СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи и содержание обучения по рисованию в разных возрастных группах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задачи и содержание обучения по рисованию в разных возрастных группах»

Практическая работа

к теме 02.03.05. Методика развития детского изобразительного творчества в рисовании.

Задачи и особенности обучения рисованию.

Возрастная группа

Задачи обучения

Особенности обучения

Ранний возраст



Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Образовательные: Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками доступными в этом возрасте.

Учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления.

Показать выразительные возможности цвета.

Учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами.

Учить передавать с помощью цвета своё настроение, ощущения (слуховые, тактильные, осязательные).

Учить преобразовывать каракули до образа (совместно с педагогом и самостоятельно), создавая при этом как реалистичный рисунок, так и стилизованный.

Учить работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами.

Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка, отмывка).

Учить наносить точки как одинаковые, так и разные по форме, используя при этом разную степень их группировки (то плотно лежащих друг к другу, то свободно располагающихся на плоскости).

Познакомить с рисованием различных линий. Дать возможность попробовать их провести.

Учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах.

Учить передавать ритм (пятен, мазков, штрихов, точек).


Развивающие: Формировать умение пользоваться изобразительными материалами.

Формировать умение смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смещение.

Развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение простых линий.

Формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений.

Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа.

Расширять словарь ребёнка специальными понятиями: цвет, светлый оттенок, тёмный оттенок, смешение цвета, композиции, линия горизонта, блик, далеко, близко.

Развивать память, воображение.


Воспитательные: Стимулировать интерес к занятию рисованием.

Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые пятна).

Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.

Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.

Младший дошкольный возраст

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Образовательные: Продолжать знакомить с изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.

Продолжать учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления.

Учить смешивать цвета, получая различные оттенки, используя для этого разные способы.

Продолжать учить передавать с помощью цвета своё настроение, внутреннее состояние, отношение к окружающему миру, искусству.

Продолжать учить работать от пятна, преобразовывать его с помощью различных выразительных средств, достигая выразительности.

Продолжать учить приёмам рисования.

Учить использовать в процессе рисования такие выразительные средства как: точку, линию, штрих, пятно.

Познакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика.

Учить создавать реалистичные, стилизованные и абстрактные образы, доступные в соответствие с возрастом и индивидуальными возможностями.

Учить составлять простой орнамент и выполнять элементарные узоры на разных формах.

Учить составлять из простой более сложной формы в процессе рисования.


Развивающие: Продолжать формировать умение смешивать цвета разными способами.

Продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий.

Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.

Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания произведений живописи, графики; наглядно-действенное мышление в процессе составления композиций.

Закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе.

Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: оттенок, наложение цветов, равновесие, симметрия, передний (средний, дальний) план.

Развивать память, воображение.


Воспитательные: Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.

Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.

Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.

Воспитывать умение выполнять общую работу.

Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по словесной инструкции педагога.

Средний дошкольный возраст

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Образовательные: Закреплять умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.

Учить получать различные оттенки в результате смешения цветов.

Познакомить с цветовым кругом, цветовыми гармониями.

Учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц.

Учить передавать с помощью цвета характер создаваемого образа, отражая своё отношение, эмоционально-эстетическое состояние.

Учить соподчинять различные выразительные средства для достижения целостности образа.

Продолжать учить приёмам рисования.

Учить создавать с помощью (точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные).

Продолжать знакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр.

Учить детей элементарному рисованию с натуры.

Познакомить с различными видами росписей их мотивами и элементами.

Учить выполнять простые элементы декоративных росписей.

Учить составлять орнамент (геометрический, растительный) и выполнять простые узоры на разных формах.

Продолжать учить выделять в предметах сложной формы более простые.

Учить составлять элементарную сюжетную композицию.


Развивающие: Формировать умение пользоваться палитрой для получения оттенков.

Продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий.

Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.

Развивать: наглядно образное мышление; наглядно-действенное мышление в процессе составления композиций.

Закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе.

Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: гармония, цветовой круг, колористическая гамма, лессировка, свет, тень, перспектива, отражение.

Развивать память, воображение.


Воспитательные: Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.

Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.

Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.

Воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы.

Воспитывать чувство взаимопомощи, умения радоваться своим успехам и успехам других.

Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по словесной инструкции педагога.

Старший дошкольный возраст

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Образовательные: Совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.

Совершенствовать умение получать различные оттенки в результате смешения цветов.

Закреплять умение работать с цветовым кругом, определять цветовые гармонии.

Продолжать учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц.

Закреплять умение использовать выразительные возможности цвета при создании образа, отражая не только общие свойства предметов, но и своё отношение к нему, эмоционально-эстетическое состояние.

Продолжать учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостности образа.

Продолжать учить приёмам рисования.

Продолжать учить создавать с помощью (точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные).

Продолжать формировать композиционные умения в процессе усвоения закономерностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива, светотень.

Продолжать учить рисованию с натуры.

Продолжать знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, росписями их мотивами и элементами.

Учить составлять мотивы декоративных росписей, используя их элементы и приёмы.

Продолжать учить составлять орнамент (геометрический, растительный), познакомить с зооморфным орнаментом.

Продолжать учить узоры на разных формах.

Продолжать учить выделять в предметах сложной формы более простые.

Учить сюжетному рисованию.


Развивающие: Закреплять умение пользоваться палитрой для получения оттенков.

Продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, различных по форме и характеру; проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий в различных комбинациях и композициях.

Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.

Развивать: наглядно образное мышление; наглядно-действенное мышление в процессе создания образов.

Закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе.

Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: рефлекс; орнамент; перспектива: линейная, воздушная; глубина; пространство; фактура; строение.

Развивать память, воображение.


Воспитательные: Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.

Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.

Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.

Продолжать воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы.

Воспитывать умение радоваться достижениям других и сопереживать их неудачам, формировать чувство взаимопомощи.

Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по словесной инструкции педагога.

Воспитывать эстетическое отношение к процессу рисования.



  • Какие виды рисования можно условно выделить?

Предметное (изображение отдельного предмета);

Сюжетное (нескольких предметов, связанных между собой);

Декоративное (отдельных узоров или предметов народно-декоративного искусства).


  • Какие техники можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста?

Рисование срезом овощей и фруктов;

Рисование листьями;

Рисование зубной щеткой;

Рисование брызгами;

Рисование ватными палочками;

Рисование с трафаретами;

Рисование воздушным шариком;

Рисование вилкой;

Рисование пластиковой картой;

Рисование ладошками и пальчиками;

Рисование кляксами;

Рисование нитью;

Рисование губкой;

Рисование под пленкой;

Рисование горлышками пластиковых стаканов и пробок;

Рисование марлей;

Рисование манкой;

Рисование свечой;

Рисование комочками мятой бумаги.


  • В чем суть обучения детей раннего возраста?

Наша основная задача в обучении рисованию самых маленьких детей от 1 года до 3 лет – создать условия для зарождения рисования, поддержать желание ребенка рисовать, творить, исследовать. Самое главное в рисовании — это радость и удовольствие ребенка от процесса.

Когда мы рисуем с самыми маленькими, то можно и нужно объединять рисование с другими видами деятельности ребенка, которые вызывают у него эмоциональный отклик – игра на музыкальном инструменте (например, после рисования дождика можно сыграть мелодию дождика на металлофоне), кукольный театр (разыграли сказку – нарисовали колобка), сюжетно-ролевая игра (нарисовали конфетки для куклы и ее гостей).


  • Какие методы обучения рисованию вы могли бы указать?

Метод беседы, объяснение, вопросы, метод поощрения, совет, художественное слово, рассматривание, наблюдение.


  • Каким приемам рисования следует уделить повышенное внимание?

Поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого объяснение в целом. Демонстрация изображения – частичная или полная. Словесные указания, дорисовывание предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают, например, к воздушным шарикам дорисовывают ниточки). Работа вместе (чтобы ребенок бесцельно не манипулировал карандашом, нужно взять руку ребенка в свою и работать вместе).


  • Какое место занимает формирование изобразительных умений в развитии детского изобразительного творчества?

Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детей радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.