МКОУ «Печениченская ОШ»
За пределами учебника
Программа кружка
по биологии для 6-х классов
Учитель биологии
Романова Н.М.
Программа кружка «За страницами учебника биологии» составлена в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273 – ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2012г. № 1897;
Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Печениченская ОШ»
Программа кружка рассчитана на 2 час в неделю, 68 часа в год.
Лабораторных работ -13.
Экскурсий – 2
Планируемые результаты освоения
Личностные результаты:
• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
изучение основных процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение), протекающих в растениях;
взаимосвязь физиологических процессов растений и явлений, происходящих в природе с растениями
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умение применять знания о физиологических процессах при описании явления, происходящего с растениями;
умение применять знания о физиологических процессах в практической деятельности (управление ростом растения, использование фитонцидных растений, создание условий для роста растений на приусадебном участке).
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
• создание условий обитания опытных растений в кабинете, уход за ними.
5. В эстетической сфере:
• умение видеть красоту растений в природе и соблюдать правила поддержания природной красоты растений.
Содержание кружка
(2 час в неделю; всего 68 часа)
Вводное занятие (2 час)
Удивительный мир растений. Гиганты и пигмеи. Эксклюзивные экземпляры.
Тема 1. Многообразие растений (10 часа).
Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность.
Признаки царства растений.
Роль растений в природе и жизни человека.
Растения своей местности; охраняемые растения.
Лабораторные работы.
1. Одноклеточные растения под микроскопом.
2. Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов.
3.Охраняемые растения. "Красная книга НАО, России".
Экскурсия в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему»
Тема 2. Особенности строения растений (10 часа)
Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Гомологичные органы.
Видоизменения органов и их значение в жизни растений.
Лабораторные работы.
4.Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).
5. Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.)
6. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы).
7. Зоны корня (роста, всасывания, проведения).
8. Внешнее строение листа.
9. Внутреннее строение листа.
10. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки).
Тема 3. Процессы в жизни растения (26 часов).
Процессы жизнедеятельности в растительном организме.
Газообмен. Транспирация.
Растения и вода. Растения морей и пресных водоёмов.
Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы.
Рост и развитие растений.
Растения - паразиты. Растения - хищники. Симбиоз в растительном мире
Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения?
Движение у растений. Цветочные часы.
Половое и бесполое размножение.
Расселение растений.
Лабораторные работы.
11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза.
12.Наблюдение процессов транспирации.
13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно.
Тема 4. Времена года и растения (8 часа)
Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.
Весенние первоцветы. Влияние абиотических факторов на растения.
Осенние явления. Период покоя в жизни растений.
Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе»
Тема 5. Правда и вымысел о растениях (10 часов)
Легенды и предания о растениях.
Живые барометры.
Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.
Почему их так назвали?
Симметрия в мире растений.
Растения в символах, гербах, флагах.
Заключительное занятие (2 часа)
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| Вводное занятие | 2 | 2 | - |
1. | Многообразие растений. | 10 | 5 | 5 |
2. | Особенности строения растений. | 10 | 4 | 6 |
3. | Процессы в жизни растения. | 26 | 23 | 3 |
4. | Времена года и растения. | 8 | 6 | 2 |
5. | Правда и вымысел о растениях | 10 | 10 | - |
| Заключительное занятие | 2 | 2 | |
| Итого: | 68 | 52 | 16 |
| | | | |
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование кружка «За страницами учебника биологии»
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата | Примечание |
| Вводное занятие. | 2 | | |
1 | Удивительный мир растений. Гиганты и пигмеи. | 1 | 05.09 | |
2. | Эксклюзивные экземпляры. | 1 | 05.09 | |
| Тема 1. Многообразие растений | 10 | | |
3-4 | Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность. | 2 | 12.09 12.09 | |
5 | Лабораторная работа №1 «Одноклеточные растения под микроскопом» | 1 | 19.09 | |
6 | Лабораторная работа №2 «Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов». | 1 | 19.09 | |
7 | Признаки царства растений. | 1 | 26.09 | |
8 | Роль растений в природе и жизни человека. | 1 | 26.09 | |
9 | Растения своей местности; охраняемые растения. | 1 | 03.10 | |
10 | Лабораторная работа №3 «Охраняемые растения. "Красная книга НАО, России". | 1 | 03.10 | |
11-12 | Экскурсия в природу «Многообразие растений своей деревни и территории, прилегающей к ней» | 2 | 10.10 10.10 | |
| Тема 2. Особенности строения растений | 10 | | |
13-14 | Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. | 2 | 17.10 17.10 | |
15 | Лабораторная работа №4 «Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами)» | 1 | 24.10 | |
16 | Лабораторная работа №5 «Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.)» | 1 | 24.10 | |
17 | Лабораторная работа №6 «Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы)» | 1 | 31.10 | |
18 | Лабораторная работа №7 «Зоны корня (роста, всасывания, проведения)». | 1 | 31.10 | |
19 | Гомологичные органы. | 1 | 14.11 | |
20 | Лабораторная работа №8 «Внешнее строение листа», Лабораторная работа №9 «Внутреннее строение листа». | 1 | 14.11 | |
21 | Видоизменения органов и их значение в жизни растений. | 1 | 21.11 | |
22 | Лабораторная работа №10 «Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки)». | 1 | 21.11 | |
| Тема 3. Процессы в жизни растения | 26 | | |
23 | Процессы жизнедеятельности в растительном организме. | 1 | 28.11 | |
24 | Газообмен. Транспирация. | 1 | 28.11 | |
25-26 | Растения и вода. Растения морей и пресных водоёмов. | 2 | 05.12 05.12 | |
27 | Лабораторная работа №11 «Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза». | 1 | 12.12 | |
28 | Лабораторная работа №12 «Наблюдение процессов транспирации» | 1 | 12.12 | |
29-30 | Лабораторная работа 13 «Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно». | 2 | 19.12 19.12 | |
31-32 | Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы. | 2 | 26.12 26.12 | |
33-34 | Растения - паразиты. | 2 | 16.01 16.01 | |
35-36 | Растения - хищники. | 2 | 23.01 23.01 | |
37-38 | Симбиоз в растительном мире | 2 | 30.01 30.01 | |
39-40 | Рост и развитие растений. | 2 | 06.02 06.02 | |
41-42 | Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения? | 2 | 13.02 13.02 | |
43-44 | Движение у растений. Цветочные часы. | 2 | 20.02 20.02 | |
45 | Половое размножение. | 1 | 27.02 | |
46 | Бесполое размножение. | 1 | 27.02 | |
47-48 | Расселение растений. | 2 | 07.03 07.03 | |
| Тема 4. Времена года и растения | 8 | | |
49-50 | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. | 2 | 14.03 14.03 | |
51 | Весенние первоцветы. | 1 | 21.03 | |
52 | Влияние абиотических факторов на растения. | 1 | 21.03 | |
53-54 | Осенние явления. Период покоя в жизни растений. | 2 | 09.04 09.04 | |
55-56 | Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе» | 2 | 16.04 16.04 | |
| Тема 5. Правда и вымысел о растениях | 10 | | |
57-58 | Легенды и предания о растениях. | 2 | 23.04 23.04 | |
59-60 | Живые барометры. | 2 | 30.04 30.04 | |
61-62 | Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях. | 2 | 08.05 08.05 | |
63-64 | Почему их так назвали? Симметрия в мире растений. | 2 | 15.05 15.05 | |
65-66 | Растения в символах, гербах, флагах. | 2 | 22.05 22.05 | |
| Заключение | 2 | | |
67-68. | Заключительное занятие | 2 | 29.05 29.05 | |