Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа №8
План-конспект урока
по географии
в 10 классе
Тема «Взаимодействие природы и общества»
Разработала: Кашолкина Е.Н., учитель географии, 1 квалификационная категория
Одинцово, 2018 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема и номер урока в теме:
Взаимодействие общества и природы,
Урок №7
Базовый учебник: В.П.МАКСАКОВСКИЙ. «География 10 класс»
М.: Дрофа, 2014
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися представлений о характере взаимоотношений общества и природы;
Задачи:
Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.
Развивающие – развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.
Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления
Тип урока: изложение нового материала, конструкция – проблемный + поэлементный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая;
Методы и приёмы работы: репродуктивный: беседа с использованием презентации, тест для закрепления новых знаний; частично-поисковый: работа с географическими картами, решение практических задач.
Необходимое техническое оборудование: таблица «Рациональное природопользование», видеоматериал для показа, презентация, компьютер, проектор, материалы СМИ.
Урок личностно-ориентированной и развивающей направленности:
поэтапного формирования умственных действий, совершенствования общеучебных умений и навыков, проблемного обучения.
Тема: Взаимодействие общества и природы.
Ход занятия:
Организационный момент – организация работы в классе.
1 элемент: Организация восприятия и первичное осмысление –(учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки): фронтальная работа , индивидуальная работа, попутное конспектирование.
Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме методом организации поиска информации.
Разрешение проблемной ситуации: обобщение на основе анализа и синтеза.
Каждый учащийся получает для работы на уроке «задание - навигатор» по каждому элементу.
Задание :
- объясните, что такое «природа», «общество»?
- чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?
-объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?
( Учащиеся находят информацию в учебнике на стр.25 и предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).
Примерные ответы:
Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.
Биосфера – «живая оболочка Земли» - часть природы, населённая живыми организмами.
Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.
Географическая оболочка – сфера взаимопроникновения и взаимодействия всех четырёх земных оболочек: атмо -, лито – , гидро-, и биосферы.
Окружающая среда - среда обитания человека и существования человеческого общества.
Географическая среда – часть окружающей среды, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Её границы постоянно расширяются.
Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:
- Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству? (она является источником ресурсов – топливных, лесных, рекреационных и т.д.)
- Как возникла географическая среда? (в результате эволюции географической оболочки под влиянием антропогенной деятельности – образовались антропогенные ландшафты: поля, города, дороги, карьеры и т.д.)
- Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»? (одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов).
ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды. (запись в тетрадь)
2 элемент:
Глубокое осмысление – сообщение учащегося (предварительное индивидуальное задание) с попутным конспектированием в тетради, беседа
Загрязнение окружающей среды. (7 мин.)
Современное состояние природной среды в разных регионах мира может оцениваться как:
а) естественное – не изменённое деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться, влияние человека невелико.
в) кризисное - скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое – начинается деградация природного комплекса.
д) катастрофическое – это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса – природная среда необратимо деградировала.
Создание проблемной ситуации методом постановки вопроса:
Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе – в чём причины экологического кризиса?
(Ребята дают предварительные ответы)
Запоминание и выборочный контроль - Разрешение проблемной ситуации – эвристическая беседа и объяснение с предварительной подготовкой сообщения учеником «Изменения в природе под влиянием деятельности человека»
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА | Основной лозунг (характеристика) | Последствия |
Господство ручного труда | | |
Машинное производство | | |
Дальнейшее выживание человечества | | |
ВЫВОД: Чем более развито общество, тем сильнее оно воздействует на географическую оболочку. В современном обществе возросла численность населения и развита промышленность, поэтому резко возросла потребность в ресурсах и количество отходов. Это свидетельствует об усилении давления на среду обитания.
Как и на любую проблему, по вопросам экологии существуют оптимистические и пессимистические взгляды. Поэтому мы хотим предложить вам следующий небольшой диалог.
(Диалог Оптимиста и Пессимиста подготовлен предварительно )
3 элемент:
Глубокое осмысление и выборочный контроль - самостоятельная работа с источником информации (учебник, справочник, таблица «Рациональное природопользование»), беседа :
Учитель: Вспомните или найдите ответы на вопросы в учебнике - Что означает термин «природопользование»? (совокупность мер по изучению, освоению, преобразованию и охране окружающей среды)
- Какие выделяют типы природопользования? (нерациональное и рациональное)
- Выделите главные черты каждого типа. (Свернуть информацию в схему) и приведите примеры на каждый тип
Природопользование
Природопользование может быть…??
Рациональное природопользование исходит из того, что общество может управлять своими взаимодействиями с природой:
рациональное использование природных ресурсов;
разработка и внедрение « чистых» технологий производства;
организация широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
контроль, т.е. мониторинг.
Нерациональное природопользование происходит из- за иждивенческого ( потребительского) отношения человека к природе, стремление выжать из нее как можно больше материальных благ.
Это приводит:
к хищническому природопользованию
размещению « грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
- Какие выделяют типы хозяйствования? (экстенсивное и интенсивное).
- Выделите главные черты каждого типа.
4.Запоминание - фотовикторина по типам природопользования: распределить фото по типам (по номерам) .
Какие же выводы можно сделать на основании всего услышанного и увиденного? (Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них – это вода, 1/4-суша. Четверть разделим еще на 2 части. Получаем кусочек, где живут люди. Это всего 1/8. Разделим еще на 3 части: 2 из них города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно на память приходят слова: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем»
Вывод напрашивается один: чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, все государства должны действовать сообща на основе рационального природопользования. Необходимо, чтобы каждый из нас по-настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в том числе.
Итоги урока – фронтальная работа: самооценка работы в течение урока по методике «План» (ребята составляют план урока и дают оценку уровня усвоения по каждому пункту)
3 –мне всё понятно
2–мне кое-что не понятно
1–мне многое не понятно
Определение понятий «окружающая среда», «географическая оболочка», «географическая среда», «давление на среду обитания», «экологический кризис», «природопользование».
Основные этапы развития отношений между природой и обществом. Причины изменений в природе под влиянием деятельности человека.
Типы природопользования, типы хозяйствования.
1 элемент урока
1.Вспомните и объясните:
- Объясните, что такое «природа», «общество»?
- Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?
2.Используя информацию в учебнике стр. 25
- Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?
( предложите определения данных понятий и ответьте на вопрос).
3.Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:
- Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству?
- Как возникла географическая среда?
- Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»?
ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя (запись в тетрадь)
2 элемент урока.
1.Прослушать сообщение учащегося о современном состоянии географической среды и законспектировать основные оценки.
2.Сформулировать ответ на вопрос: Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе- в чем причины экологического кризиса?3.Прослушиваем сообщение о 3-х этапах во взаимодействии общества и природы и записать в виде цепочки:
Этап---- основной лозунг-----последствия.
3 элемент урока.Выполнение тестовых заданий – 6 мин.
Итоги урока – самооценка работы в течение урока по методике «План» (ребята составляют план урока и дают оценку уровня усвоения по каждому пункту)
3 –мне всё понятно
2–мне кое-что не понятно
1–мне многое не понятно
Выставление оценок, домашнее задание.
9