Тип урока комбинированный |
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления задач в противоположном направлении; обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность. |
Планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
Научатся моделировать и решать задачи на движение в противоположных направлениях, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. | Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); различать способ и результат действия; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты) Коммуникативные: вступать в беседу на уроке, доносить свою позицию до других, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действие партнера. | интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебе; понимание оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
Образовательные ресурсы: схемы задач, компьютер, презентация. |
Этапы урока, формы работы | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности обучающегося |
I. Актуализация опорных знаний | 1. Проверка домашнего задания с.36, № 5. Слайд 1. - Назовите длины отрезков, которые вы начертили. (10 см, 5 см, 8см, 3 см) 2. Устный счёт. Слайд 2. - Вычислите. 5 кг – 3 кг 600 г 40 ц 40 кг + 4 т 40 кг 3 кг 500 г + 14 кг 50 г 7 кг 60 г – 4 кг 2 г 3. Работа над задачей. - Рассмотрите схему к задаче и назовите её вид. Составьте задачу по схеме. - Из двух городов навстречу друг другу выехали два объекта (автомобиль и автобус) и встретились через 5 часов. Скорость автомобиля 80 км/ч, а автобуса - 60 км/ч. Какое расстояние между городами? Ответьте на вопрос задачи. - Что надо знать для того, чтобы ответить на вопрос задачи? (Надо знать формулу нахождения расстояния.) - Как найти расстояние, зная скорость и время? s = v * t - Какое расстояние между городами? (700 км) - Как узнали? (Нашли расстояние которое прошёл каждый за 5-ть часов, а затем сложили.) 1-й способ: 1) 80 * 5 = 400 (км) – проехал автомобиль за 5 часов 2) 60 * 5 = 300 (км) – проехал автобус за 5 часов 3) 400 +300 = 700 (км) – расстояние между городами - Как иначе можно решить эту задачу? (Найти скорость сближения и умножить на 5-ть часов.) 2-й способ: 1) 80 + 60 = 140 (км/ч) скорость сближения 2) 140 * 5 =700 (км) – расстояние между городами Сколько способов решения у этой задачи? (Два) Слайд 3. - А что ещё надо знать, при решении задач на движение? (Скорость, время.) - Как найти скорость, зная расстояние и время? v = s : t - Как найти время, зная расстояние и скорость? t = s : v - Какой вывод мы можем сделать, решая задачи на движение? (Надо знать формулы нахождения скорости, рас стояния и времени.) | Слушают учителя. Проводят самоконтроль. Работают с информацией, представленной на слайде. Выполняют задания. Участвуют в обсуждении решения примеров с величинами (если допущены ошибки) исправляют, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Работают с информацией, представленной на слайде. Называют вид задачи. Работают коллективно. Составляют задачу на встречное движение. Строят речевые высказывания. Участвуют в обсуждении решения задач. Находят несколько способов решения задачи. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Работают коллективно. Отвечают на вопросы. Самостоятельно делают выводы. | Осуществлять контроль по результату. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Умение слышать в соответствии с целевой установкой. Осознанно и правильно делать высказывания в устной речи. Находить общее и различия, делать вывод. |
II. Самоопределение к деятельности | Слайд 4. Рассмотрите слайд и сравните схемы. - Назовите чем похожи схемы? (Два автомобиля, скорость 40 км/ч и 60 км/ч) - Чем они отличаются? (На первой схеме едут навстречу друг другу, а на второй в противоположных направлениях) - Попробуйте назвать тему и цель урока. | Работают коллективно. Работают с информацией, представленной на слайде. Работают со схемами сравнивают их. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Отвечают на вопросы. Учатся обосновывать свои ответы. Называют тему и цели урока. | Находить общее и различия, делать вывод. Осознанно и правильно делать высказывания в устной речи. |
III. Формирование новых знаний. | Тема: «Решение задач на движение в противоположных направлениях» Цель: научиться решать задачи на движение в противоположных направлениях, чертить правильно чертёж к задаче. Объяснение нового материала. Слайд 5. Вернёмся к нашим схемам. Рассмотрим 1 схему: - Объекты двигаются навстречу друг другу. Значит их скорость называется? (Скорость сближения) Слайд 6. Рассмотрим 2 схему: - Что происходит с объектами, когда они двигаются в противоположных направлениях? (Они удаляются) - А удаляются они с определенной скоростью? - Как называется это скорость? (Скорость удаления) - Как найти скорость удаления? (Сложить скорости двух объектов) - Назовите по схеме скорость удаления за 1 ч? за 2 ч? Слайд 7. - Составьте задачу по данной схеме? - Составьте две обратные задачи. | Слушают учителя. Работают со схемами. Совместно с учителем выстраивают логическую цепь рассуждения, доказательств, в решении задачи. Отвечают на вопросы. Составляют задачи по схеме. Учатся обосновывать свои ответы. Составляют задачи обратные данной. | Планировать решение учебной задачи. Выстраивать алгоритм действия. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применять правила. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Дополнять уточнять высказанное мнение по существу полученного задания. Развивать чувства доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения теми или иными действиями, уметь вносить корректировки в действия. Применять и сохранять учебную задачу. Осуществлять контроль по результату. |
| Физминутка. От зелёного причала Оттолкнулся теплоход. Раз, два. Раз, два. Он назад поплыл сначала. Раза, два. Раз, два. А потом поплыл вперёд. Раз, два. Раз, два. И поплыл, поплыл по речке Набирая полный ход. | Выполняют упражнения. Слушают учителя. |
IV. Применение новых знаний. | Работа по учебнику с. 37, № 1. (Коллективная работа) - Прочитайте задачу. Назовите её вид. (Задача на движение в противоположных направлениях) - Прочитайте вопрос задачи. (На сколько километров пешеход и велосипедист удалятся за 1 ч? - Как это можно сказать по-другому? (Какова скорость удаления?) - Найдите скорость удаления. (15 + 5 =20(км/ч).) - Как узнать, на сколько километров они удалятся за 2 ч? (Скорость удаления умножить на 2. 20 * 2 = 40 (км)) - На сколько километров удалятся за 3 ч? (20 * 3 = 60 (км). За 8 ч? с. 37, № 2. (Работа в парах) - Составьте аналогичную задачу по рисунку. Ответ: два автомобиля движутся в противоположных направлениях. Скорость одного 55 км/ч, а другого 60 км/ч. На сколько километров они удалятся друг от друга за 1 ч? за 2 ч? за 3 ч? за 8 ч? с. 37, № 3. (Работа у доски) Решение примеров с объяснением. 1,2 ст. - у доски с объяснением 3,4 - самостоятельно | Работают с текстом в учебнике. Ещё раз проговаривают полученную информацию. Согласовывают позиции и находят общее решение, извлекают необходимую информацию из текста; строят логические цепи рассуждения, доказательство; сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном. Работают в паре. Закрепляют полученные знания. Делятся полученными знаниями. Выполняют задание в тетради. Работают у доски и самостоятельно, выполняя данный номер. |
V. Закрепление изученного. | с.40, № 1. (Самостоятельная работа) - Рассмотрите рисунок, запишите решение и ответ задачи. - Можно ли задачи на движение в противоположном направлении решать двумя способами? (Да) с. 37, № 4. (Повторение ранее изученного) - Прочитайте задачу. Назовите её вид. (Нахождение неизвестного по двум разностям.) Слайд 8. Заполните таблицу. Масса 1-го мешка | Кол-во мешков | Общая масса | Одинаковая | 12 | ? | на 150 кг меньше | 9 | ? | - Решите задачу самостоятельно. Если нужна помощь поднимите руку. (Один ученик решает за доской) Решение 1)12 -9 = 3(м.) – весят 150 кг 2) 150 : 3 = 50 (кг) – масса 1 мешка 3) 50 * 12 = 600 (кг) – привезли в первый магазин 4) 50 * 9 = 450 (кг) – привезли во второй день с. 38, № 5. (Выполнение задания с комментированием.) Логическая задача «Мозговой штурм» Три мальчика пошли на рыбалку, взяв с собой лодку, выдерживающую 100 кг. Как перебраться мальчикам с берега реки на остров, если их массы равны 40 кг, 50 кг и 70 кг. | Работают с текстом в учебнике. Перерабатывают полученную информацию. Ещё раз проговаривают полученную информацию. Делают самостоятельные выводы. Работа с таблицей. Обмен мнениями. | Осуществлять контроль по результату. Осознанное построение логической цепи рассуждений, доказательств. |
VI. Рефлексия деятельности. | - Какую цель вы поставили в начале урока? - Вам удалось её достичь? -С решением каких задач мы с вами познакомились? - Какое понятие полезно использовать в задачах на движение в противоположных направлениях? (Скорость удаления) - Как найти скорость удаления? (Сложением скоростей) - Где вы сможете применить полученные знания? Оцените свою работу на уроке на шкале самооценки. Вверху звёздочка: - Я все понял на уроке и могу объяснить товарищу. В середине: - Я усвоил тему, но объяснить не могу. Внизу: - Эта тема для меня трудная. | Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Определяют нужность и важность приобретенных знаний на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). | Осуществлять итоговый контроль. Оценивать уровень владения учебным действием. |
Слайд 11 Обобщение. - Составьте Синквейн со словом математика. | Царица. Точная, сложная. Учит, доказывает, решает. Нужная в жизни наука. |
VII. Домашнее задание. | С. 38, № 7, 8, 9. | Слушают учителя и записывают домашнее задание. | Сохранять учебную задачу. |
| Если останется время. Работают по индивидуальным карточкам? В которых даны 3 задачи на изученную тему этого урока. 1. С бархана одновременно вышли 2 верблюда и отправились в противоположные стороны. Скорость первого верблюда – 12 м/с, скорость второго – 10 м/с. Через какое время расстояние между ними будет 66 метров? 2. От пристани одновременно отплыли в противоположных направлениях 2 лодки. Через 3 часа расстояние между ними было 39 км. Скорость первой весельной лодки – 8 км/ч. С какой скоростью плыла вторая лодка? 3. От дерева одновременно побежали в противоположных направлениях два слона со скоростью 40 км/ч и 35 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? | | |