СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие общества и природы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление об основных этапах взаимоотношения общества и природы, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека, ввести критерии современной оценки состояния природы.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие общества и природы.»

4


Дата: 20.04.2017

Тема: Взаимодействие общества и природы.

Цель: обеспечить усвоение учащимися представлений о характере взаимоотношений общества и природы;

Задачи:

Образовательные –сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды.

Развивающие – развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.

Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления.

Тип урока: изложение нового материала, конструкция – проблемный + поэлементный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая;

Необходимое техническое оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Проверка усвоения ранее изученного материала

    1. Когда возникла жизнь на нашей планете?

    2. Какие геологические эры выделяют в развитии жизни на Земле?

    3. Какие основные ароморфозы характерны для каждой геологической эры.

    4. Определить ароморфоз или идиоадаптация (используются сигнальные карточки)

1) появление четырехкамерного сердца

2) разделение артериального и венозного кровотока.

3) удлинение шеи жирафа

4)покровительственная окраска животных,

5) колючки у растений

6) появление легочного дыхания

7) появление семени и плода у покрытосеменных растений

8) плоская форма тела у скатов и камбалы.

9) приспособление отдельных популяций к условиям существования.

10) возникновение фотосинтеза

11) двойное дыхание у птиц

12) двойное оплодотворение у покрытосеменных растений

13) листья в виде иголок у хвойных

14) появление полового размножения

Сделать вывод: чем ароморфоз отличается от идиоадаптации

    1. Биологический диктант (взаимопроверка)

1.Жизнь на Земле возникла: (на границе суши и океана)

2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и

3.Крупнейшим ароморфозом, архейской эры стало появление (прокариот)

4.Самая древняя из перечисленных в истории Земли эра: (архей)

5.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:

(появление и расцвет эукариот)

6. Правильная геохронологическая последовательность эр в истории Земли следующая: (архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой)

7. По способу дыхания первые живые организмы были (анаэробы)

8. Выход растений на сушу произошел в (палеозое)

9. Сущность теории абиогенеза состоит в: (происхождении живого из неживого)

10. Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии солнечного света (фотосинтез)

  1. Определение темы и целей урока

Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них – это вода, 1\4-суша. Четверть разделим еще на 2 части. Получаем кусочек, где живут люди. Это всего 1\8. Разделим еще на 3 части: 2 из них города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно на память приходят слова: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

- Как вы думаете о чем пойдет речь у нас сегодня на уроке? (Взаимоотношение общества и природы)

- Определим задачи нашего урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Какие ассоциации у вас возникают со словом «взаимодействие»?

Что из перечисленного вы можете отнести к взаимодействию человека и природы?

История человеческого общества - это история взаимодействии человека с природой.

К Маркс охарактеризовал это как процесс « обмена веществ между человеком и природой». И он имеет сложный и во многом противоречивый характер с одной стороны, деятельность людей направлена на использование богатств природы с другой стороны, деятельность людей вредит природе, приводит к отрицательным последствиям.

Примеры:

Так, за последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю предшествующую историю человечества. В связи с этим возникла угроза постоянного истощения и даже исчерпания ресурсов. Речь идет об обеспеченности энергетическими, минерально - сырьевыми, водными и другими ресурсами. Одновременно резко возросли масштабы возвращения в природу отходов, что вызвало угрозу загрязнения. По данным ученых, на каждого гражданина в мире в различных странах приходится (условно) по 200 кг отходов.

Взаимодействие человека и природы началось с момента его появления на Земле как биологического вида.

Всегда ли воздействие человека на природу было одинаковым?

Какие типы взаимодействия человека и природы выделяет современная наука? (стр.120-121).

Сообщения учащихся и составление в тетради опорной таблицы

Период

Деятельность человека

Последствия

Биогенный период

Собирательство, охота

Исчезновение крупных млекопитающих, сокращение численности видов, составляющих основу пищевого рациона

Аграрный период

Земледелие, животноводство, распашка земель, сжигание лесов, вытаптывание травостоя, истребление животных.

Активное преобразование биосферы, использование ресурсов природы для достижения своих целей

Вымирание животных, леса сменялись саваннами, образование пустынь.

Индустриальный период

Увеличение темпов и масштабов производственной деятельности

Возможности самовосстановления экосистем исчерпаны, истощение не возобновляемых природных ресурсов, изменение биогеохимических циклов элементов, загрязнение атмосферы и гидросферы, сокращение площади лесов.

Постиндустриальный период

Становление экологического мышления, осознание ограниченности возможности экосистемы.

Рациональное природопользование – единственный возможный путь выживания человечества.


  1. Обобщение и коррекция знаний

Презентация

-взаимодействие общества и природы

- формы взаимодействия

  1. Рефлексия

Как и на любую проблему, по вопросам экологии существуют оптимистические и пессимистические взгляды. Давайте составим небольшой диалог Оптимиста и Пессимиста о дальнейшем развитии взаимоотношений общества и природы.

- Определитесь каждый, какой точки зрения придерживаетесь вы, запишите свой ответ на стикерах и закрепите на доске в колонку «Оптимист» или «Пессимист», приведя свой аргумент.

  1. Итог урока.

Вывод напрашивается один: чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, все государства должны действовать сообща на основе рационального природопользования. Необходимо, чтобы каждый из нас по-настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в том числе. Надеюсь, что полученные на уроке знания пригодятся вам в жизни и, возможно, при сдаче ГИА.

  1. Домашнее задание

Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:

1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).

2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).

3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!