4
Дата: 20.04.2017
Тема: Взаимодействие общества и природы.
Цель: обеспечить усвоение учащимися представлений о характере взаимоотношений общества и природы;
Задачи:
Образовательные –сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды.
Развивающие – развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.
Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления.
Тип урока: изложение нового материала, конструкция – проблемный + поэлементный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая;
Необходимое техническое оборудование: презентация, компьютер, проектор.
Ход урока.
Организационный момент
Проверка усвоения ранее изученного материала
Когда возникла жизнь на нашей планете?
Какие геологические эры выделяют в развитии жизни на Земле?
Какие основные ароморфозы характерны для каждой геологической эры.
Определить ароморфоз или идиоадаптация (используются сигнальные карточки)
1) появление четырехкамерного сердца
2) разделение артериального и венозного кровотока.
3) удлинение шеи жирафа
4)покровительственная окраска животных,
5) колючки у растений
6) появление легочного дыхания
7) появление семени и плода у покрытосеменных растений
8) плоская форма тела у скатов и камбалы.
9) приспособление отдельных популяций к условиям существования.
10) возникновение фотосинтеза
11) двойное дыхание у птиц
12) двойное оплодотворение у покрытосеменных растений
13) листья в виде иголок у хвойных
14) появление полового размножения
Сделать вывод: чем ароморфоз отличается от идиоадаптации
Биологический диктант (взаимопроверка)
1.Жизнь на Земле возникла: (на границе суши и океана)
2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и
3.Крупнейшим ароморфозом, архейской эры стало появление (прокариот)
4.Самая древняя из перечисленных в истории Земли эра: (архей)
5.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:
(появление и расцвет эукариот)
6. Правильная геохронологическая последовательность эр в истории Земли следующая: (архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой)
7. По способу дыхания первые живые организмы были (анаэробы)
8. Выход растений на сушу произошел в (палеозое)
9. Сущность теории абиогенеза состоит в: (происхождении живого из неживого)
10. Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии солнечного света (фотосинтез)
Определение темы и целей урока
Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них – это вода, 1\4-суша. Четверть разделим еще на 2 части. Получаем кусочек, где живут люди. Это всего 1\8. Разделим еще на 3 части: 2 из них города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно на память приходят слова: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
- Как вы думаете о чем пойдет речь у нас сегодня на уроке? (Взаимоотношение общества и природы)
- Определим задачи нашего урока.
Мотивация учебной деятельности.
Какие ассоциации у вас возникают со словом «взаимодействие»?
Что из перечисленного вы можете отнести к взаимодействию человека и природы?
История человеческого общества - это история взаимодействии человека с природой.
К Маркс охарактеризовал это как процесс « обмена веществ между человеком и природой». И он имеет сложный и во многом противоречивый характер с одной стороны, деятельность людей направлена на использование богатств природы с другой стороны, деятельность людей вредит природе, приводит к отрицательным последствиям.
Примеры:
Так, за последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю предшествующую историю человечества. В связи с этим возникла угроза постоянного истощения и даже исчерпания ресурсов. Речь идет об обеспеченности энергетическими, минерально - сырьевыми, водными и другими ресурсами. Одновременно резко возросли масштабы возвращения в природу отходов, что вызвало угрозу загрязнения. По данным ученых, на каждого гражданина в мире в различных странах приходится (условно) по 200 кг отходов.
Взаимодействие человека и природы началось с момента его появления на Земле как биологического вида.
Всегда ли воздействие человека на природу было одинаковым?
Какие типы взаимодействия человека и природы выделяет современная наука? (стр.120-121).
Сообщения учащихся и составление в тетради опорной таблицы
Период | Деятельность человека | Последствия |
Биогенный период | Собирательство, охота | Исчезновение крупных млекопитающих, сокращение численности видов, составляющих основу пищевого рациона |
Аграрный период | Земледелие, животноводство, распашка земель, сжигание лесов, вытаптывание травостоя, истребление животных. Активное преобразование биосферы, использование ресурсов природы для достижения своих целей | Вымирание животных, леса сменялись саваннами, образование пустынь. |
Индустриальный период | Увеличение темпов и масштабов производственной деятельности | Возможности самовосстановления экосистем исчерпаны, истощение не возобновляемых природных ресурсов, изменение биогеохимических циклов элементов, загрязнение атмосферы и гидросферы, сокращение площади лесов. |
Постиндустриальный период | Становление экологического мышления, осознание ограниченности возможности экосистемы. | Рациональное природопользование – единственный возможный путь выживания человечества. |
Обобщение и коррекция знаний
Презентация
-взаимодействие общества и природы
- формы взаимодействия
Рефлексия
Как и на любую проблему, по вопросам экологии существуют оптимистические и пессимистические взгляды. Давайте составим небольшой диалог Оптимиста и Пессимиста о дальнейшем развитии взаимоотношений общества и природы.
- Определитесь каждый, какой точки зрения придерживаетесь вы, запишите свой ответ на стикерах и закрепите на доске в колонку «Оптимист» или «Пессимист», приведя свой аргумент.
Итог урока.
Вывод напрашивается один: чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, все государства должны действовать сообща на основе рационального природопользования. Необходимо, чтобы каждый из нас по-настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в том числе. Надеюсь, что полученные на уроке знания пригодятся вам в жизни и, возможно, при сдаче ГИА.
Домашнее задание
Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:
1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).
2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).
3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).