Урок 56. Зачем строят корабли?
Цели деятельности учителя: познакомить с назначением различных судов, с устройством корабля, рассказать о спасательных средствах на корабле.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся классифицировать корабли в зависимости от их назначения; получат возможность научиться рассказывать об устройстве корабля по рисунку-схеме; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о водном транспорте; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративная; фронтальная и индивидуальная, работа в паре.
Образовательные ресурсы: рисунки с изображением спасательных средств (шлюпка, спасательный плот, спасательный круг, нагрудник); корабля, парома; презентация на тему «Зачем строят корабли» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1536
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
Подготовка рабочего места.
II. Объяснение нового материала.
Познавательные УУД: общеучебные – извлечение необходимой информации из материала учебника, рассказа учителя; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний.
Коммуникативные УУД: умеют принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Беседа.
Муравей. Мы узнали, что в путешествие можно ехать поездом, автомобилем. А если мой друг живет в городе у моря? Как, на чем можно туда добраться?
Ученики. Можно приплыть на корабле.
Учитель. А кто из вас плавал на корабле? Какой это был корабль?
Ученики. Пассажирский.
Учитель. Давайте рассмотрим рисунки, какие еще бывают корабли.
Ученики. Военный корабль, исследовательское судно, рыболовное судно, грузовое судно, подводная лодка, яхта, пассажирское судно.
Учитель. Расскажите Муравью по рисунку в учебнике (с. 65), как устроен корабль.
Ученики. У корабля есть днище, два борта (левый и правый), нос, палуба, надстройка, корма, руль, якорь, гребной винт.
Учитель. А еще на каждом корабле есть спасательные средства на случай беды. Рассмотрите их. Это шлюпка, спасательный плот, спасательный круг, спасательный нагрудник.
Физкультминутка
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход. Встать из-за парты.
Раз, два.
Он назад шагнул сначала, Шаг назад.
Раз, два.
А потом шагнул вперед, Шаг вперед.
Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке, Волнообразные движения руками.
Набирая полный ход. Ходьба на месте.
III. Задания в рабочей тетради.
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Выполнить задания (с. 44–45).
IV. Итоги урока.
Учитель. О чем мы с вами говорили на уроке? Что нового узнали?
Ученики. Для чего нужны и как устроены корабли. Корабли бывают разные: пассажирские, грузовые, военные.