Взаимодействие классного руководителя и родительского комитета
Неотъемлемой, важной и в то же время непростой частью нашей учительской профессии являются взаимоотношения с родителями.
Свое выступление я хотела бы начать с высказывания великого педагога В. Сухомлин-ского по данной проблеме: «Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны (слайд 2)
Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Еще французские просветители 18 в. обратили внимание на то, что социальная среда, сфера человеческих контактов является определяющим фактором развития личности, особенно нравственного.
Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель — родители ученика», нужно исходить из того, что семья — важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок.
Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.
Поэтому классному руководителю важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.
Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы отношений.
За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность.
В практике работы школы сложилась система работы органов родительского самоуправления – родительских комитетов классов и школы. Они призваны содействовать объединению усилий семьи и школы в деле обучения и воспитания школьников, защиты их прав и интересов. Это в идеале. На практике эффективность работы родительских комитетов классов всегда зависела от целого ряда факторов: – особенностей конкретного родительского коллектива; – готовности классного руководителя к взаимодействию с родителями; – системы работы с родителями администрации школы. Сегодня возникло много вопросов, связанных с деятельностью, полномочиями этих общественных организаций, их ролью в жизни образовательной организации. Любой педагогический коллектив должен принять как факт то, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Одним из условий гармоничного развития личности учащегося, его комфортного пребывания в стенах школы является оптимально организованное взаимодействие семьи и школы . Поэтому правы те классные руководители, которые смогли максимально использовать родительский потенциал для организации учебно-воспитательного процесса через разнообразные формы взаимодействия, в том числе с помощью родительских комитетов классов. Согласно теории участие родителей должно затрагивать различные аспекты жизни их детей в школе: – участия в принятии решений о режиме работы образовательной организации, – формирование учебного плана – наполнение содержания плана воспитательной работы классного коллектива мероприятиями; – привлечение к работе с учащимися класса различных специалистов или интересных людей; – выбор методов поощрения учащихся класса за различные успехи и достижения; – организация социальной помощи учащимся и семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; – воспитание культуры здорового образа жизни и т.д. При соблюдении данного условия формируется гармоничный коллектив учащихся и родителей, который организует, координирует классный руководитель
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Это поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, родители будут воспринимать все происходящее в стенах образовательного учреждения с пониманием и воодушевлением. (слайд3)
Родительский комитет — одна из проверенных жизнью, устоявшихся форм содружества семьи и школы. Главная задача родительского комитета — помогать семье и учителю в воспитании детей. Члены родительского комитета и привлеченные ими родители, должны систематически посещать семьи учащихся своего класса с тем, чтобы на месте путем дружеского участия и совета оказывать повседневную практическую помощь ребенку или его родителям. На своих заседаниях родительский комитет занимается изучением и передачей лучших традиций семейного воспитания, если надо — оказывает моральное воздействие на ученика или нерадивого родителя. Целесообразно, чтобы через работу в родительском комитете прошли все родители, а не только их актив.
Одна из основных забот родительской общественности — создать традиции коллективной ответственности за судьбу каждого ребенка в классе. А для этого надо воспитывать коллективистские чувства и навыки не только у детей, но и у их родителей. Поможет этому вовлечение родителей в дела класса.
Примерное положение о родительском комитете класса( слайд 4)
1.Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.
2.Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.
3.В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
4.Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
5.О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
6.Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.
7.Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
8.Заседания родительского комитета класса проходят 1-2 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.
Родительский комитет класса обязан(слайд 5):
- помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
- вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
- влиять на формирование культуры родительского общения;
- стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
- выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
- соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.
Родительский комитет имеет право: (слайд 6)
- активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
- посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
- присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
- воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;
- проводить беседы с проблемными учащимися;
Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родительского комитета является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.
Большую роль мы отводим формированию здоровья подрастающего человека, оно происходит в течение всего учебно– воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.
Цель родительского комитета: объединение семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества, формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу и общаться в коллективе.(слайд (7)
Задачи: (слайд 8)
Организовывать совместные дела родителей и детей;
Согласовать деятельность родительского коллектива и классного руководителя;
Создавать и сохранять традиции детско-взрослого сообщества;
Вести банк данных родительских ресурсов по организации совместной деятельности родителей и детей.
Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
Сплотить коллектив через развитие индивидуальных особенностей учащихся;
Воспитывать доброжелательности, уважения друг к другу;
Создать условия для творческого развития каждой личности;
Воспитание культуры человеческих взаимоотношений, чуткого отношения к окружающим. Уважения к взрослым, сердечной доброты и любви к близким, дружеского контакта со сверстниками.
Родительский комитет 5-Б класса состоит из 3 человек. Родительский комитет нашего класса совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса, а также в укреплении материально-технической базы школы. Совместная деятельность классного руководителя с родительским комитетом может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование. Суть взаимодействия классного руководителя с родительским комитетом по вопросам сплочения детского коллектива заключается в том, что все должны быть заинтересованы в изучении каждого ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу
С 1. 09. 2021 года я стала классным руководителем 5-Б класса. За этот период времени совместно с родителями проводились:
Обсуждение проблем, требующих решения в учебном году.
Анкетирование родителей по вопросам: "Трудности подростков".
Знакомство родителей с учебным планом.
Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год.
Пересадка и уход за комнатными растениями.
Оформление классного уголка.
Организация и проведение рейдов "Твой внешний вид"
Работа на клумбе (совместно с детьми)
Поздравления ветерана педагогического труда с праздником Дня учителя (совместно с детьми)
Встреча родителей с учителями предметниками
Родительские собрания:
Результативность школьного урока. От чего она зависи.?
Родительский всеобуч:
Как помочь ребенку правильно распределить свое время.
Беседа с родителями:
Профилактика вирусных инфекций
Заседание родительского комитета по различным вопросам школьной жизни.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов успешна, если: (слайд 9)
— дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
— осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
— создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе.
Родительский комитет помогает и всячески поддерживает ребят, присутствует на всех интеллектуальных конкурсах и мероприятиях.
Ежегодно родители проводят работу по утеплению окон школьного коридора, закрепленных за классом;
Родительский комитет совместно с классным руководителем, играет огромную роль в формировании коллектива класса и благополучного развития в нем каждого ребёнка. Четкая и хорошо отлаженная работа приносит свои плоды. Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных делах
Ожидаемый результат:
Становление духовно-нравственной, творческой, деятельной личности детей, сохранение их здоровья.
Таким образом, необходим контроль и тактичная корректировка общественного мнения родительского комитета. Педагогическая поддержка со стороны классного руководителя должна сохраняться всегда. Следует помнить, что, не опираясь на мнение родительского комитета, невозможно эффективно сплотить коллектив и управлять им.
Активное участие родительской общественности в управлении и демократизации всей школьной жизни дает возможность родителям почувствовать себя хозяевами школы, несущими ответственность за всё, что в ней происходит. (слайд 10)