МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2»
Сармановского района Республики Татарстан
Выступление в рамках межрегионального семинара учителей русского языка и литературы на тему «Технологии современного урока русского языка в условиях введения ФГОС»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Гордюшина Лилия Зульфаровна,
МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2»
Сармановского района РТ
2016 г.
«Технологии современного урока русского языка в условиях введения ФГОС»
Задача современной школы сделать учебный процесс
Новые требования к личности выпускника
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Место предмета «Русский язык» в Федеральном государственном стандарте второго поколения.
В основе содержания Стандарта – русский язык, который является средством межнационального общения, консолидации и единения народов России.
Обучение родному языку в школе рассматривается как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника.
В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению.
Виды УУД
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
Новизна стандартов филологического образования
3 сквозные содержательные линии, основанные на компетенциях.
Особое внимание уделено аудированию.
Особенность такого обучения -
установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.
Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:
Деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе.
2. Синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка.
3. Формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей.
4. Развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
5. Сбалансированное развитие устной и письменной речи.
6. Формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста.
7.Усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
8. Формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена.
9. Развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания.
10. Формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Вывод:
Метапредметные образовательные
функции родного языка определяют универсальный характер воздействия предмета "русский (родной) язык" на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Какие требования предъявляются к современному уроку:
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Схема урока
Конкретные методики, обучающие универсальным учебным действиям
экскурсии;
поиск дополнительного материала на заданную тему;
обмен мнениями;
выявление спорных вопросов;
построение системы доказательств;
выступление перед аудиторией;
обсуждение в группах.
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ
имеет множество плюсов:
ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы;
меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников;
дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
ИДЕАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ НА ПРАКТИКЕ
– это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО.
традиционный (комбинированный),
лекция,
экскурсия,
исследовательская работа,
учебный и трудовой практикум.
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения
УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ.
практикум,
экскурсия,
лабораторная работа,
собеседование,
консультация.
Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
УРОК КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ.
практикум,
лабораторная работа,
семинар и т.д.
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
семинар,
конференция,
круглый стол и т.д.
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
УРОК КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ.
контрольная работа,
зачет,
коллоквиум,
смотр знаний и т.д.
Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
При реализации ФГОС учителю важно понять
Вся учебная деятельность должна строиться на основе ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Возможная структура урока выглядит следующим образом:
Организационный момент
Актуализация знаний
Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой
Включение в систему знаний и повторение
Итог урока. Рефлексия
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ
- такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача
научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать
задание составить:
или выполнение задания:
Структура современных уроков
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ поможет достичь планируемые результаты
Особенности учебных заданий, направленных на формирование ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ установок
«Хорошее» задание дает возможность:
выразить свою позицию/ценностное суждение
разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою;
оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками;
прямо сформулировав свою позицию;
аргументировать (пояснить, прокомментировать) свою позицию, оценку и/или свой выбор.
Особенности учебных заданий, направленных на формирование ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА учения и начальных форм РЕФЛЕКСИИ
«Хорошее» задание требует:
самооценки на основе соотнесения результата с
пониманием учебной задачи;
и(или) с критериями оценки;
и(или) со способами выполнения;
выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение;
постановки новых личных учебных задач.
Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции
Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА по ФГОС
Основные этапы урока
Проблематизация, актуализация, мотивация
Цель: “включение” в учебную деятельность
Итог: осознание проблемы, самостоятельная постановка учебной задачи
Как правило:
фронтальная работа учителя с классом,
обсуждение ведет учитель
•учебные ситуации: игры, проблемные вопросы, инсценировки и т.д.ИКТ: работа с готовыми ЭОР (наблюдение, сериация и т.п.)
2. Первичное ознакомление
Цель: “включение” в целенаправленное действие
Итог: осознание смыслов, самостоятельное “открытие” нового знания
Как правило:
работа в парах, малых группах,
учитель – консультант, участник, организатор
учебные ситуации: дидактическая игра, исследование
ИКТ: работа с готовыми ИКТ-ресурсами (наблюдение, сериация, поиск информации, установление соответствие и т.п.)
3. Отработка и закрепление
Цель: “включение” в тренировочную деятельность
Итог: освоение нового знания/ способа действий на уровне исполнительской компетенции
Как правило:
самостоятельная работа – индивидуальная, в парах, группах и взаимооценка, с обязательным обсуждением
учитель – консультант, участник, модификатор
•учебные ситуации: “Проверь себя”, “Составляем инструкцию” , “Делаем памятку” и. т.д.ИКТ: работа с тренажерами, ИКТ-ресурсами и инструментами
4. Обобщение, систематизация, применение
Цель: “включение” в продуктивную деятельность
Итог: освоение нового знания/способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации максимально приближенной к реальной, интеграция и перенос знаний
Как правило:
проектная деятельность с последующей презентацией
учитель – консультант, участник, организатор
•учебные ситуации: “Составляем обобщающую таблицу”, “Виртуальный музей/путешествие” , “Летопись …”, “Составляем электронное пособие”, “Подарки” и. т.п.ИКТ: работа с инструментами ИКТ с целью создания новых объектов
Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия
Цель (для учителя): получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения
Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач
Может быть как самостоятельным этапом занятия, так и частью иного этапа
Итоги урока
Какую УЗ мы ставили в начале урока. Встаньте, кто считает, что решил поставленную задачу.
Как оценивали себя на протяжении урока после каждого задания, подведите итог и оцените себя за весь урок.
Что значит для учителя работать на «конечный результат»?
1) проектировать систему тематических и текущих планируемых результатов
2) подбирать и самостоятельно составлять учебные задания
3) корректировать – в частности индивидуализировать, перефразировать –
текст обучающих учебных заданий с учетом результатов «экспресс-диагностики», результатов формирующей и тематической оценки
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.