Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 имени А.А.Котова
станицы Шкуринской
Проект
«Мы за здоровый
образ жизни»
Руководитель проекта:
Калюта Т.В.
Участники проекта:
учащиеся 1 «А» класса
МБОУ СОШ №5
имени Котова А.А,
родители, мед. работник.
2014-2015 учебный год
Проект
«Мы за здоровый образ жизни»
Паспорт проекта
Тип проекта: информационный
Содержание: творческое
Участники: группа учащихся 4 класса МБОУ СОШ №5
Время проведения: сентябрь-апрель
Характер участия ребёнка в проекте: участник от возникновения идеи до получения результата
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – учитель
Учащиеся – коллектив учащихся 4 «а» класса
Цель проекта:
актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения;
повышение уровня побуждений учащихся и родителей к ведению здорового образа жизни.
формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни,
укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.
Задачи проекта:
исследовать причины, возможные варианты решения проблемы низкого уровня побуждений школьников, к ведению здорового образа жизни;
развитие субъектного, ответственного отношения школьников к своему здоровью;
повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
формирование у школьников устойчивой мотивации к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков;
овладение умениями противостоять негативному давлению социума;
привлечение внимания школьников к физической активности, как составной части здорового образа жизни;
освоение учащимися знаний о здоровом питании.
реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий;
произвести оценку результатов проекта, сделать выводы и опубликовать отчет в доступных формах;
Обучающие:
Развивающие:
развитие творческих способностей учащихся;
развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме;
развитие коммуникативных навыков;
развитие мышления, памяти, внимания, воображения.
Воспитательные:
воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
формирование навыков ЗОЖ;
воспитание культуры общения;
формирование чувства ответственности за свое здоровье;
формирование потребности коллективной работы и работы в группах.
Актуальность проекта:
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Анализ статистических данных последних лет свидетельствуют о том, что за период обучения детей в начальной школе состояние здоровья ухудшается в разы. Нет абсолютно здоровых детей, увеличилось число детей – инвалидов. Растёт число детей, имеющих вредные привычки. Происходит рост нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний и как следствие — различные формы девиантного поведения.
Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактика является социальным заказом общества школе.
Этот социальный заказ заложен в образовательных стандартах нового поколения, поскольку они включают не только оценку качества образования, но и оценку здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений по следующим показателям:
Комплексная оценка состояния здоровья
Комплексная оценка безопасности ОУ
Физическое развитие обучающихся
Степень вегетативных нарушений
Заболеваемость обучающихся
Физическая подготовленность
Здоровый образ жизни.
Исходя из этого, педагогический коллектив МБОУ СОШ № 5, видя обозначенные проблемы здоровья обучающихся,, отводит особое место и ответственность в оздоровительном процессе школьного обучения.
Гипотезы:
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового и безопасного образа жизни очень актуальны сегодня. Культура здорового и безопасного образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья и безопасности в обществе, тем выше культура здорового и безопасного образа жизни каждого его члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два положения:
1) если создать мощную безопасную и здоровьесберегающую среду, то культура здорового и безопасного образа жизни каждого ее представителя значительно повысится.
2) для школьников важнейшей безопасной и здоровьесберегающей средой могут стать оборонно-спортивные секции, которые, взаимодействуя с другими социальными объектами, станут эффективным инструментом культивирования здорового и безопасного образа жизни.
Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед учителями, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Направления работы по реализации проекта:
Организационное:
Планирование и корректирование работы по формированию безопасного и здорового образа жизни.
Проведение мероприятий по выявлению у обучающихся вредных привычек.
Систематическая работа со списком и картотекой «трудных» обучающихся
Использование возможностей дополнительного образования, социума в работе с детьми.
Проведение ежегодного медицинского осмотра обучающихся.
Теоретическое:
Создание банка научно-методической литературы по теме «Здоровый и безопасный образ жизни».
Обеспечение систематического учета, контроля и анализа ситуации.
Создание банка методических разработок педагогических работников школы по теме «Здоровый и безопасный образ жизни».
Практическое:
Профилактическая и информационная работа с родителями.
Воспитательно-педагогическая работа с детьми.
Профилактическая работа по оздоровлению социальной ситуации внутри школы.
Организация взаимодействия между школой и окружающей социальной средой по предупреждению употребления и распространения ПАВ.
Введение здоровьесберегающих технологий и методов обучения в школьную программу.
Сотрудничество с медицинскими учреждениями в целях оздоровления детей.
Организация школьного питания с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований.
Вовлечение детей в спортивные кружки и секции.
Воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Объект, субъект и предмет проектирования
Объект проектирования: деятельность участников образовательно-воспитательного процесса по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Субъект проектирования: родители, обучающиеся, учителя, администрация.
Предмет проектирования: система формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни обучающихся
Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
Реализация проекта осуществляется по следующим этапам:
1.Подготовительный этап - включает в себя планирование, оповещение обучающихся класса, подбор информации, сценариев по теме проекта, первичное анкетирование «Представление детей о ЗОЖ»
2. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Проведение классных часов: «Вредные привычки», «Уход за зубами», «Гигиенические правила для младших школьников», «Витамины для роста младших школьников», «Аптека на окошке», «Аптека в саду» и др.
Беседы о профилактике заболеваний;
Встречи с педиатром участковой больницы Белугиным А.Е., школьным медработником;
Инструктажи по технике безопасности и охраны здоровья;
Проведение цикла ролевых игр «За здоровый образ жизни»;
Реализация программы внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров»;
Реализация программы внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
2.Реализация проекта- проводятся мероприятия согласно плану воспитательной работы, внеурочной деятельности и составленному плану .
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Утренняя зарядка | ежедневно | обучающиеся, родители |
2 | Физкультминутки на уроках | ежедневно | классный руководитель |
3 | Подвижные игры в перемену | ежедневно | учитель |
4 | Прогулки и игры на свежем воздухе. | ежедневно | учитель родители |
5 | Беседа « Режим дня» | сентябрь | учитель |
6 | Кл. час.«Мы и компьютер-охрана зрения, осанки.» | октябрь | учитель |
7 | Конкурс рисунков на асфальте « Мы за здоровый образ жизни» | ноябрь | учитель, родители |
8 | КВН о правилах дорожного движения | декабрь | учитель |
9 | Участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я спортивная семья» | февраль | учитель, родители |
10 | Встреча с докторов Белугиным А.Е. Беседа: « Профилактика ОРВИ» | март | учитель |
3.Заключительный этап.
Повторное анкетирование « Представление детей о ЗОЖ»,
конкурс рисунков « ЗОЖ»
За время проекта были ещё проведены следующие мероприятия:
научно-практическая конференция "За здоровый образ жизни"
конкурс плакатов и коллажей "Быть здоровым - здорово!"
оформление информационного стенда «Здоровье как стиль жизни»
конкурс рисунков на асфальте «Я выбираю здоровый образ жизни»
спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»
сравнительные результаты анкетирования учащихся в начале проекта и в конце проекта.
родительские собрания
Анкета «Представление детей о здоровом образе жизни»
| Вопросы |
1 | Согласны ли вы с утверждением «В здоровом теле – здоровый дух»? Да нет |
2 | Занимаешься ли ты спортом? Да Нет иногда |
3 | Делаешь ли ты ежедневно зарядку? Да нет |
4 | Как предпочитаешь проводить свободное время? Рисую Смотрю телевизор, играю в компьютер Занимаюсь спортом Гуляю на свежем воздухе Читаю книги Общаюсь с семьей |
5 | Можешь ли присесть 30 раз? Да нет |
6 | Если бы тебе предложили участие в соревнованиях, какое бы ты выбрал: - сноуборд - велосипедный спорт - плавание - настольные игры - футбол - легкая атлетика |
7 | Что такое на ваш взгляд, «здоровый образ жизни?» Заниматься спортом Не знаю Здоровая пища, правильное питание Не наносить себе вред Не мусорить Дышать свежим воздухом Делать зарядку гигиена |
8 | Необходим ли, по вашему мнению ЗОЖ? Да Нет Не знаю |
9 | Как вы думаете, является ли ваш образ жизни здоровым? Да Нет Не совсем |
10 | Для чего вы стали бы вести ЗОЖ? Чтобы: Жить дольше Быть здоровым Быть сильным Все было хорошо Быть успешным Жить интересно |
11 | Что ты делаешь для повышения уровня своего здоровья? Занимаюсь спортом Ем витамины Ем фрукты, овощи Делаю зарядку Ничего Гуляю на свежем воздухе |
Результаты анкетирования:
| вопросы | В начале проекта | В конце проекта |
1 | Согласны ли вы с утверждением «В здоровом теле – здоровый дух»? Да нет | Да-72% | Да-97% |
2 | Занимаешься ли ты спортом? Да Нет иногда | Да-54% | Да-85% |
3 | Делаешь ли ты ежедневно зарядку? Да нет | Да-40% | Да-87% |
4 | Как предпочитаешь проводить свободное время? Рисую Смотрю телевизор, играю в компьютер - ответили- Занимаюсь спортом Гуляю на свежем воздухе Читаю книги Общаюсь с семьей |
62% |
24% |
5 | Можешь ли присесть 30 раз? Да нет | Да-83% | Да – 99% |
6 | Если бы тебе предложили участие в соревнованиях, какое бы ты выбрал: - сноуборд - велосипедный спорт - плавание - настольные игры - ответили - футбол - легкая атлетика |
31% |
9% |
7 | Что такое на ваш взгляд, «здоровый образ жизни?» Заниматься спортом Не знаю, ответили Здоровая пища, правильное питание Не наносить себе вред Не мусорить Дышать свежим воздухом Делать зарядку гигиена |
73% |
0% |
8 | Необходим ли, по вашему мнению, ЗОЖ? Да Нет Не знаю | Нет- 33% | Нет- 5% |
9 | Как вы думаете, является ли ваш образ жизни здоровым? Да Нет Не совсем | Да- 54% | Да-94% |
10 | Для чего вы стали бы вести ЗОЖ? Чтобы: Жить дольше Быть здоровым Быть сильным Все было хорошо Быть успешным Жить интересно | 33% | 85% |
11 | Что ты делаешь для повышения уровня своего здоровья? Занимаюсь спортом Ем витамины Ем фрукты, овощи Делаю зарядку Ничего Гуляю на свежем воздухе | 67% | 92% |
Процентное сравнение показало, что до проведения проекта учащиеся были мало знакомы с понятием - здоровый образ жизни. Проведенные мероприятия помогли детям понять, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Директор МБОУ СОШ №5
имени А.А.Котова В.И.Алейник