась стихами и песнями, в исполнении агитбригады «Фиксики», и дарением собранных канцелярных принадлежностей для детей и подарков детскому саду.
(Слайд 28-33)
В апреле – мае обучающимися начинается работа над проектной задачей «Живая память потомков»
Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Задачи:
Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны, жителей посёлка Кобляково.
Повышение престижа у подрастающего поколения подвига Советского народа в годы войны, осознания значимости Победы для страны и всего мира.
Развитие познавательного интереса учащихся.
Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.
Участие в различных конкурсах по данной тематике.
Проектная задача состоит из семи этапов:
1.Классный час «Мы помним ВАС!»
2. Участие в исследовательской работе «Живая память потомков», с участием классного руководителя.
3. Встреча с ветеранами.
4. Участие в митинге, оформление колонны.
5. Изготовление открыток для ветеранов.
6. Участие в акции «Спасибо деду за победу!»
7. Участие в конкурсах.
(Слайд 34)
И многое другое….
(Слайд 35)
Спасибо.