Педагог-психолог
МБОУ СОШ № 9
Горлова Г.И.
Почему дети не умеют решать проблемы самостоятельно?
Причины несамостоятельности детей:
- 1. Ребенку не дают возможности быть самостоятельным. Дети знают, что за них все сделают родители.
- 2. Взрослые обесценивается любое действие ребенка. (Ребенок нарисовал рисунок, смастерил поделку, при этом что-то сделал не так, родитель говорит ему «не умеешь не берись», а самое главное при этом объяснять как правильно не собирается).
- 3. На то, что сделано руками ребенка,
родители отвечают негативно, находя больше
«-» чем «+», а за хорошо сделанное дело не
хвалят, считая что это само собой разумеется.
- 4. Родители ограничивают ребенка в
передвижениях, поступках, высказывании
своего мнения и др. вещах, аргументируя тем,
что «Мы боимся за твою жизнь».
Причины несамостоятельности детей:
- 5 . Сравнивают ребенка с другими детьми не в его пользу.
- 6. Не обращают внимания на эмоциональное состояние ребенка.
- 7. Разрешают ребенку все не показывая границ.
- 8. Недоверие к ребенку, желание родителя
чтобы их ребенок был лучшим (если не
получится, то я лучше сделаю сама).
- 9. Если что-то случится в школе
(плохая оценка, конфликт или тебя кто-то обидит)
ты сразу мне говори «Я разберусь»).
- Родительский инфантилизм (незрелость) взрослые не хотят встречаться с трудностями лицом к лицу, стараются уйти от них, боятся принимать решения, ищут себе и другим оправдания.
- Эмоциональная со зависимость родителя от ребенка. Она мешает ребенку пройти все этапы взросления.
осознание собственной
важности и ценность.
Проблемы с которыми сталкиваются дети в школе:
- 1. Ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок.
- 2. Ребенка обижают одноклассники, происходят постоянные конфликты.
- 3. У ребенка нет друзей в школе.
- 4. Ребенок дерётся в школе.
- 5. Перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой .
- 6. Учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки, как считает ребенок (родитель).
- Ребенка трудно замотивировать на обучение.
Что можно посоветовать родителям в данной ситуации? Воспитывайте детей так, чтобы они могли справиться со своей проблемой без посторонней помощи.
Что должен рассказать педагог родителям:
- Человек растет только в деятельности и обучается только на своем опыте.
- Родитель должен быть примером для своего ребенка. Родитель показывает ребенку как делать что-либо, а затем дает возможность делать самому. При этом он обязательно хвалит ребенка, а только затем аккуратно указывает на минусы.
- Ребенок развивается в игре. А играть вы должны вместе.(Не хочет учить уроки? Сыграйте! Напишите вместе сочинение про лес, а потом проверьте друг у друга и т.д.).
- Выполнение д/з не должно быть наказанием, оно должно быть интересным (а самая распространенная ошибка, в том, что родитель говорит: «Если ты сделаешь уроки, то получишь планшет на вечер»).
- Родитель должен находиться позади ребенка, чтобы решать проблему вместе, а не вместо ребенка.
- Родитель должен уметь вовлечь ребенка в процесс.
- Если родитель не справляется, то он дает возможность научить своего ребенка другому человеку (например учителю).
Родители самостоятельных детей:
- 1. решают проблему вместе, а не вместо ребенка.
2. з адают вопросы не реже, чем предлагают готовые ответы.
(Задавая вопросы по существу проблемы, вы приучаете ребенка
искать решения, учите ребенка думать и принимать решения).
- Как ты думаешь, что сейчас не так, как хотелось бы?
- Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?
- Как ты думаешь, почему твой одноклассник поступил так?
- 3. Превращают критические замечания в развлечение.
(Вместо того, чтобы читать нотации и запрещать что-либо, гораздо эффективнее поразмышлять с ребенком на тему добра и зла, читая вместе книгу или разыгрывая ситуацию с помощью любимых игрушек)
- 4. Позволяют им учиться на своих ошибках, несмотря на то, что это неприятно.
(Ребенок встретит множество трудных людей и ситуаций на своем пути и ему нужно будет уметь общаться с разными людьми и решать разные задачи.).
Родители самостоятельных детей:
- 5. не ограждают их от наказания, которое естественным образом последовало за неразумными действиями.
Каждый должен учиться исправлять результаты своих ошибок.
- 6. терпеливо воспринимают неудачи детей. Для того, чтобы ребенок научился находить свои собственные, нестандартные решения, важно оградить его от оценочных суждений. Разве можно создать что-то новое, ни разу не ошибившись? Ребёнок должен понимать, что ошибаться – это нормально. Родителям для этого нужно переориентировать свое внимание с ошибок и недостатков на возможности поиска новых, более эффективных решений.
- 7. постепенно отстраняются от участия в проблеме, позволяя ребенку брать на себя все большую ответственность.
Дети способны не только найти подходящий маршрут, выбрать себе меню или гардероб, они могут оказаться хорошими советчиками в решении наших взрослых проблем. Когда мы что-нибудь доверяем им, они учатся доверять самим себе. Чувство ответственности, умение сотрудничать и лидерские качества формируются в детстве. Несмотря на то, что нам самим их порой не хватает, мы можем помочь в этом развитии своему ребенку.