ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В условиях жизни нашей страны проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает взаимодействие, основанное, прежде всего, на взаимопонимании, взаимодополнении, сотворчестве школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Физическое воспитание в системе «семья-школа» представляет собой целенаправленный педагогический упорядоченный процесс активного использования факторов физической культуры в совместной деятельности всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) в направлении их гармоничного физического развития. Именно в семье и в школе должны вырабатываться привычки к регулярным, обязательным занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Поэтому одним из действенных средств укрепления взаимоотношений семьи и школы следует рассматривать совместную физкультурную деятельность в условиях семьи и школы. Помимо этого, физкультурные занятия – это один из видов совместной деятельности, основным элементом которой является взаимное познание и влияние друг на друга.
Физическое воспитание детей основывается на тесном взаимодействии семьи и школы, которое позволяет наиболее эффективно формировать у школьников здоровый образ жизни, стремление к занятиям физической культурой и спортом.
Формирование положительной мотивации школьников к занятиям физической культурой, здоровому образу жизни и воспитание ответственного отношения к здоровью, прежде всего, зависит от правильного взаимодействия школы и семьи, от целенаправленно организованной совместной работы родителей, учителей.
При активном взаимодействии семьи и школы повышается эффективность физкультурно-оздоровительной работы, направленной на формирование здорового образа жизни и укрепление физического здоровья школьников.
В физическом воспитании детей необходим индивидуальный подход. Его также можно осуществить лишь при условии тесного контакта школы с семьей.
Физическое воспитание обучающихся в семье предполагает с одной стороны организацию специальных физических упражнений, с другой – создание родителями определённых условий, влияющих на укрепление здоровья, на общее физическое развитие детского организма.
Ни семья, ни школа, в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.
Анализируя результаты бесед с обучающимися и их родителями, можно сделать следующие выводы, что родители не обладают необходимыми знаниями в области физического воспитания и как следствие уделяют не достаточно внимания спортивной деятельности своих детей, поэтому для улучшения взаимодействия семьи и школы, в первую очередь необходима помощь школы в этом направлении.
Целью взаимодействия семьи и школы является побуждение к совместным занятиям физическими упражнениями родителей с ребенком, которые являются источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни.
Для улучшения взаимодействия между семьей и школой во внеклассной работе по физической культуре я в своей работе использую следующую педагогическую модель (слайд 2).
В представленной модели:
Цель:
Улучшение взаимодействия между семьей и школой во внеклассной работе по физической культуре.
Задачи:
Повышение двигательной активности детей.
Формирование способностей самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности детей и родителей.
Улучшение взаимоотношений детей и родителей в условиях семьи.
Формы:
1. Агитационно-пропагандиская форма включает в себя теоретические занятия с родителями (беседы, лекции), а по необходимости и с детьми.
Для улучшения уровня знаний по организации самостоятельных видов деятельности физической культурой и спортом в условиях семьи необходимо проведение лекций с родителями в условиях образовательного учреждения на темы: «Распорядок дня и двигательный режим школьника», «Закаливающие процедуры», «Значение физических упражнений на здоровье», а также проведение бесед, как на родительских собраниях, так и индивидуально на темы: «О пользе самостоятельных занятий по физической культуре», «Выполнение и контроль домашних заданий по физической культуре», «Совместная спортивная деятельность родителей и детей».
В данной форме осуществляется работа по выработке единой позиции учителей школы и родителей по важнейшим воспитательно-педагогическим проблемам физического воспитания детей.
Этому же способствует и проведение открытых тренировочных занятий по физической культуре, где могут присутствовать родители обучающихся. По окончании занятия родители могут получить на возникшие вопросы консультацию от учителя физической культуры. Такие открытые тренировочные занятия - средство приобщения семьи к занятиям физической культурой, коррекция недостатка знаний у родителей в области физического воспитания.
Двери спортивного зала всегда открыты для посещения родителями обучающихся тренировочных занятий, которые я провожу (фото в презентации).
2. Следующая форма - совместная деятельность в условиях образовательного учреждения. Она реализуется как непосредственно обучающая, в форме проведения спортивных мероприятий, как учителем физической культуры, так и родителями школьников. Для улучшения взаимодействия детей и родителей в процессе физической деятельности необходимо запланировать проведение не менее двух спортивных праздников (в каждом классе и общешкольные): один из них (например «День здоровья») организованный школой (учителем физической культуры, классным руководителем, старшей вожатой, завучем по воспитательной работе), а второй («Папа, мама, я – спортивная семья») родителями учеников, где школа является помощником.
В тесном сотрудничестве с классным руководителем 7 А класса Рагулиной Л. В. в 2018 году нами был разработан и проведен спортивный праздник (фото в презентации)
3. Совместная деятельность в условиях семьи направленная на улучшение родительско-детских отношений, которая должна проводиться в форме совместного досуга детей и родителей. Для улучшения взаимодействия в процессе самостоятельных занятий рекомендуется совместное ежедневное выполнение утренней гимнастики, закаливающих процедур, прогулок на свежем воздухе, организация и проведение совместных спортивных и подвижных игр.
Все вышеперечисленное ведет к формированию здорового образа жизни и улучшению взаимоотношений детей и родителей в условиях семьи.
В соответствии с предложенной моделью мной составлен план физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые внесены в общешкольный воспитательный план (слайд 20)
№ | Мероприятия | Ответственные за проведение |
1. | Лекции для родителей на темы: - распорядок дня и двигательный режим школьника; - закаливающие процедуры; - значение физических упражнений на здоровье. | Классный руководитель и учитель физической культуры. |
2. | Проведение бесед с родителями на родительских собраниях на темы: - о пользе самостоятельных занятий физической культурой; - выполнение и контроль домашних заданий по физической культуре; - Совместная спортивная деятельность родителей и детей; - Вопросы родителей по проблеме физического воспитания детей в семье. | Классный руководитель и учитель физической культуры. |
3. | Проведение открытых уроков по физической культуре. | Учитель физической культуры. |
4. | Разработка и проведение спортивного праздника школой «День здоровья». | Классный руководитель, учитель физической культуры. |
5. | Разработка и проведение спортивного мероприятия родителями «Папа, мама, я – спортивная семья!». | Родители |
6. | Соблюдение режима дня: - утренняя гимнастика; - закаливающие процедуры; - прогулки совместно с детьми на свежем воздухе. | Родители |
7. | Организация и проведение совместных спортивных и подвижных игр. | Родители совместно с детьми. |
А также программа совместной деятельности родителей и детей в условиях семьи (слайд 21)
Форма | Условия проведения | Периодичность |
Установление и соблюдение режима дня в условиях семьи. | - Подъем; - Утренняя гимнастика; - закаливающие процедуры; - прогулки на свежем воздухе 1-2 часа. | За час до выхода в школу. Ежедневно. Ежедневно. Ежедневно. |
Проведение совместных спортивных игр. | Спортивные игры: футбол, волейбол, пионербол, гандбол, баскетбол. | 2 раза в неделю. |
Проведение совместных подвижных игр. | Заинтересовать детей в подборе совместных подвижных игр. | 2 раза в неделю. |
Заполнение дневника самоконтроля. | Заполняют как родители, так и дети. | Ежедневно. |
Спасибо за внимание!