СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление в рамках межрегионального семинара учителей русского языка и литературы на тему «Технологии современного урока русского языка в условиях введения ФГОС»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление в рамках межрегионального семинара учителей русского языка и литературы на тему «Технологии современного урока русского языка в условиях введения ФГОС»»

МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2»

Сармановского района Республики Татарстан













Выступление в рамках межрегионального семинара учителей русского языка и литературы на тему «Технологии современного урока русского языка в условиях введения ФГОС»










Подготовила:

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Гордюшина Лилия Зульфаровна,

МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2»

Сармановского района РТ







2016 г.


«Технологии современного урока русского языка в условиях введения ФГОС»


Задача современной школы сделать учебный процесс

  • значимым для учащихся,

  • представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, который связан с гуманизацией образования

Новые требования к личности выпускника

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  •   анализировать свои действия;
    •        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия
    •        отличаться мобильностью;
    •        быть способны к сотрудничеству;
    •        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Место предмета «Русский язык» в Федеральном государственном стандарте второго поколения.

В основе содержания Стандарта – русский язык, который является средством межнационального общения, консолидации и единения народов России.

Обучение родному языку в школе рассматривается как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника.

В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению.

Виды УУД

  • внутренняя позиция;

  • мотивация;

  • нравственно-этическая оценка

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль;

  • коррекция;

  • оценка;

  • волевая саморегуляция.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  • общеучебные,

  • логические,

  • постановка и решение проблем.

Новизна стандартов филологического образования

  1. 3 сквозные содержательные линии, основанные на компетенциях.

  2. Особое внимание уделено аудированию.

Особенность такого обучения -

установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.

Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:

Деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе.

2. Синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка.

3. Формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей.

4. Развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

5. Сбалансированное развитие устной и письменной речи.

6. Формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста.

7.Усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

8. Формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена.

9. Развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания.

10. Формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Вывод:

Метапредметные образовательные

функции родного языка определяют универсальный характер воздействия предмета "русский (родной) язык" на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

 В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? 

  • Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  •  хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

  •  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  •  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;


  •  вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  •  времясбережение и здоровьесбережение;

  • в центре внимания урока - дети; 

  •  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  •   урок должен быть добрым.

Схема урока

Конкретные методики, обучающие универсальным учебным действиям

  • экскурсии;

  • поиск дополнительного материала на заданную тему;

  • обмен мнениями;

  • выявление спорных вопросов;

  • построение системы доказательств;

  • выступление перед аудиторией;

  • обсуждение в группах.

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ

имеет множество плюсов:

  • ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы;

  • меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников;

  • дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.

ИДЕАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ НА ПРАКТИКЕ

– это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО. 

  • традиционный (комбинированный),

  • лекция,

  • экскурсия,

  • исследовательская работа,

  • учебный и трудовой практикум.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ.

  • практикум,

  • экскурсия,

  • лабораторная работа,

  • собеседование,

  • консультация.

Имеет целью выработку умений по применению знаний

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 

УРОК КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ.

  • практикум,

  • лабораторная работа,

  • семинар и т.д.

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 

УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ. 

  • семинар,

  • конференция,

  • круглый стол и т.д.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 

УРОК КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ. 

  • контрольная работа,

  • зачет,

  • коллоквиум,

  • смотр знаний и т.д.

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. 

При реализации  ФГОС  учителю важно понять

  • какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы?

Вся учебная деятельность должна строиться на основе ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Возможная структура урока выглядит следующим образом:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем

  4. Первичное закрепление

  5. Самостоятельная работа с самопроверкой

  6. Включение в систему знаний и повторение

  7. Итог урока. Рефлексия

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ

- такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача

научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. 

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: 

  • возраста ребенка;

  • специфики учебного предмета;

  • меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  •    предъявить противоречивые факты, теории;

  •  обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

  • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать

 задание составить:

  • таблицу,

  • график или диаграмму по содержанию прочитанного текста,

  • алгоритм по определенному правилу

или выполнение задания:

  • объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса

  • практическая работа

Структура  современных   уроков

  • должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

  • Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ поможет достичь планируемые результаты

Особенности учебных заданий, направленных на формирование ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ установок

«Хорошее» задание дает возможность:

    • выразить свою позицию/ценностное суждение

      • разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою;

      • оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками;

      • прямо сформулировав свою позицию;

    • аргументировать (пояснить, прокомментировать) свою позицию, оценку и/или свой выбор.

Особенности учебных заданий, направленных на формирование ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА учения и начальных форм РЕФЛЕКСИИ

«Хорошее» задание требует:

    • самооценки на основе соотнесения результата с

      • пониманием учебной задачи;

      • и(или) с критериями оценки;

      • и(или) со способами выполнения;

    • выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение;

    • постановки новых личных учебных задач.

Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции

Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА по ФГОС

Основные этапы урока

  1. Проблематизация, актуализация, мотивация

Цель: “включение” в учебную деятельность

Итог: осознание проблемы, самостоятельная постановка учебной задачи

Как правило:

  • фронтальная работа учителя с классом,

  • обсуждение ведет учитель

  • учебные ситуации: игры, проблемные вопросы, инсценировки и т.д.ИКТ: работа с готовыми ЭОР (наблюдение, сериация и т.п.)

2. Первичное ознакомление

Цель: “включение” в целенаправленное действие

Итог: осознание смыслов, самостоятельное “открытие” нового знания

Как правило:

  • работа в парах, малых группах,

  • учитель – консультант, участник, организатор

  • учебные ситуации: дидактическая игра, исследование

  • ИКТ: работа с готовыми ИКТ-ресурсами (наблюдение, сериация, поиск информации, установление соответствие и т.п.)

3. Отработка и закрепление

Цель: “включение” в тренировочную деятельность

Итог: освоение нового знания/ способа действий на уровне исполнительской компетенции

Как правило:

  • самостоятельная работа – индивидуальная, в парах, группах и взаимооценка, с обязательным обсуждением

  • учитель – консультант, участник, модификатор

  • учебные ситуации: “Проверь себя”, “Составляем инструкцию” , “Делаем памятку” и. т.д.ИКТ: работа с тренажерами, ИКТ-ресурсами и инструментами

4. Обобщение, систематизация, применение

Цель: “включение” в продуктивную деятельность

Итог: освоение нового знания/способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации максимально приближенной к реальной, интеграция и перенос знаний

Как правило:

  • проектная деятельность с последующей презентацией

  • учитель – консультант, участник, организатор

  • учебные ситуации: “Составляем обобщающую таблицу”, “Виртуальный музей/путешествие” , “Летопись …”, “Составляем электронное пособие”, “Подарки” и. т.п.ИКТ: работа с инструментами ИКТ с целью создания новых объектов

Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия

Цель (для учителя): получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения

Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач

Может быть как самостоятельным этапом занятия, так и частью иного этапа

Итоги урока

  • Какую УЗ мы ставили в начале урока. Встаньте, кто считает, что решил поставленную задачу.

  • Как оценивали себя на протяжении урока после каждого задания, подведите итог и оцените себя за весь урок.

Что значит для учителя работать на «конечный результат»?

1) проектировать систему тематических и текущих планируемых результатов

2) подбирать и самостоятельно составлять учебные задания

3) корректировать – в частности индивидуализировать, перефразировать

текст обучающих учебных заданий с учетом результатов «экспресс-диагностики», результатов формирующей и тематической оценки

  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!