Урок русского языка .5 класс.
Тема урока: Буквы з и с на конце приставок
Цели урока:
Познакомить учащихся с правописанием приставок, оканчивающихся на з- и с-.
Закрепить знания учащихся по правописанию приставок, оканчивающихся на з- и с-.
Развивать познавательный интерес к предмету через использование творческих заданий.
Пополнить словарный запас учащихся.
Формировать практические навыки при выполнении работы с компьютером.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Лингвистическая задача.
1. Из слова разжечь возьмите приставку.
2. Из слова гадать – корень.
3. Из слова упаковка – суффикс.
4. И окончание – из слова справка.
(раз + гад + к + а)
Какая приставка пишется в слове разгадка?
3. Изучение нового материала.
Грамматическая сказка о приставках. (Презентация 1)
Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в страну Морфемики, где встретимся с приставками.
В одном из городов страны Морфемики жили сестры. Были они весёлыми, шумными приставками, любили петь и танцевать, поэтому дружили только со звонкими согласными: Б, В, Г, Д, Ж, З, М, Н, Р, Л, с которыми всегда ходили вместе.
Кроме того, приставки любили путешествовать. Однажды Из– предложила:
– Давайте отправимся в путешествие в соседний город?
– Хорошо! Только говорят, что там живут угрюмые люди! – сказала приставка Без-.
Приставка Раз- ответила:
– Я думаю, мы подружимся с ними.
На следующий день сестры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил, когда увидели вдали прекрасный город, сверкающий огнями.
В этом городе жили только глухие согласные. По дороге в город им встретилась самая смелая буква – буква С. Она спросила:
– Зачем вы пришли в наш город, прекрасные приставки?
– Мы пришли, чтобы подружиться с вами.
– Добро пожаловать. Но в нашем городе живут только глухие согласные. Боюсь, Вам не понять друг друга.
– Что же делать? – хором спросили Приставки.
Буква С долго молчала, наконец сказала:
– Я, кажется, придумала. Давайте я встану вместо буквы З, и тогда все глухие согласные увидят, что с вами можно дружить.
С тех пор сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ– подружились с глухими согласными П, Ф, К, Т, Ш, С, Щ, Х, Ц, Ч.
Но при встрече с глухими согласными сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ– меняют букву З на С и превращаются в приставки: НИС-, ВОС-, ИС-, РАС-, ЧРЕС-, БЕС-.
Песенка из “Радионяни”.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, низ-,
чрез-, раз-, и без-
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы!
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить. [1]
Формулировка правила учащимися.
Какая приставка пишется в слове разгадка? Почему?
Сформулируйте правило.
Чтение правила. Учебник
4. Закрепление изученного материала.
Алгоритм рассуждения.
Выдели в слове приставку.
Посмотри на букву согласного звука после приставки
Упражнение из учебника №423. [1]
Безболезненный, бесплатный, бескозырка, вознаградить, воспеть, взмахнуть, вскрикнуть, низвергаться, изгибаться, испортить.
Тренировочное упражнение с компьютером (по цепочке передают беспроводную мышь, вставляют пропущенные буквы).
И…менить, и…печь, ни…падать, ни…вергаться, во…ход, в…ходы, во…радоваться, и…ходный, неи…вестный, во…радоваться, во…стание, ни…ходящий, и…бежать, в…реветь, и…датель, и…пользование
Игра “Помоги Пете Ошибкину”.
Бе_з_дарный
Бе__конечный
Бе_с цельный
Ра__менять
Ра_с_чертить
Ра с_щедриться
Ра_бить
Физкультминутка.
Чтение пословиц. [2]
Если в пословице встречается приставка с буквой С – приседаем, с З – подпрыгиваем.
Безмерная хвала чести вредит.
Чего не знаешь, того не разгадаешь.
С совестью не разминуться.
Беспечальному сон сладок.
Горько не вечно, а сладко не бесконечно.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человека узнаешь, когда с ни пуд соли расхлебаешь.
Друга разжалобить – самому заплакать.
Не изведан – друг, а изведан – два.
Раздружится друг – хуже недруга.
5. Тест (сильные учащиеся). – (Приложение №1) – [3]
Индивидуальное задание. (Приложение №2)
1 уч-ся – соединить букву З со звонкими согласными.
2 уч-ся – соединить букву С с глухими согласными.
Соединить приставки на з– и с– с согласными:
Остальные учащиеся – упражнение из учебника №424. [4]
6. Проверка теста.
Работа на компьютерах в парах – тренажёр “Четвертое лишнее”. (Презентация №2) – “Найти слово с орфографической ошибкой”.
7. Кроссворд. (Приложение №3)
8. Д/з – на выбор: упр. 426 или словарный диктант из 15-25 слов с данной орфограмм