Тема: Решение задач на движение. ( Урок повторения.)
Тип урока: Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
Тема урока: «Закрепление решения задач на движение».
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, презентация «Задачи на движение», карточки с задачами на движение, наглядный материал – краткие записи задач на движение.
Цели:
Предметные: решать задачи на движение всех видов (простые и в 2-3 действия); находить скорость по заданному расстоянию и времени; сравнивать скорости движения разных объектов; закреплять понятия скорости удаления и скорости сближения; вычислять значения выражений; определять порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Метапредметные:
регулятивные: выполнять действия самоконтроля при вычислениях; планировать действия при выполнении практического задания по решению задач на движение, осуществлять самоконтроль;
познавательные: моделировать задачи на движение в одно действие, используя схематический рисунок или таблицу; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом; самостоятельно планировать и осуществлять небольшую исследовательскую работу;
коммуникативные: задавать вопросы, участвовать в диалоге.
Личностные: понимание значения математики в повседневной жизни; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеваемости в своей учебе.
План урока:
I. Организационная часть
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета,
Не сдвинется с места любая работа.
1) Актуализация знаний( устный счет)
1. Во сколько раз 7 м больше 7 см?
3. Какое число нужно разделить на 16, чтобы получить в частном 50?
4. Произведение чисел 120 и 0 увеличьте на 37.
5. Один множитель 118, другой - 0. Чему равно произведение?
7. Увеличьте 108 в 6 раз.
8. Разность чисел 170 и 90 увеличьте в 4 раза.
9. Найдите периметр и площадь квадрата со стороной 6 дм.
10. Число 720 уменьшите на 16 десятков.
11. Число 640 уменьшите в 4 раза.
12. Разность чисел 170 и 50 увеличьте в 4 раза.
8000:1000 500х100 60х100 3х1000 500х10
Распределите единицы измерения на группы: Скорость, время , расстояние
Кг, км кв , т,с, км\,см,км, сут, мкв, м\мин,м , км\с,м\с,м.
-При изучении какой темы мы использовали эти единицы измерения?
- Итак, что же ждёт нас сегодня на уроке?
- О чем мы будем говорить на уроке? (- О задачах на движение)
- Правильно, мы с вами изучали тему “Решение задач на движение”
- А зачем нужно уметь решать задачи на движение? (Чтобы правильно высчитывать время, скорость, расстояние и чтобы избежать трагедий.)
- Вспомним, какие виды задач на движение мы знаем? (На встречное движение, на движение в противоположных направлениях, движение в одном направлении)
- Что общего и в чём различие этих задач?
общее –
есть объекты движения,
есть величины: скорость, время, расстояние
различие –
направление движения объектов
пункт отправления объектов
II. Постановка учебной задачи:
- Так кто же догадался, какая тема урока у нас сегодня?
Тема: “Повторение решения задач на движение;
Задачи на разные виды движения” (Дети формулируют тему урока)
- Какую цель мы сегодня поставим перед собой?
Дети определяют цель: Сформировать умение решать задачи на движение, узнать, умеем ли мы работать команде и оценивать свою работу и работу товарищей.
Ш. Основная часть
1. Повторение взаимосвязи между v, t, s.
-Что такое скорость? Как найти скорость? В каких единицах измеряется скорость?
ДЕТИ: Вывод: Скорость – это расстояние, пройденное за 1 единицу времени. Обозначается такой буквой V
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
- Что такое расстояние?
Дети. Вывод: Расстояние - это путь, который надо преодолеть. Расстояние принято обозначать латинской буквой S.
- Кто скажет, как найти расстояние?
Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
А время движения в математике принято обозначать латинской буквой t
- А как мы находим время?
Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
Используя данные формулы, составьте простые задачи на движение, в которых надо найти v,t,s.
2. Ну вот, все в порядке. Можно отправляться в путешествие на самом быстром транспорте
Мы летели на самолёте 3 часа со скоростью 900км/ч. Какое расстояние мы пролетели?
3*900=2700 км
Наш поезд за 4 часа прошёл 360 км, проходя каждый час одинаковое расстояние. С какой скоростью он двигался?
360:4=90 км/ч
- Какие бывают автомобили? (Ответы детей)
- Какие автомобили самые быстрые? А у каких скорость самая маленькая?
- Мы это с вами сейчас выясним. Для этого решим задачу.
- Прочитаем задачу
Скорость грузовой машины 60 км/час, легковой – 90 км/час, спортивного автомобиля – 180 км/ч. Сколько времени потребуется каждой из этих машин, чтобы проехать от Москвы до Брянска, если расстояние между этими городами 360 километров?
Используя данные формулы, составьте простые задачи на движение, в которых надо найти v,t,s.
1 ряд - Вы едете на грузовой машине
Решение: 360:60=6(ч)
Ответ: грузовой машине потребуется 6 часов.
2 ряд – Вы едете на легковой машине
Решение: 360:90=4(ч)
Ответ: легковой машине потребуется 4часа.
3 ряд – Вы едете на спортивной машине
Решение: 360:180=3(ч)
Ответ: спортивному автомобилю потребуется 3 часа.
Сделаем ВЫВОД : Какая машина самая быстрая? Почему?
Вывод: Самая быстрая машина- спортивный автомобиль, потому что большая скорость движения.
-Задача решена, и мы продолжаем наш путь.
Самостоятельная работа в тетради.
Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался?
48 : 4 =12 (км/ч)
Ответ: 12 км/ч
Задача на “4” - синяя Средней сложности
Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью
60 км/ч, а потом шёл 7 километров пешком. Найдите расстояние от города до деревни.
60 * 2 = 120(км)
120 + 7 =127(км)
Ответ: 127 км
Задача на “5” - красная Повышенной сложности
Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути?
1) 24:12 = 2(ч)
2) 45:15 = 3(ч)
3) 2 + 3 =5(ч)
Ответ: 5 часов
Проверка: Поднимите руку кто решал задачу на красной карточке- проверим решение (на доске правильное решение) (на слайде)
Кто решал задачу на синей карточке – проверим решение;
Кто решал задачу на зеленой карточке – проверим решен
IX. Закрепление. А теперь поработаем исследователями (Работа в группах.)
- Каждая группа получает задачу на движение и план работы над ней.
План работы:
Обсудите в группе задачи;
Определите вид задачи.
Сделайте чертёж и соответствующие надписи на чертеже.
Решите задачу по действиям с пояснением.
Выйти к доске, сделать чертеж и объяснить решение задачи.
1 группа.
Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5км/ч, другого- 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа?
(А можно ли решить задачу другим способом ?)
2 группа.
Из двух посёлков одновременно выехали навстречу друг другу велосипедист и мотоциклист и встретились через 4 часа. Скорость велосипедиста – 15 км/ч, а скорость мотоциклиста – 57 км/ч. Узнай расстояние между посёлками?
(А можно ли решить задачу еще другим способом)
3 группа.
Из двух сёл, расстояние между которыми 40 км, одновременно в одном направлении выехали автобус и велосипедист. Скорость велосипедиста 15 км/ч, а скорость автобуса 35 км/ч. Через сколько часов автобус догонит велосипедиста?
Самостоятельная работа.
-Проверка. Давайте проверим, как вы ее решили задачи, и какие способы решения использовали.
- Оценивание каждого человека из своей группы. Поднимите смайлики
Рефлексия.
- Сегодня мы учились решать задачи на движение, но все вы знаете, что с дорогой шутить опасно. Мы путешествовали с вами на разных видах транспорта.
А кто мне может назвать человека, управляющего каждым видом транспорта?
(водитель, пилот, машинист, велосипедист)
- Какими должны быть люди этих профессий? Как можно охарактеризовать?
(Они должны чувствовать ответственность за жизнь людей)
- Что они должны знать и уметь?
- А чтоб это все знать, что для этого нужно делать? (Всем хорошо учиться)
- На этом наш урок подходит к концу.
- Что мы сегодня повторяли на уроке?
- Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение?
- Что нужно знать, чтобы решить задачи?
- Как найти скорость время расстояние?
Закончи предложение:
- На уроке я узнал ...
- На уроке я повторил ...
- На уроке я еще раз вспомнил ...
- На уроке я научился...