СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Web2.0" (теоретические аспекты)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Web2.0" (теоретические аспекты)»

Одним из важных инструментов информационного интеллектуального пространства служит всемирная сеть Интернет. Существенный сдвиг в развитии Интернет-технологий произошёл с появлением группы сервисов, основанных на активном участии пользователей. Эти сервисы составили основу современной концепции развития сети Интернет и определены как сервисы, разработанные на основе технологий Web2.0 Исследования учёных, направленных на изучение возможностей использования сервисов Web2.0 в образовании, говорят о том, что сервисы Web2.0 обладают высоким потенциалом в организации учебной работы.

Возникает необходимость в разработке новых педагогических и методических идей по организации учебной работы с использованием сервисов Web2.0.

Web2.0 – общепринятое название второго поколения интернет-сервисов, которые основываются на совместной работе пользователей по созданию, использованию и обмену материалами. Отличительной чертой сервисов Web2.0 является простота их использования, доступность, надёжность, а также широкие возможности создания собственных материалов, как в рамках индивидуальной работы, так и коллективно. При этом больше не требуются специфические знания для разработки Интернет-страниц, т.к. большинство сервисов Web2.0 предлагают пользователю удобный, дружественный интерфейс, освоить который может каждый уверенный пользователь персонального компьютера. В настоящий момент в Интернете представлено огромное количество серверов, предоставляющих услуги сервисов Web2.0 , в том числе и тематической (например, педагогической) направленности.

Основные преимущества сервисов Web2.0:

  1. активное участие в создании сети, а не пассивное пользование ресурсами интернета;

  2. большое удобство использования сервисов;

  3. для публикации текстов, фото и видео не требуется специальных технических знаний;

  4. бесплатный доступ, при наличии интернета.

С помощью Web2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность: совместный поиск, совместное хранение закладок; совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов; совместное редактирование и использование карт и схем.

Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учеников в создании собственных материалов. Во всех сферах технологии Web2.0 наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.

Сервисы Web.2.0 включают в себя:

  1. Блоги, интернет-дневники.

  2. Вики.

  3. Интернет-закладки.

  4. Социальные медиа-хранилища.

  5. Социальные поисковые системы.

  6. Социальные сети.

  7. Сервисы по он-лайн созданию продукта или он-лайн общения.


Сервисы Web2.0 в обучении

Использование сервисов на уроках имеет ряд преимуществ:

  1. Удобство демонстрации.

  2. Расширение возможности предъявления учебной информации и увеличение ее объема.

  3. Дифференциация подхода в обучении.

  4. Организация разнообразных форм познавательной деятельности, в том числе проектной и учебно-исследовательской.

  5. Возможность вовлечения всех учащихся в учебный процесс.

  6. Активизация самостоятельной деятельности учащихся.

  7. Формирование у школьников умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

  8. Качественное изменение контроля деятельности учащихся.

  9. Повышение производительности и эффективности урока.

  10. Осуществление метапредметных связей.

  11. Решение дидактических задач: активизация мнемонических центров личности, что приводит к быстрому и прочному усвоению материала.

  12. Систематизация и обобщение усвоенных знаний.

  13. Оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

  14. Расширение набора используемых учебных заданий.

  15. Формирование познавательного интереса, усилению мотивации учения, повышению уровня заинтересованности учащихся, созданию положительного настроя, а, следовательно, и ситуации успеха на уроке.

Можно выделить некоторые наиболее эффективные приемы применения работ, сделанных при помощи данных сервисов:

  1. на этапе актуализации базовых знаний – возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Особенно удобно при предъявлении рисунков, схем;

  2. на этапе изучения нового материала – разнообразное (статичное и динамичное) иллюстрирование понятий и объектов, выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи изучаемых понятий;

  3. на этапе отработки и закрепления навыков – возможность быстрого предъявления большого числа разных по форме заданий, алгоритмов, образцов, шаблонов;

  4. на этапе контроля усвоения знаний – возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой.

Использование сервисов Web 2.0 на уроках русского языка

Рассмотрим возможности использования сервисов Web 2.0 на уроках русского языка.

Одним из распространенных и применимых в образовательном процессе сервисов является блог. Блог – это не только площадка для размещения конкурсов для учащихся, методического материала к урокам, но и сетевое взаимодействие с учащимися во внеурочное для совместного освоения сервисов Web2.0 .

Какие возможности представляет для учителя – предметника образовательный блог? В блоге можно поместить следующую информацию для организации самостоятельной работы учащихся:

  1. Рекомендации для учеников по изучению тех или иных тем.

  2. Учебные видеофильмы с лекциями, видео-уроками.

  3. Публикации онлайн-тестов по изученным темам.

  4. Сообщения о событиях в классе или на их уроке, после уроков.

  5. Полезные ссылки на ресурсы Интернета.

  6. Полезные советы родителям, интересующихся образованием своих детей.

WikiWall  или, как его называют, Вики-стена. Стенгазета – это сервис, позволяющий создать стенгазету и сделать ее доступной для редактирования группе пользователей по ссылке. Участники могут набирать текст, размещать свои заметки, картинки, видео. Сервис не требует регистрации.
Этот сервис удобно использовать для создания стенгазеты. Все участники могут работать совместно, пройдя по ссылке. Этой ссылкой можно поделиться по электронной почте, разместить в блоге или электронном журнале.
К недостаткам можно отнести то, что нет архива газет, поэтому нужно где-то хранить на них ссылки.

На каких этапах урока можно использовать.

Работы, выполненные при помощи сервиса, можно использовать на следующих этапах урока:

  1. на этапе постановки целей и задач урока, мотивации учебной деятельности:

Задание 1. «Собери» таблицу. Сформулируй тему урока. Какие умения и навыки мы развивали, выполняя это упражнение?

  1. на этапе изучения нового материала:

Задание 2. Определите основание для классификации.

Самостоятельная работа с сервисом.

Создание школьных тематических онлайн-газет или газеты класса в среде WikiWall можно использовать для организации долгосрочных и краткосрочных проектов. Примеры проектов: «Как я провела каникулы». После изучения больших по объему разделов «Имя существительное», «Имя прилагательное» и др. можно организовать самостоятельную работу учащихся над проектом и публичную защиту. Для совместного творчества даётся детям адрес страницы редактирования (например, в течение недели дети должны поместить свой материал к какому-то проекту), каждый ребёнок оформляет своё задание.

Можно организовать коллективную работу над домашним заданием с помощью сервиса. Учитель придумывает задание и оставляет ссылку на газету в блоге, электронном журнале, учащиеся работают над заданием дома. В классе можно обсудить правильность выполнения задания.

Задание 3. Добавьте свои примеры на изученное правило

Wordle. Сервис для создания облака из слов. Не требуется регистрация. В работе очень прост. Можно вставлять ссылку и рисунок в блог.

Ученики основной школы в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном). Здесь мозаика из цветных слов, расположенных в различном порядке, способствует запоминанию материала, привлекает интерес учащихся.

Использование мозаики из слов возможно на различных этапах урока:

  1. на этапе постановки целей и задач урока, мотивации учебной деятельности:

Задание 4. Прочитайте слова. Что их объединяет? Распределите слова по группам. Сколько групп у вас получилось? Назовите их. Попробуйте спрогнозировать тему сегодняшнего урока.

  1. на этапе актуализации базовых знаний, на этапе изучения нового материала:

Задание 5. Внимательно прочитайте слова. Какую изученную орфограмму они иллюстрируют? Сформулируйте правило правописания этих слов. Запишите слова, распределив их в 2 столбика. Дополните каждый столбик двумя своими примерами. Обозначьте орфограмму. Какие слова вы не записали? Почему? Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?

  1. на этапе отработки и закрепления навыков:

Задание 6. Из предложенных слов выписать такие, в которых буквы е, е, ю, я обозначают 2 звука.

  1. на этапе контроля усвоения знаний:

Задание 7. Прочитайте слова. К каким частям речи они относятся. Для чего служит буква Ь в данных словах? Запишите слова в 4 столбика: а) с Ь в существительных 3 склонения; б) с Ь в неопределенной форме глагола; в) с Ь в глаголах повелительного наклонения; г) с Ь в глаголах 2 лица единственного числа.

Задание 8. Расшифруй правило, запрятанное в облаке слов.

Самостоятельная работа с сервисом.

Домашнее задание: Зашифруй правило из раздела «Имя существительное», «Части речи» в «облако» и предложи своему товарищу расшифровать его.

Сделай «облако» примеров на орфограмму «Безударные гласные в корне слова» и т.д.

Мастер-Тест - это Интернет-сервис, который позволяет создавать онлайн-тесты. Тестирование можно проводить в интерактивном режиме, а можно скачать тест и пройти его даже без подключения к Интернету. При использовании такой формы проверки знаний учащихся существенно экономится время, а сам процесс обучения проходит намного интереснее.

Работу с сервисом можно использовать на этапе контроля усвоения знаний. Учитель сам составляет тест и предлагает выполнить в классе, либо размещает ссылку на тест в блоге или электронном журнале.

Самостоятельная работа с сервисом.

Учащиеся могут самостоятельно составить тест по предложенной теме. В классе можно обсудить правильность выполнения задания.

LearningApps – сервис для создания интерактивных заданий в разных режимах

Виды шаблонов:

  1. Порядок - с помощью этого шаблона вы можете расположить в правильном порядке тексты, видео, картинки и аудио.

  2. Сетка слов - поиск слов в сетке из букв.

  3. Сортировка картинок - с помощью этого шаблона вы можете создать пары: тексты, изображения, аудио или видео Они выделяются на изображении.

  4. Сортировка по группам - создание заданий на соотношение элементов (от 2 до 4 групп).

  5. Папка Challenge - в этой игре на 2 или 4 игрока нужно привести в порядок термины или понятия. Вопросы для игры нужно сформулировать самому.

  6. Пазлы для составления - в одном пазле должны быть назначены различные группы понятий. Каждый найденный термин показывает часть основного изображения или видео.

  7. Викторина - традиционные вопросы множественного выбора с мультимедийным контентом, причем правильным может быть не только один ответ.

  8. Викторина с выбором правильного ответа.

  9. Кроссворд. Можно использовать картинки.

  10. Лента времени - с помощью данного шаблона вы можете настроить шкалу, на которой расположится ваша информация в виде текста, картинки, видео или аудио. Это может быть как лента времени с историческими фактами, так и числовая шкала.

  11. Найти пару - с помощью этого шаблона нужно найти пару, текст или картинку, видео или аудио.

  12. Оцените - в этой игре могут принять участие от 2 до 4 игроков.

  13. Назначение на карте - с помощью этого шаблона тексты, изображения, аудио или видео выделяются на карте флажками.

Работа в сервисе интересна тем, что можно организовать самостоятельную работу учащихся по составлению упражнений. Идея упражнений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить пройденный материал в занимательной игровой форме.

Учитель может предложить задание и шаблон для выполнения задания:

  1. составь викторину с выбором варианта ответа по теме «Имя существительное»,

  2. преобразуй текстовую информацию изученного правила в схему с помощью шаблона «Сортировка по группам»,

  3. составь пазл по теме «Орфограммы в корне слова».

Учитель может предложить выполнить только задание, шаблон ученик выбирает сам. В классе можно организовать работу по защите и выполнению заданий, предложенных учениками.

Фабрика кроссвордов. Этот сервис поможет составлять кроссворды. Для каждого слова нужно придумать определение и напечатать. Кроссворд можно сохранить, можно и распечатать. Ссылку на составленный кроссворд можно разместить в блоге или отправить по электронной почте всем желающим.

Кроссворды, составленные учителем, можно применять

на этапе отработки и закрепления навыков, на этапе контроля усвоения знаний.

Учащиеся могут самостоятельно составить кроссворд по предложенной теме. Кроссворд можно распечатать, можно выполнять интерактивно, можно отправить ссылку на кроссворд.

Сасоо – сервис для работы с опорными конспектами и схемами. Сервис подходит как для индивидуальной работы, так и для работы в команде, для составления схем, диаграмм, плакатов. Наличие готовых шаблонов и широкий набор инструментов позволяет работать с сервисом как человеку, хорошо ориентирующемуся в программе, так и новичку. Возможность редактировать шаблоны, вставлять и изменять текст, добавлять фигуры, изображения с компьютера и из Интернета.

Возможности сервиса Сасоо помогают сделать опорный конспект наглядным, ярким, лаконичным.

Цветовое оформление – важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект привлекает, позволяет выделить главное, т. е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.

Кроме того, программа позволяет сохранять созданный продукт на компьютере, что важно, если в учебном кабинете не подключен Интернет.

Схемы уместны на разных этапах обучения: при вводе нового понятия может использоваться схема, подготовленная учителем;

При закреплении – схема, требующая завершения, доработки

При повторении и обобщении учебного материала можно дать задание учащимся составить схемы и обосновать принцип составления.

На заключительном этапе работы ученики комментируют созданный самостоятельно опорный конспект, что позволяет проверить и систематизировать знания, способствует развитию речи, творческих способностей учащихся.

Итак, работа с сервисами Web 2.0 на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности; формирует умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, что использование сервисов на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование заданий, выполненных с помощью сервисов, способствует активизации познавательных потребностей учеников и повышает эффективность урока. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.




Название ресурса

Краткое описание сервиса

 Сервис для создания интерактивных тестов.

Сервис для создания интерактивных заданий. Среди многих интерактивных тестовых программ, эту программу отличает то, что интерактивные задания возможно сохранять в архиве и использовать их в интерактивном режиме без подключения к интернету (что немаловажно в условиях плохой работы интернета). Созданные с помощью  Hot Potatoes  различного рода задания настолько разнообразны и увлекательны, что могут служить не только для оценки знаний учащихся, но и в качестве их самостоятельной творческой работы. В программе можно составлять кроссворды, задания с пропусками слов в тексте, викторины и тесты с включением аудио и видеоматериалов, собирать рассыпавшиеся фразы, задания на установление соответствия и задания по заполнению пропусков в тексте.

Сервис для создания различных образовательных игр, диаграмм, викторин.

Интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах – «Пазлы», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа» и др. Основная идея упражнений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной для них игровой форме.

Этот сервис поможет без труда составлять кроссворды. 

Сервис для составления схем.


 

 Это простой и удобный сервис для создания диаграмм, схем, плакатов.

Сервис, при помощи которого пользователь может создавать графические схемы, известные под названием «mind map». 


Сервис для создания облака из слов.

Сервис позволяет ярко, ёмко выразить какую-либо мысль, возможно использование фотографий.

Сервис для создания блога.

WikiWall

Сервис, позволяющий создать страницу и сделать ее доступной группе пользователей. Участники могут набирать текст, размещать свои заметки, картинки, видео.
Этот сервис удобно использовать для создания, например, стенгазеты. Другие пользователи могут получить доступ к редактированию стенгазеты, всего лишь пройдя по ссылке на страницу.

Сервис по созданию он-лайн презентаций. Можно использовать видео, аудио, графику.

Сервис для создания музыкальных открыток.


 





У каждого человека свои звезды», - гласит пословица. Хочется, чтобы каждый учитель достиг новых вершин в своем мастерстве и приблизился к звезде, свет которой когда – то заворожил его и привел в профессию… Свои звезды должны быть и у обучающихся. В силах педагога помочь найти их и научиться сверять с ними собственный путь.

Успеха Вам и Вашим ученикам на пути через тернии к звездам!

16