Задачи на нахождение числа по его части, выраженной дробью.
конспект урока математики, 6 класс
Цели:
способствовать формированию умения решать задачи на нахождение числа по его части, выраженной дробью, способом деления на дробь;
создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать и сравнивать;
способствовать формированию умения самостоятельно
добывать знания через применение технологии
деятельностного метода
Применяемая технология: технология деятельностного метода
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Организационные формы: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Средства обучения: карточки с разноуровневыми заданиями,
карточки обучающего характера для
самостоятельной работы в группах,
разноцветные карточки для рефлексии
урока, отрывок из кинофильма
«Приключения Шерлока Холмса и доктора
Ватсона», где Шерлок Холмс говорит о
вреде курения, музыка из кинофильма,
предметы, принадлежащие, различным
детективам (трубка, лупа, пенсне).
Самоопределение к деятельности.
/Дети высказывают свое мнение./
2) литературный жанр, изображающий процесс раскрытия
преступления. Родоначальник – Э. По (запись на доске).
У. Сегодня в нашем классе работает детективное агенство «Дробь». Агенству требуются новые работники. Все ваши заявления о приеме на работу (тетради с классной и домашней работой ) будут тщательно изучены.
У. На уроке вы можете получить следующую квалификацию: «5» – детектив; «4» – инспектор; «3» – помощник детектива, заполнив листы самоконтроля.
У. Как вы думаете, чем заняты детективы?
/Дети высказывают свои мнения./
У. То есть находят ответы на вопросы. Урок пройдет под девизом «Кто ищет, тот всегда найдет»
У. Обратите внимание: у вас лежат на столах некоторые вещи (курительные трубки, лупы). Чьи это вещи?
Д. Шерлока Холмса.
У. Хоть сам Шерлок Холмс курил, но вот что он думает о курении (отрывок из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». На доску вывешивается плакат «Курение вредит вашему здоровью» ).
Постановка учебной задачи.
/ Первая задача лишняя потому, что в остальных задачах говорится о Шерлоке Холмсе. Вторая лишняя, т.к. в первой и последней говорится о расстоянии. Третья задача лишняя потому, что в первых двух задачах надо найти часть числа, а в последней все число./
/Д. Нахождение числа по дроби./
/. Решение задач на нахождение числа по дроби./
/Дети формулируют цель урока/
/ Дети высказывают свои мнения./
/Дети выдвигают предположение/
(Звучит музыка)
«Открытие» детьми нового знания (работа в группах).
/Дети выполняют задание./
№ 1.
/ Каждая группа зачитывает самостоятельно сделанный вывод./
/ Отгибают часть листа карточки № 1 и читают правило./
У. Оцените свою работу на этом этапе урока.
(Звучит музыка)
Первичное закрепление нового способа нахождения числа по его части .
25 равны 3 3 : 2/5 = 3 5/2 = 15/2
¾ равны 12 12 ¾= 12 ¾ = 9
5/7 равны 25 25 : 5/7 = 127/7 = 1
( записано на доске)
/ Находят и исправляют ошибки, проговаривая алгоритм./
/Дети высказывают свое мнение/
У. Оцените свою работу на этом этапе урока.
(Звучит музыка)
Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой.
У. Вы, наверное, устали? Я предлагаю вам посетить выставку книг, написанных в детективном жанре и взять их для математического чтения.
/ Дети подходят к стенду и выбирают книги./
У. Теперь вы сами готовы математически прочитать эти детективы (в листы книг вложены дифференцированные карточки с задачами на нахождение числа по дроби и карточки с подсказками) (Приложение№4 ).
У. Задачи, записанные на желтой бумаге, на «5», на зеленой – на «4», а на синей – на «3». Подсказки вы можете найти в книге на странице «Содержание», а проверить себя по ее страницам: после решения первой задачи вы открываете книгу на той странице, которая соответствует ответу этой задачи. Если на странице есть карточка, то, скорее всего, вы задачу решили верно.
/Дети решают задачи/
У. Оцените свою работу на этом этапе работы.
(Звучит музыка)
Рефлексивно – оценочный этап.
/Новый способ решения задач на нахождение числа по его части./
/Дети рассказывают правило./
Как вы научились находить число по дроби, увидим, если восстановим «картину преступления». Работаем в группах.
/Дети работают с разноцветными карточками (Приложение № 5 ), находят число по значению его дроби и крепят эту карточку на панно туда, где записано соответствующее число. В результате на панно появляются номера домашних упражнений, которые дети записывают./
У. Итак, мы хорошо потрудились на уроке: сумели восстановить картину с домашним заданием, решить задачи. А какая задача вам понравилась и почему?
/Дети высказывают свои мнения./
/Дети высказывают свои мнения о том, что профессия
милиционера или детектива очень ответственная,
трудная, требует от работников быть внимательными,
наблюдательными, а от остальных - не допускать
правонарушений./
У. А до какого звания вы сумели «дослужиться» на этом уроке? Выставите себе итоговую отметку в листах самоконтроля и просигнальте (на партах есть карточки со словами детектив «5», инспектор «4», помощник «3»).
/Дети сигналят свои звания./
/Помнить правило нахождения числа по дроби и то, что
профессия детектива очень сложная, быть
законопослушными, беречь свое здоровье - никога не
курить./
- Спасибо. Урок окончен.
. Домашнее задание.
Приложение 1.
Задача 1.
Каждое утро дядя Степа делает пробежки. Длина дорожки 3 км, из них 1/3 часть он бежит в быстром темпе. Сколько это км?
Задача 2.
Инспектор полиции рассматривал 12 версий преступлений, из них ¾ - выдвинул Шерлок Холмс. Сколько версий выдвинул Шерлок Холмс?
Задача 3
Доктор Ватсон на месте преступления обнаружил 20 улик, это соответствует 2/3 того, что обнаружил Шерлок Холмс. Сколько улик обнаружил Шерлок Холмс ?
Приложение 2.
Карточка № 1
1. Решите задачу так как вы решали в пятом классе.
Доктор Ватсон на месте преступления обнаружил 20 улик, это соответствует 2/3 того, что обнаружил Шерлок Холмс. Сколько улик обнаружил Шерлок Холмс ?
Решение: ___________________________________________________
___________________________________________________
2. Попробуйте найти другой способ решения этой задачи, используйте знания по теме: « Умножение и деление обыкновенных дробей»
Решение:
Как найти число по данному значению его дроби?
-----------------------------линия сгиба---------------------------------
Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на дробь.
Приложение 3.
Ватсон, все элементарно! Объясняю популярно:
Не надо гением тут быть,
А заданное нам число
На дробь начнем делить.
Приложение 4.
Подсказки.
Проценты представьте в виде дроби.
Всю работу, все страницы в книге, всю дорогу обозначьте за 1.
1 а = 100м2
Помни правило, как найти число по значению его дроби
Уровень А.
Прибыв на место преступления, Каменская обнаружила след от сапога, который соответствовал 2/3 ее следа. Какова длина обнаруженного следа, если длина следа Каменской 28 см?
При расследовании одного трудного дела мисс Марпл вела дневник. Сколько страниц в дневнике, если записала 2/5 его части, что составило 36 страниц?
Наш участковый милиционер посетил школу для беседы с некоторыми учащимися и их родителями 60 раз, это составило 2/5 тех бесед, которые он провел за год. Сколько всего бесед он провел за год?
Уровень Б.
Когда Эдгард По написал 1/6 всего рассказа, ему осталось написать еще 35 страниц. Сколько страниц в рассказе?
Сельский участковый сначала посетил 20 % всех неблагополучных семей, затем 1/3 всех, а потом 42 оставшиеся. Сколько семей посетил участковый?
Одному охранному агенству нужно обеспечить безопасность на участке, имеющем форму прямоугольника. Ширина участка 75 м - это составляет 3/8 его длины. Какова площадь участка? ( выразите в а)
Уровень В.
В первый день майор Пронин прошел 1/3 , а во второй день - 3/7 намеченного пути, на третий день осталось пройти последние 10 км. Какова длина маршрута?
Комиссар полиции опросил 35% свидетелей, доктор Ватсон 20 %. Всех оставшихся опросил Шерлок Холмс. Оказалось, что комиссар и доктор Ватсон опросили 110 свидетелей. Скольких свидетелей опросил Шерлок Холмс?
Составь три задачи по теме урока так, чтобы: первая задача решалась в одно действие; вторая – в два; третья - в три действия.
Приложение 5.
7/10 равны 21 | 5/6 равны 20 | 2/5 равны 12 |
5/7 равны 25 | 9/10 равны 18 | 9/10 равны 36 |
2/5 равны 2 | 3/5 равны 15 | 3/5 равны 27 |
¾ равны 12 | 6/7 равны 18 | 1/3 равна 9 |
6/13 равны 6 | 4/7 равны 16 | 4/5 равны 8 |
11/13 равны 22 | 7/8 равны 7 | 3/7 равны 6 |