Казённое образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Выступление
на методическом объединении
тьюторов на тему:
«Взаимодействие детей с РАС с воспитателями в условиях учебной деятельности».
Выполнила:
тьютор 5«В» класса
Семенихина Е.В.
Воронеж 2021г.
Нарушения поведения и способы их преодоления.
Как проявляется проблемное поведение:
Истерики.
Агрессия (вербальная, физическая).
Аутоагрессия.
Отсутствие реакции на просьбы, требования.
Аутостимуляция.
Неусидчивость.
Нарушение внимания.
Импульсивность.
Нежелание сотрудничать.
Проблемное поведение:
Затрудняет процесс обучения.
Подвергает риску самого ребёнка или его окружение.
Затрудняет общение и интеграцию в социальную среду.
Как любое поведение, имеет определённую цель.
Закрепляется, если цель достигается.
Функции поведения:
Получить желаемый предмет или действие.
Избежать неприятного.
Привлечь внимание.
Аутостимуляция.
Нежелательное поведение, целью которого является получение желаемого предмета или действия
- возникает при отказе выполнить просьбу ребёнка или если требуется прекратить любимое занятие. Например, ребёнок начинает кричать или бить самого себя после того, как воспитатель не разрешил ему рисовать на столе;
- закрепляется тем, что ребёнок получает желаемое после проблемного поведения. Для того чтобы ребёнок прекратил кричать, воспитатель даёт ему что-нибудь приятное, например, конфету или разрешает рисовать на столе.
Нежелательное поведение, целью которого является привлечение внимания взрослых или сверстников
- возникает в ситуациях, когда на ребёнка не обращают внимания. Например, ребёнок ломает постройки сверстников;
- закрепляется, если внимание удаётся привлечь проблемным поведением. И дети, и воспитатель реагируют на ребёнка. Следует помнить, что хотя реакция со стороны окружающих на поведение ребёнка негативна, он всё равно добивается их внимания.
Нежелательное поведение, целью которого является прекращение или избегание неприятных действий
- возникает, когда ребёнок хочет избавиться от трудных, длинных, скучных занятий. Например, ребёнок начинает сбрасывать предметы со стола во время занятий;
- закрепляется, если ему это удаётся. Воспитатель разрешает ребёнку пойти поиграть, поскольку в таких условиях он не может проводить занятия с другими детьми.
Аутостимуляция – это действия человека, посредством которых он предоставляет физическую, зрительную или слуховую стимуляцию самому себе. Например, ребёнок постоянно кружится, потряхивает руками или издаёт какие-то звуки. Это поведение не зависит от присутствия других людей, то есть возникает и в тех случаях, когда ребёнок находится один.
Следует иметь в виду что, с одной стороны, одинаковое по форме поведение может иметь разные причины (например, ребёнок может проявлять аутоагрессию и если пытается добиться желаемого, и для того чтобы привлечь к себе внимание). С другой стороны, различное по форме поведение может вызываться одинаковыми причинами (например, агрессия и аутоагрессия возникают с целью привлечения внимания).
Кроме того, очень часто проблемное поведение является средством коммуникации, например, когда у ребёнка отсутствует речь, крик или агрессия являются единственным способом, с помощью которого он может выразить просьбу.
Для того чтобы устранить или уменьшить проявления нежелательного поведения, прежде всего, нужно определить его функцию, для чего специалисту необходимо владеть определёнными профессиональными навыками. Поэтому в наиболее сложных случаях воспитателям стоит обращаться за помощью к тем психологам, которые умеют это делать.
В то же время целый ряд шагов педагог ДОУ может осуществить самостоятельно. Например, обучение адекватным способам коммуникации, которые функционально эквивалентны проблемному поведению, позволяет уменьшить его проявления. Ребёнка следует учить просить:
- предмет;
- действие и прекращение действия;
- перерыв;
- помощь;
- также выражать отказ.
При отсутствии устной речи следует обучать альтернативным средствам коммуникации (картинки, жесты).
Ребёнок чаще демонстрирует нежелательное поведение, функцией которого является аутостимуляция или привлечение внимания, когда ничем не занят. Поскольку дети с РАС часто не умеют играть самостоятельно, обогащение окружающей среды и обучение новым интересным занятиям позволяют уменьшить частоту аутостимуляций и снизить мотивацию для привлечения внимания.
Ребёнок чаще пытается уклониться от занятий, если задание:
- трудное;
- длинное;
- неинтересное;
- непонятное.
Поэтому, для того чтобы уменьшить проявления нежелательного поведения, функцией которого является отказ от занятий, необходимо:
Понизить уровень сложности задания.
Ввести расписание и использовать «принцип бутерброда» (первое задание – достаточно простое и интересное, чтобы ребёнку было проще приступить к его выполнению; второе более сложное; а третье наиболее приятное, чтобы у ребёнка был мотив быстрее завершить второе, наиболее сложное для него дело).
Предоставить возможность выбора.
Работать в быстром темпе (задания должны быть короткими).
Часто менять задания.
Выбирать эффективные методы обучения.