СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсии в природу как фактор экологического воспитания школьников.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая культура общества – часть общечеловеческой культуры, система общечеловеческих ценностей, определяющая характер отношений между обществом, человеком и природой/

Воспитание ответственного, бережного отношения к природе - цель формирования экологической культуры школьников.  Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы, направленной на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, норм и правил в отношении к природе,  умений и навыков по изучению и охране природы.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсии в природу как фактор экологического воспитания школьников.»

ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК ФАКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Орлова Е.А.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

jenezka2014@yandex.ru



Экологическая культура общества – часть общечеловеческой культуры, система общечеловеческих ценностей, определяющая характер отношений между обществом, человеком и природой. [1]

Для пересмотра многих ценностей в современной цивилизации экологическая культура является отправной точкой. Базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.

Воспитание ответственного, бережного отношения к природе - цель формирования экологической культуры школьников. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы, направленной на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по изучению и охране природы.

Современному человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Важнейшим институтом формирования экологической культуры является система образования, закладывающая базовые принципы и знания, которыми каждый из нас руководствуется во взаимоотношениях с природой. В сегодняшней ситуации особую актуальность приобретает проблема создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения. Требуется новый подход к экологическому образованию школьников, осознанию его приоритетной роли в формировании общей и экологической культуры.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно стать приоритетным и охватывать все возрасты.[2]

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Однако стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в «детской лаборатории» и внеклассные мероприятия: экологические сказки, проекты, исследовательские работы.

Ян Амос Коменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не только из книг, но и из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах»

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках.

Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования, наряду с теоретическим обучением на уроках, организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы.

Одним из путей активизации педагогической деятельности по формированию экологической направленности школьников может быть экскурсионная деятельность. [3]

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в, тоже время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения.

Тихеева Е.И. высоко ценила экскурсии в природу. Она внесла огромный вклад в разработку методики их проведения. Основное требование – экскурсия должна быть интересной для каждого обучающегося. Тихеева Е.И. считала, что «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу». «Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей.  Они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности».[4]

Экскурсия является эффективным способом организации более интересного, познавательного разнообразного и результативного учебно-воспитательного процесса с учащимися. Использование экскурсионных методик, таких как экскурсия-лекция, экскурсия-прогулка, экскурсия-урок, обзорные экскурсии в Ботаническом саду Южного Федерального Университета.

Экскурсия позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся об окружающем мире, улучшить качество образовательной среды, но и пробуждают в душах детей интерес к миру живого, интерес приводит к знанию, на основе которого рождается понимание, сочувствие, ощущение ответственности и, безусловно, любовь ко всему живому.












Список литературы

1.Биологический энциклопедический словарь. /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 378 с.

2.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.

3. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. - 163с

4. Тихеева Е. И. Методика проведения экскурсий. М., 1981.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!