СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представленна консультация для педагогов дошкольного образования по взаимодействию с родителями в вопросах экологического воспитания.

Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания в детском саду"»

Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания в детском саду и дома

В современном мире вопрос экологического воспитания вышел на первый план, и его решению уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Для изменения ситуации в этом вопросе необходимо прививать людям экологическую культуру, и начинать с самого раннего возраста.

Экологическое образование дошкольников это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Он направлен на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на

формирование основ экологического мировоззрения человека. И что бы не предпринимали педагоги, стараясь привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно.

В связи с этим, экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в детском саду, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию поступков ребёнка, создает ситуацию психологического дискомфорта. Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического воспитания дошкольников. Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Огромное значение в экологическом воспитании имеет положительный пример в поведении взрослых. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем консультации, индивидуальные беседы, папки-передвижки, памятки для родителей по следующим темам:

- «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

- Экологическое воспитание детей дошкольников» Цель: повышение экологической грамотности у родителей, повышение эффективности их применения.

- «Роль родителей в экологическом воспитании детей»

- «Досуг с ребенком на природе». Цель: разнообразить отдых семьи на природе. Предлагаем проведение дидактических игр: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?». Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.

- «В музей вместе с ребенком». Цель: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

- «Берегите природу». Памятка для родителей по экологическому воспитанию детей.

- «Советы родителям». Памятка по экологическому воспитанию детей.

- «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки).

- «Смотрим вместе» (просмотр совместно с детьми телепередач о природе).

Так же привлекаем родителей к практической деятельности:

- Изготовление кормушек, в рамках акции «Покормите птиц»;

- Выращивание зелёного лука, укропа, петрушки и другой зелени, в рамках акции «Витамины на окне»;

- Выращивание рассады для озеленения участка детского сада;

- Создание фотоальбомов: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.;

выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами», «Берегите птиц», «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири».

Сама природа является важнейшим средством воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий. Каждое существо, увиденное ребенком неповторимо. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев и так далее) с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Учитывая это, мы кроме общепринятых форм работы: родительских собраний, бесед, консультаций, и др. привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка, полезна организация дней открытых дверей: это научит родителей наблюдать вместе с ребенком за окружающим, с последующим отражением увиденного в рисунках.

Еще одна из форм работы, которую часто используют педагоги - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.

Также родители привлекаются к подготовке утренников, фольклорных праздников: «Осень урожайная», «Зиму провожаем – весну встречаем!», «Русская берёзка», участвуют в конкурсах: «Золотые руки мамочки», «Рождественский венок» и др.

В результате проводимой работы повышается педагогическая компетентность родителей по экологическому образованию; формируется желание сотрудничать, происходит сближение родителей с ДОУ, а так же объединение родителей детей детского сада между собой; повышается возможность для большего общения родителей с детьми; организация совместной деятельности детей и взрослых. И самое важное, достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о ней. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.