Мир познаваем!
- цветок вишни - пчела
- рябина – свиристель
- клевер – шмель
- орех – белка
Дополните пары:
Сокол, муравей, почвенные бактерии, синица, почва, воздух.
1.Медведь А). смена меха
2.Лягушка Б). перелёт
3.Ласточка В). спячка
4.Белка Г). оцепенение
5.Заяц Д). запасы на зиму
1-В, 2-Г, 3-Б, 4- Д, 5- А
палочник
божья коровка
клёст
Деревья севера
Тема: Природные сообщества
Задачи:
выяснить:
- что значит «природное сообщество»;
- из каких звеньев состоит природное сообщество;
- почему организмы объединяются в сообщества;
- к чему приводит совместная жизнь в природном сообществе.
Маршрутный лист №1
Прочитайте статью учебника «Движение веществ в природе» параграфа 20 (стр.86-87). Составьте рассказ, используя вопросы маршрутного листа.
- Что общего между живой и неживой природой?
- Как вещества из неживой природы
поступают к животным?
Какова роль животных-падальщиков,
плесневых грибов, почвенных бактерий в природном сообществе?
Маршрутный лист №2
Подготовьте объяснение, используя маршрутный лист №2, просмотрев фрагмент фильма.
1.Что такое цепь питания?
2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему.
3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения?
Маршрутный лист №3
Выясните функции групп организмов в природном сообществе, используя часть статьи учебника «Круговорот веществ в природе» параграфа 20 (стр.85).
- Производители – Потребители – Разлагатели –
- Производители –
- Потребители –
- Разлагатели –
Прикрепите термины к схеме, составленной группой №2
- Прикрепите термины к схеме, составленной группой №2
Докажите, что в природном сообществе происходит круговорот веществ,
Объясни:
- Что такое природное сообщество?
- Из каких звеньев оно состоит?
- Что такое цепь питания?
- Какова роль в природном сообществе условий среды? Производителей? Потребителей? «Разлагателей»?
- Почему движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу называют круговоротом веществ в природе?
- Приведите примеры природных сообществ нашей местности.
Выберите правильные суждения
- Природным сообществом является и лес, и луг, и река, и поле.
- Производители – синица, волк, олень.
- Потребители – это берёза, капуста, ромашка.
- «Разлагатели» – это бактерии, грибы, дождевые черви.
- Примером пищевой цепи является: сосна – белка – бактерии.
- Круговорот веществ в природе – это главное условие существования природного сообщества.
Ответы (1,4,5,6)
Как взаимосвязаны:
- цветок вишни - пчела
- рябина – свиристель
- клевер – шмель
- орех – белка
Дополните пары:
Сокол, муравей, почвенные бактерии, синица, почва, воздух.
На дом:
- Изучить текст § 20 учебника и выполнить задания в конце параграфа стр. 87
- Творческое задание :
изготовить модель-аппликацию природного сообщества «лес» с его обитателями, или нарисовать одно из сообществ родного края