Конспект урока
« Взаимоотношения между организмами .Цепи питания».
7 класс
Подготовила:
учитель Затонская Г.И.
Цель:
-сформировать у учащихся понятие об экологической пирамиде , цепи питания
- закрепить знания о биоценозах, их видах, строении
-показать значение взаимоотношений между организмами в процессе эволюциибмосферы земли.
1.Орг. момент
2. опрос
Последние несколько уроков мы посвятили изучению природных сообществ живых организмов , различных факторов на них влияющих
Давайте вспомним то, о чем говорили.
.Фронтальный опрос
-Что такое –факторы среды?
- какие вам известны ?
- какие ф.- абиотические?
- какие- биотические ?
-как доказать , что действие ф.носит взаимосвязанный характер?
Почему важны знания о э.ф.?
Индивидуальный опрос ( карточки)
3. Новый материал.
Мы видим, что в биоценозах животные сосуществуют не просто так как отдельные особи, а находятся в определенных взаимоотношениях
В. Как вы думаете , какие взаимоотношения – ведущие?
О.-пищевые
В результате которых полученная из пищи Е расходуется на разные виды деятельности : дыхание, рост, передвижение.
Как же происходит передача питательныхв-в-в и Е?
Об этом мы и поговорим сегодня.
Тема урока
- какие живые организмы являются основой биоценозов?
-растения.
Давайте отдохнем и перенесемся в лес.
Основа жизни- зеленые растения.
Растения-----гусеница---------синица--------ястреб----волк------редуценты___________пищевая цепь( цепь питания)
Цепи питания в биоценозах различны ,в зависимости от многообразия видов (рис. учебника)- схема на экране.
Но они не могут быть длинными , т.к. существуют причины , регулирующие количество звеньев в цепи.
Какие же это причины?
В учебнике на стр. 276
Усвоение 10% всей Е на каждом этапе цепи.
Вся эта закономерность выражена в « Законе пищевых пирамид»- переход от одного звена к другому сопровождается резким сокращением численности консументов 1 и 2 порядка( таблица)
Физ. пауза.
Виды пирамид:
- энергетическая- биомассы
Знание пищевых пирамид очень в важно для определения возможности использования живых организмов для нужд человека.
Итак, сегодня мы с вами выяснили , что основа биоценозов- цепи питания, вкоторых действует закон пирамид.
В искусственных биоценозах такие расчеты показывают эффективность хозяйствования, применения различных агротехнических приемов.
Рефлексия.
1 какие взаимоотношения между организмами в биоценозе главные?
2.Что такое –пищевая цепь?
3.Почему важны данные о продуктивности биоценоза?
Вы теперь выполните творческое задание : составите пищевые цепи ( по инструктивным картам)
Итог урока.
-выставление оценок
-общая оценка работы класса
д\з п.55
Конспект урока
« Взаимоотношения между организмами .Цепи питания».
7 класс
Подготовила:
учитель Затонская Г.И.