Давайте вспомним
1. Назовите в словах звонкие и глухие согласные звуки.
Морозы, бочка, избушка, вода.
Б В Г Д Ж З Р Л М Н Й
П Ф К Т Ш С Ч Щ Х Ц
2. Выделите приставки. Что вы знаете о написании этих приставок?
2. Выделите приставки. Что знаете о написании этих приставок?
Поехать, отбежать, добраться, сотрудник, подготовить, облететь, надрезать, сделать.
По ехать, от бежать, до браться, со трудник, под готовить, об лететь, над резать, с делать.
!
!
3. Выделите приставки. Что заметили необычного в написании приставок?
3. Выделите приставки. Что заметили необычного в написании приставок?
Изрезать, испугать.
Бесплатно, безрадостно.
Распилить, разрезать.
Из резать, ис пугать.
Бес платно, без радостно.
Рас пилить, раз резать.
Прослушайте диалог. О чём идет речь? Какое наблюдение необходимо провести?
и с -
из-
во с -
воз-
ни с -
низ-
раз-
ра с -
без-
бе с -
чрез-
чре с -
через-
чере с -
Попробуем сделать маленькое открытие
из резать
воз ложить
без облачное
раз бег
ис пугать
вос петь
бес корыстный
рас сказ
!
!
!
1. Сравните слова первого и второго столбика. Подумайте, почему приставки оканчиваются разными согласными. Сделайте вывод.
В приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звонкими согласными пишется з,
перед глухими – с , в соответствии с произношением.
В приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звонкими согласными пишется з,
перед глухими – с.
2. Понаблюдайте, отличается ли произношение приставок от написания. Как можно дополнить правило?
Составим алгоритм рассуждения
Вставьте пропущенные буквы. Как будем рассуждать?
Б В Г Д Ж З Р Л М Н Й
П Ф К Т Ш С Ч Щ Х Ц
и.печь
ра с писать
и с печь
во з ложить
ра.писать
во.ложить
во.петь
и.дать
ра.бить
во с петь
и з дать
ра з бить
!
!
Не забудьте, что приставки раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-
Перед согласными глухими быстро сменят з на с!
Подсказка
1. Найдите приставку.
2. Определите, с какого согласного начинается корень.
3. Примените правило.
Учимся писать приставки
1. Замените неизменяемые приставки приставками, оканчивающимися на з(с).
Бутоны рас крылись. Яблони рас цвели. Мы ис тратили деньги.
Бутоны открылись. Яблони зацвели. Мы потратили деньги.
2. Подберите к данным словам антонимы с приставками на з (с).
!
!
!
Порядок, одарённый, честный.
Бес порядок, без дарный, бес честный.
3. Приставка или нет? Вычеркните слова без приставок.
Разбитый, разваленный, разный.
Расписание, растение, расколоть.
Роскошь, росчерк.
Исследовать, история.
Раз битый, раз валенный, разный.
Рас писание, растение, рас колоть.
Роскошь, рос черк.
Ис следовать, история .
Тренировочные упражнения
1. Игра «Прятки с приставками». Найдите приставки на з (с), объясните их правописание.
Нераспустившийся, перераспределение, неиспользованный.
Не рас пустившийся, пере рас пределение, не ис пользованный.
2. Чем отличается написание приставок в парах слов?
!
!
!
Раз дать – с дать, раз жечь – с жечь, раз говор – с говор.
3. От каждого из «отрезков» слов образуйте по два слова: одно с приставкой с-, другое – с приставкой раз-.
С бегаться, раз бегаться; с борный, раз борный; с говорчивый, раз говорчивый; с двинуть, раз двинуть; с двоенный, раз двоенный.
… бегаться, …борный, …говорчивый, …двинуть, …двоенный.
Обратите внимание на эти слова
Щёлкните мышкой по документу, выполните задания.
Есть три слова в русском языке, в которых буква З напоминает приставку. Запомните эти слова.
Запишите их.
Здесь, здание, здоровье.
- Найдите слова с приставками.
избежать
здесь
сдать
здоровье
здание
дешний житель, гореть дотла, новое дание, желаю дравия, доровый ребёнок, лежит
десь.
Вы сказали: « дравствуйте! »
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней делалась жизнь?
- Игра «Третий лишний». Выпишите слово без приставки.
Сбросить, сжаться, здание.
Разбитый, разваленный, разный.
Исследовать, история, издавать.
из 13
Домашнее задание
Выполните упражнение 636.
Буквы з (с) на конце приставок