Тема 4. Альдегиды и карбоновые кислоты
11 класс химико-биологического направления
(занятие по подгруппам)
Урок № 17
Взаимосвязь между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами.
Девиз урока:
« Я слышу – я зыбываю,
Я вижу – я запоминаю.
Я делаю – я понимаю»
(китайская пословица)
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний и умений учащихся
Вид урока: Проектная деятельность с элементами технологии критического мышления
Целесообразность и актуальность выбора
Метод проектов - это творческая, самостоятельная работа, которая вовлекает учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, что в конечном итоге формирует положительное отношение к учебной деятельности и труду.
Целью любого проекта является формирование самых разных компетенций: умение планировать работу, умение и навыки сотрудничества, поисковые и рефлексивные умения. Таким образом, во время работы над проектом формируется активная личность, обладающая умениями самостоятельного поиска, планирования, анализа и использования отобранной информации, коммуникативными и презентационными умениями, личность, открытую для самообразования.
Выбор данной методики проводения урока продиктован готовностью учащихся к анализу генетической связи известных им классов веществ и достаточным объёмом знаний для самостоятельной творческой работе в группе. Данный урок полностью подготовит учащихся к проведению следующего урока- практикума (примеры цепочек в приложении 4) по такой же теме, где будет осуществляться отработка умений записывать уравнения реакций согласно схемам превращений углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот и производных названных классов веществ, называть типы реакций.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Цель урока: - повторить, обобщить и систематизировать знания о химических свойствах, способах получения кислородсодержащих органических соединений (спиртов, альдегидов и карбоновых кислот); сформировать у учащихся понятие о генетической связи между углеводородами и кислородсодержащими органическими вещетвами.
Задачи:
Обучающие:
Создание условий для совершенствования умения анализировать схемы взаимосвязи органических веществ, составлять такие схемы и записывать уравнения реакций согласно схемам превращений углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот и производных названных классов веществ.
Развивающие:
Способствовать отработки умений записывать уравнения химических реакций для органических веществ, указав тип реакции и условия её проведения.
Создание условий для развития умений самостоятельно приобретать знания; способствовать формированию мыслительной деятельности и памяти; способствовать формированию умения творчески подходить к решению поставленной задачи.
Способствовать умению работать в коллективе, воспитывать культуру общения.
Для формирования культуры устной и письменной речи следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них
Воспитательные:
Показать единство материального мира на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов.
Воспитывать в учениках уверенность в своих силах и готовность решать задания самостоятельно.
Оборудование: составленные вместе столы, листы А-4, карточки с названием классов веществ, фломастеры, клей. (количество оборудования определяется количеством групп учащихся)
План урока:
Организационный момент. Мотивация
Учитель приветствует класс и проверяет готовность учащихся к уроку. Учитель объявляет тему урока, учащиеся делают соответствующую запись в рабочую тетрадь.
Учитель. Обратите внимание, на доске написан девиз нашего урока. Почему я его выбрала для нашего урока? Это - вы мне скажите в конце нашего занятия.
Учитель. На предыдущих наших занятиях мы с вами хорошо потрудились, изучили химические свойства и способы получение соответствующих классов органических веществ. И поэтому, сегодня у нас необычный урок, у нас есть возможность поработать в творческих группах над созданием проекта «Генетическая связь между углеводородами и кислородосодержащими органическими веществами». Составленная вами схема, с успехом вам пригодится для решения заданий по централизованному теститрованию по химии, Б – часть задание № 5 (приложение 4); а так же, это будет ответ на второй вопрос билета № 16 выпускного экзамена по химии.
Целеполагание. Учитель. Класс делится на две команды по 4-5 человек. Задание для каждой группы учащихся одинаково: необходимо связать классы веществ (выданы карточки, лист А-4, клей, фломастеры) в единую схему генетической связи, дописать необходимые стрелки, тип реакции, реагенты. Вы имеете право дополнять классы веществ и располагать их в единую схему по собственному усмотрению. После оформления проектного листа, схема переносится в рабочую тетрадь и выполняется с записью конкретных химических реакций на основе этана. На конец урока, каждый из вас должен уметь связывать классы веществ в генетическую связь и осуществлять превращения веществ, указывая тип реакции. Через полчаса один из членов команды коротко охарактерезует составленный проект и его преимущества. В помощь вам будет ваша рабочая тетрадь. Удачи вам в вашем творчестве!
Основная часть урока. Создание проекта
Проверка выполненного задания. Каждая группа защищает свой проект. Возожны вопросы и уточнения со стороны другой команды.
Оценка результатов. Учитель подводит итог, сравнивая схемы, проверяя записи в терадях и оценивая схемы.
Рефлексия. Учитель: Почему для данного урока выбрана такая пословица? (ученики высказывают свои предложения).
7. Домашнее задание. Учитель. Выполненная схема будет хорошим помощником для выполнения домашнего задания. § 38 Задания 2 а,г с. 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточки для создания проекта
АЛКАНЫ | АЛЬДЕГИДЫ |
АЛКЕНЫ | КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ |
АЛКИНЫ | ГАЛОГЕНПРОИЗВОДНЫЕ |
СПИРТЫ | ДИГАЛОГЕНПРОИЗВОДНЫЕ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Моменты урока и проектные работы учащихся ( 4 варианта)






ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВАРИАНТЫ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
(проектные работы учащихся в электронном виде)
Алканы
Галогенпроизводные
Карбоновые кислоты
Алкины
Альдегиды
Альдегиды
Спирты



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

7
Химия 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по химии 11 класс...
Электронная тетрадь по химии 7 класс...
Химия 9 класс ФГОС
Электронная тетрадь по химии 10 класс...
Химия 11 класс ФГОС
Электронная тетрадь по химии 8 класс...
Химия 8 класс
© 2017, Ладик Ольга Васильевна 2690 23
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы