1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
1.3 Окружающий мир. 1 класс 1 часть. Плешаков А. А. Школа России
Этапы урока, задачи работы | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя | Планируемый результат, в том числе метапредметный, личностный, предметный |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы обучения: - словесные: беседа - наглядные: демонстрация - создание ситуации успеха - поощрение и порицание - формирование готовности к восприятию - предъявление педагогических требований Методы воспитания: - беседа | - Здравствуйте, меня зовут Снежана Анатольевна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. - Наш урок сегодня пройдёт не обычным образом. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда, вы узнаете, если отгадаете, что находится в чёрном ящике. - На слайде у меня представлены примеры вопросов, которые вы мне можете задавать а я буду на них отвечать «да» или «нет», вы также сами можете придумать вопросы. Вопросы: Это большое?/Это маленькое? Оно сделано из дерева/бумаги/железа/ткани? - В чёрном ящике у нас находятся билеты! Кто хочет прочитать, куда? - Верно, в круиз. - А кто знает, что такое круиз? - Круиз – это морское путешествие, то есть путешествие по морю. | Личностные: обучающиеся демонстрируют личностное самоопределение на уроке, положительное отношение к учебной деятельности, потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют контроль, волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умеют устанавливать элементарные причинно-следственные связи); коммуникативные УУД (умение включаться в диалог с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют диалогической формой речи). |
2. Актуализация знаний. Задача: актуализировать знания по теме | Методы обучения: - словесные: беседа - наглядные: демонстрация - беседа, повторение - создание ситуации успеха - поощрение и порицание - предъявление педагогических требований Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей - постановка проблемной ситуации Методы воспитания: - беседа | - Ребята, море от нас очень далеко, поэтому сначала нам нужно добраться до него на поезде. Ребята, а откуда у нас отъезжают поезда? - Верно, от вокзала, а на чём мы можем добраться до вокзала? - Я предлагаю вам добраться до вокзала на автомобиле. - Ребята, а какие виды автомобилей вы знаете? (грузовые, легковые, пассажирские, специальные) - Давайте свами пристегнём ремни безопасности и поедем на вокзал. Сейчас я включу музыку и совершать под неё движение, а вам нужно будет повторять за мной. (песня «Колёсики») - Ребята, вот мы с вами и добрались до вокзала, но кажется, нас туда не пускают. - Для того, чтобы пройти туда, нам нужно отгадать загадку. Железные избушки Прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой Ведет всех за собой. - Верно, ребята, это поезд. - А кто хочет сказать, что такое поезд? - Верно, поезд – это наземный и подземный транспорт, который двигается по железной дороге. - Ребята, а для чего нужны поезда? - Они нужны для того, чтобы перевозить пассажиров и грузы. - А какие бывают поезда? (товарный, электричка, дальнего следования и поезда метро) - Вот мы и оказались с вами на платформе. Ребята, если мы едем к далёкому морю, то какой поезд нам нужен? - Верно, мы едем на поезде дальнего следования. | Личностные: обучающиеся демонстрируют личностное самоопределение на уроке, положительное отношение к учебной деятельности, потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют контроль, волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умеют устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами); коммуникативные УУД (умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся знают и называют понятия автомобиль, поезд, классифицируют автомобили и поезда в зависимости от назначения |
3. Выявление проблемы. Постановка темы, цели и задач. Задача: создать проблемную ситуацию, поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. | Методы обучения: - словесные: беседа - наглядные: демонстрация - Методы эмоционального стимулирования: - создание ситуации успеха - поощрение и порицание - предъявление педагогических требований Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей - постановка проблемной ситуации Методы воспитания: - беседа | - Вот мы с вами и прибыли на море. Посмотрите, сколько тут много разных кораблей! Ребята, а где мы с вами оказались? - А может быть это вокзал для кораблей? - Как он правильно называется? - Верно, ребята, это порт. А что такое порт? - Порт – это место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов. - Ребята, смотрите, картинка поменялась! Кажется, мы с вами оказались в прошлом! - Нам нужно вернуться в наше время, а для этого нужно узнать, какими плавательными средствами пользовались люди в прошлом. - Ребята, посмотрите на слайд, кто на нём изображён? - Верно, это древний человек. Для передвижения по воде он использовал деревья, а чуть позже – начал строить плот. - Ребята, а что такое плот? - Плот – это конструкция из связанных брёвен. Они строились для того, чтобы по реке перебраться с одной местности на другую, а также для рыболовства. - Со временем человек развивался и на смену плотам пришли лодки. Посмотрите, какие лодки были раньше у людей. - Потом к лодкам начали прикреплять паруса из ткани. Как думаете, как могла называться лодка с парусами? - Она называлась парусником. Они тоже были разными. - Посмотрите на слайд, какие виды парусников были? Кто хочет выйти и показать? - Спасибо. - На Руси корабли назывались ладьями, строить их начали в 12 веке. Их паруса украшались орнаментом. Посмотрите, как они выглядели. - Со временем человек, от строительства плотов, лодок и парусников, перешёл к строительству современных судов. Они строились для рыболовства, путешествия с одной местности на другую, а также на кораблях люди открывали новые земли, а торговцы – перевозили на них свой товар. - Ребята, так что же такое – корабль? - Корабли (или суда) – это водный транспорт. Их строят для различных целей: для перевозки пассажиров и грузов, рыбной ловли, научных исследований, военные корабли строят для защиты страны и ее граждан. - Вот мы с вами вернулись в современный порт. Что мы с вами узнали из этого путешествия в прошлое? - Зачем же нужны были корабли в древности? (путешествия, торговля, рыболовство) - Так о чём же мы сегодня с вами будем говорить. Если мы узнали, для чего нужны были корабли древности, о каких кораблях мы будем говорить сейчас? - Верно, о современных. Тема нашего урока: «Зачем строят корабли» - Кто хочет прочитать задачи, которые мы будем решать в течение урока? Задачи: Узнать назначение судов и их виды Познакомиться с правилами поведения на корабле. Рассмотреть строение корабля - Спасибо! | Личностные: обучающиеся демонстрируют личностное самоопределение на уроке, положительное отношение к учебной деятельности, потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умеют строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; выделять существенную информацию из сообщений разных видов); коммуникативные УУД (умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют диалогической формой речи). Предметные: знают понятие корабль и его историю |
4. Решение проблемы. Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. | Методы обучения: - словесные: беседа - наглядные: демонстрация - практические: упражнение - создание ситуации успеха - поощрение и порицание - предъявление педагогических требований Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей - постановка проблемной ситуации Методы воспитания: - беседа | - Давайте с вами ещё раз посмотрим на современный порт. Посмотрите, здесь стоят различные суда. Перед нами рыболовное судно, военное, исследовательское, грузовое, пассажирское. Давайте попробуем определить, какое из них какое? Нам нужно соотнести название судна с картинкой. | Рыболовное | | Военное | | Исследовательское | | Грузовое | | Пассажирское | - Возьмите в руки карандаш и соотнесите название с картинкой. Кто готов – ручку на локоток. - Давайте проверим. На слайде у меня представлен правильный ответ. У кого одна ошибка? Две? Три? - Я вижу, что многие из вас справились с заданием. - Давайте теперь разберём каждое судно. - Зачем нужно рыболовное судно? (Чтобы вылавливать морскую рыбу) - Военное? (Чтобы вести военные действия на воде) - Исследовательское? (Чтобы изучать морские глубины) - Грузовое? (Перевозить грузы) - Пассажирское? (Чтобы перевозить людей, путешествовать) - В какое судно нам нужно сесть, чтобы отправиться в круиз? Верно, в пассажирское. - Все на борт! - Как думаете, мы решили первую задачу? Решили. Как она звучала? | Личностные: обучающиеся демонстрируют личностное самоопределение на уроке, положительное отношение к учебной деятельности, потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умеют устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; выделять существенную информацию из сообщений разных видов; находить нужную информацию, демонстрируют начальные формы познавательной рефлексии); коммуникативные УУД (умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют диалогической формой речи). Предметные: знают понятие корабль, классифицируют корабли в зависимости от их назначения |
Физминутка | - формирование готовности к восприятию - предъявление педагогических требований | - Наше путешествие начинается, но мы уже устали, проделав такой нелёгкий путь. Давайте поднимемся со своих мест и разомнёмся. -Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.) Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.) Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) Ищем ракушки в песке (Наклоны.) И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) Чтоб побольше их собрать, — Надо чаще приседать. (Приседания.) - Спасибо, присаживайтесь на места. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию) |
4. Решение проблемы. Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. | Методы обучения: - словесные: беседа - наглядные: демонстрация - практические: упражнение - создание ситуации творческого поиска - создание ситуации успеха - поощрение и порицание - предъявление педагогических требований Методы воспитания: - беседа | - На корабле нас встречает капитан, он хочет провести нам инструктаж по технике безопасности, после чего мы можем поднять якорь. Но знает, что вы очень умные дети и можете назвать правила сами. Он предлагает вам обратиться к слайду. На нём будут представлены картинки, на которых дети ведут себя на корабле неправильно. - Вам нужно из этих картинок попробовать назвать правило, как нужно делать правильно. Первый ряд будет работать с первой картинкой, второй – со второй, третий – с третьей. Нельзя бегать по палубе и лестницам корабля Нельзя перегибаться через борт корабля В случае опасности пользоваться спасательными средствами - Давайте ещё раз проговорим правила. - Спасибо, ребята, теперь, когда мы знаем о правилах поведения на корабле, мы можем поднять якорь и отправиться в путь! - Ребята, капитан очень давно управляет этим кораблём и отлично знает его строение, о чём хочет рассказать и вам. - На столах у вас лежат карточки со строением корабля, но некоторые его части замазаны. К каждой части корабля дано описание. - Подумайте и подпишите на карточках недостающие части, поставив цифру. Какие цифры у нас не подписаны? - *Имя*, прочитай описание цифры, как думаешь, где это может располагаться, выйди, покажи? -Кто желает выйти и пронумеровать части корабля у меня на доске? - Спасибо. - Какой мы можем сделать вывод? - Отличаются ли корабли по строению? (нет) А по назначению? (да) - Значит все корабли разные по….? (назначению) Но схожие по…? (строению) - Молодцы, капитан хвалит вас за вашу сообразительность. | Личностные: обучающиеся демонстрируют личностное самоопределение на уроке, положительное отношение к учебной деятельности, потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умеют устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; выделять существенную информацию из сообщений разных видов; находить нужную информацию); коммуникативные УУД (умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют диалогической формой речи). Предметные: знают понятие корабль и его строение, формулируют правила поведения на корабле |
Игра «Плавает, ходит, летает» | - формирование готовности к восприятию - предъявление педагогических требований | - Ребята, мы с вами много путешествовали и узнали очень много. Теперь я предлагаю вам поиграть в одну интересную игру. Она называется «Плавает, ходит, летает» - Сейчас я буду говорить вам названия разных предметов или животных. Если вы считаете, что этот предмет плавает, вы присаживаетесь. Если оно ходит или передвигается по суше, то вы топаете ногами. А если оно летает, то встаёте на цыпочки и тянете руки высоко-высоко. И так, начинаем: лошадь, дельфин, корабль, грач, самолёт, облака, корова, машина и тд. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию) |
5. Первичное закрепление. Задача: организовать усвоение нового способа действия при решении типовых задач. | Методы обучения: - словесные: беседа - наглядные: демонстрация - практические: упражнение - беседа, повторение - создание ситуации успеха - поощрение и порицание - предъявление педагогических требований Методы воспитания: - беседа | - Ребята, посмотрите, мы прибыли в порт трёх известных кораблей. Сейчас капитан проведёт нам экскурсию и расскажет об этих кораблях. - Первый корабль который мы видим – корабль Орёл. Двухпалубный парусный фрегат «Орёл» традиционно считается началом Российского флота. 350 лет тому назад в России было начато строительство морских судов европейского типа. Первым морским кораблем стал «Орел», построенный в 1667—1669 годах на первой государственной кораблестроительной верфи в селе Дединово, расположенном на берегу Оки. - Следующий корабль - «Варяг» – легенда ВМФ России. Корабль известен морским сражением с японским флотом в 1904 году. Имя бронепалубного крейсера «Варяг» вошло в историю после морского сражения 27 января 1904 года близ корейского города Чемульпо. На выходе из порта крейсер был атакован японскими кораблями. Артиллерийская дуэль «Варяга» против четырнадцати японских кораблей длилась несколько часов. За это время «Варяг», согласно рапорту командира, выпустил по противнику 1105 снарядов. - И последний корабль – это крейсер «Аврора». За 45 лет службы крейсер «Аврора» успел поучаствовать в четырех войнах и трех революциях. Боевое крещение состоялось 14 мая 1905 года в Цусимском сражении. Во время боя «Аврора» получил десять ударов из вражеских орудий. Несколько отсеков были полностью затоплены, пушки вышли из строя, на судне полыхал огонь. Несмотря на это, крейсер выдержал бой. Корабль успел принять участие в обороне Кронштадта от фашистских артобстрелов. В 1948 году крейсер был отправлен на вечную стоянку, а в его помещениях открыт музей. Находится он в Санкт-Петербурге. - Ребята, какой корабль вам понравился больше всего? - Вот мы с вами и узнали о некоторых известных кораблях. А кто помнит, что такое корабль? - Верно, корабли - это водный транспорт. Их строят для различных целей: для перевозки пассажиров и грузов, рыбной ловли, научных исследований, военные корабли строят для защиты страны и ее граждан. - Ребята, смотрите, один из пассажиров не соблюдал правила поведения на корабле и упал за борт! Давайте поможем ему выбраться! - Посмотрите, здесь представлены спасательные средства. Какое мы можем выбрать, чтобы помочь человеку? - Бросив человеку спасательный круг, мы спасли его! Сейчас члены экипажа помогут ему подняться, а мы пока напомним всем и друг другу, как правильно себя вести на корабле. - Кто хочет напомнить правила? Спасибо. | Личностные: обучающиеся демонстрируют личностное самоопределение на уроке, положительное отношение к учебной деятельности, потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществляют волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умеют устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; выделять существенную информацию из сообщений разных видов; находить нужную информацию, демонстрируют начальные формы познавательной и личностной рефлексии); коммуникативные УУД (умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют диалогической формой речи). Предметные: знают понятие корабль, знают и формулируют правила поведения на корабле |
6. Организация самостоятельной работы. Задача: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий. | Методы обучения: - словесные: беседа - наглядные: демонстрация - практические: упражнение - создание ситуации творческого поиска - создание ситуации успеха - поощрение и порицание - предъявление педагогических требований Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей - постановка проблемной ситуации Методы воспитания: - беседа | - Ребята, пока мы с вами разбирались с утопающим, капитан так разволновался, что выпустил из рук карту нашего путешествия и её унёс ветер! Давайте поможем ему её восстановить! - На столах у вас лежат карты-лабиринты. Возьмите в руки карандаш и попробуйте пройти лабиринт. Этот путь и будет нашим маршрутом домой! - Давайте проверим, что же у нас вышло. - Ура! Карта восстановлена, мы можем возвращаться домой. | Личностные: обучающиеся демонстрируют личностное самоопределение на уроке, положительное отношение к учебной деятельности, потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умеют устанавливать элементарные причинно-следственные связи; находить нужную информацию); коммуникативные УУД (умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы; владеют диалогической формой речи). Предметные: знают понятие корабль. |
7. Рефлексия. Задача: оценить результаты деятельности. | - беседа, повторение - создание ситуации успеха - поощрение и порицание - предъявление педагогических требований Методы воспитания: - беседа - метод рефлексивной деятельности | - Вот, наконец, мы спускаемся на берег. Давайте обсудим, что же нового вы узнали? - Что такое корабль? - На чём передвигались древние люди? - Как называется лодка с парусами? - Какие бывают корабли? - Зачем же их всё таки строят? (зачем нужен военный, грузовой, рыболовный, исследовательский, пассажирский корабли) - Какие части корабля вы запомнили? - Какие правила поведения на борту корабля существуют? - Какой корабль с порта трёх извечных кораблей вы запомнили? - Спасибо за ваши ответы. - Ребята, капитан корабля прощается с нами и желает вам хорошего дня, ему пора в новое путешествие. - Предлагаю оценить свою работу на уроке. А сделаем мы это с помощью трапа успеха. Кто знает, что такое трап? Трап – это лестница, с помощью которой с корабля спускаются на сушу. - Если вам было интересно, вы многое узнали, справились со всеми заданиями и сможете рассказать другим, то нарисуйте якорь на третьей ступеньке. - Если вам было интересно, вы активно работали, но нужно еще прочитать, какие бывают корабли и их строение, то поставьте якорь на вторую ступеньку. - Если вам не было интересно и вы совсем ничего не запомнили и работали не активно – нарисуйте якорь на первой ступеньке. - Кто хочет рассказать, где он нарисовал якорь и почему? - Ребята, я благодарю вас за активность и была рада путешествовать с вами. До свидания. | Личностные: обучающиеся демонстрируют личностное самоопределение на уроке, положительное отношение к учебной деятельности, потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют контроль, волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умеют строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; демонстрируют начальные формы познавательной и личностной рефлексии); коммуникативные УУД (умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют диалогической формой речи). Предметные: знают понятие корабль и его строение, классифицируют корабли в зависимости от их назначения, знают и формулируют правила поведения на корабле |