СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи на разностное и кратное сравнение.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока математики для 3 класса в технологии междисциплинарного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Задачи на разностное и кратное сравнение.»

Конспект урока математики в технологии МДО (3 класс)


Тема урока: «Задачи на разностное и кратное сравнение».

Обобщение урока: среди задач на сравнение различают задачи на разностное и кратное сравнение. Разностное сравнение – это результат вычитания, при котором узнаем, на сколько одно число больше или меньше другого. Кратное сравнение – это результат деления, при котором узнаем, во сколько раз одно число больше или меньше другого.

Цель урока: познакомиться с понятиями «разностное и кратное сравнение»;

научиться различать задачи на разностное и кратное сравнение;

пользоваться правилами сравнения при решении задач данного типа.

Планируемый результат

Дети учатся:

  • различать задачи на кратное и разностное сравнение;

  • выделять отличительные признаки задач данного типа;

  • следовать инструкциям;

  • фиксировать результаты работы на рабочем листе и в устной форме;

  • делать выводы.

Умения, характеризующие достижение результата:

  • определять тип задачи по вопросу;

  • называть отличительные признаки задач данного типа;

  • проводить работу в группах по заданному плану;

  • фиксировать результаты работы в предложенной форме;

  • выполнять классификацию;

  • организовывать информацию;

  • делать обобщения.

Материалы к уроку: текст рассказа Н.Носова «Федина задача», тексты задач,

фломастеры, рабочие листы, «волшебные ключи», карточки для

составления схемы обобщения.


Ход урока (индуктивного типа: подведение под понятие)

I. Мотивация.

Учитель предлагает детям послушать отрывок из рассказа Н.Носова «Федина задача».

- Ребята, я надеюсь, что вы внимательно слушали, поэтому легко ответите на мой вопрос:

«Какое задание должен был выполнить Федя?»

Выслушать ответы детей.

- А вы можете справиться с подобным заданием?

- Что необходимо знать, чтобы выполнить такое задание? На какие вопросы надо самому себе ответить?

Учитель предлагает детям использовать для формулирования ответов-вопросов «волшебные ключи». Например, «условие», «вопрос», «тип», «решение».

- Итак, сейчас проверим, как вы справитесь с решением предложенных вам задач.

Формулируется цель работы-исследования: определить, к какому типу относятся предложенные задачи, и решить их, следуя инструкции.


II. Работа в малых группах.

Обсудить с ребятами план работы в группе, который отражен в инструкционной карте:

  1. Необходимо внимательно прочитать условие каждой задачи.

  2. Найти сходства и отличия.

  3. Подумать, как решить задачи.

  4. Обсудить в паре: к чему привело изменение вопроса.

  5. Договориться в паре: кто и какую задачу оформляет для представления.

  6. Заполнить рабочий лист: проиллюстрировать условие задачи и записать решение.

  7. Подготовиться к выступлению.

Каждой группе предложить рабочие листы и тексты задач.

Примечание. С целью подготовки выступления о проделанной работе полезно предложить каждой группе «помощник ответа», например:

  1. Мы решали задачи о ___________________________________________________ .


  1. Эти задачи имеют одинаковое _______________ и разные ___________________ .


  1. В той задаче, которую решал я, надо было узнать ___________________________ .


  1. Чтобы решить эту задачу, я применил правило: _____________________________ .


  1. Я сделал вывод:

если в задаче ключевыми словами являются слова ___________________________ ,

то задача решается с помощью действия ___________________________________ .


III. Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить материалы своей работы – выступить перед классом. Каждая группа выходит и располагает подготовленные материалы на доске.


IV. Организация информации.

Учитель предлагает организовать полученные сведения:

- Какие группы задач можно выделить? Какой признак можно положить в основе классификации?

Данные задачи классифицируются по требованию (вопросу): 1-я группа – «на сколько больше или меньше» и 2-я группа – «во сколько раз больше или меньше».


V. Связывание информации. Обобщение.

Для связывания информации на доске выстраивается схема:

если

Задача





Во ?

На ?


или


Сравнение



Б - М

Б : М




тогда

Кратное

Разностное


- Итак, для того, чтобы решить задачу, надо определить ее тип. Если задача имеет вопросы «На сколько больше или меньше?» или «Во сколько раз больше или меньше?», то это задачи на сравнение.

- Отвечая на вопрос «На сколько больше или меньше?», следует воспользоваться правилом: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

- Отвечая на вопрос «Во сколько раз больше или меньше?», следует воспользоваться правилом: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Формулируется обобщение урока: среди задач на сравнение различают задачи на разностное и кратное сравнение. Разностное сравнение – это результат вычитания, при котором узнаем, на сколько одно число больше или меньше другого. Кратное сравнение – это результат деления, при котором узнаем, во сколько раз одно число больше или меньше другого.


VI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, как вы считаете, справились ли вы с заданием или нет? Обоснуйте свой ответ?

- Что удалось? Где, в чем возникали трудности?

- А как вы думаете, Федя из рассказа Н.Носова справился со своей задачей? Почему?



Приложение к уроку


Н.Носов «Федина задача» (отрывок).

«Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.

─ Вот и хорошо! ─ сказал Федя. ─ По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки.

Он включил телевизор, достал из сумки учебник и стал искать заданный на дом номер. На экране телевизора появился диктор.

─ Передаем концерт по заявкам, ─ объявил он.

─ Концерт ─ это хорошо, ─ сказал Федя. ─ Веселей будет делать уроки.

Он отрегулировал телевизор, чтоб было погромче слышно, и сел за стол.

─ Ну-ка, что тут нам на дом задано? Номер шестьсот тридцать девять? Так... «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом...»

Вместо диктора на экране появился певец в черном костюме и запел густым рокочущим басом:

Жил-был король когда-то,

При нем блоха жила.

Милей родного брата

Она ему была.

─ Вот какой противный король! ─ сказал Федя. ─ Блоха ему, видите ли, милей родного брата!

Он почесал кончик носа и принялся читать сначала:

─ «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки...»

Блоха! Ха-ха!

– засмеялся певец и продолжал петь:

Позвал король портного:

Послушай, ты, чурбан!

Для друга дорогого

Сшей бархатный кафтан.

─ Ишь, что еще выдумал! ─ воскликнул Федя. ─ Блохе ─ кафтан! Интересно, как портной его шить будет? Блоха ведь маленькая!

Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей задачей. В песне ничего про это не говорилось.

─ Плохая песня, ─ решил Федя и опять принялся читать: ─ «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна...»

Он был титулярный советник,

Она ─ генеральская дочь,

─ запел певец снова.

─ Интересно, кто такой титулярный советник? ─ сказал Федя. ─ Гм!

Он потер обеими руками уши, словно они у него замерзли, и, стараясь не обращать внимания на пение, принялся читать дальше:

─ Так. «...Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»

Пока Федя читал, песенка про титулярного советника кончилась и началась другая:

Легко на сердце от песни веселой,

Она скучать не дает никогда,

И любят песню деревни и села,

И любят песню большие города!

Эта песенка очень понравилась Феде. Он даже забыл про задание и стал пристукивать карандашом по столу в такт.»


Тексты задач


1. На проводах сидели 8 ласточек и 4 воробья. На сколько больше сидело ласточек, чем воробьев? Во сколько раз больше сидело ласточек, чем воробьев?


2. Курочка Ряба снесла 3 золотых яичка и 6 простых. На сколько меньше золотых яиц, чем простых, снесла курочка Ряба? Во сколько раз меньше золотых яиц, чем простых снесла курочка Ряба?


3. В вазе лежало 10 шоколадных конфет и 5 карамелек. На сколько больше шоколадных конфет, чем карамелек, лежало в вазе? Во сколько раз больше шоколадных конфет, чем карамелек лежало в вазе?


4. Для изготовления аппликации Аня вырезала 9 кружков и 3 квадрата. На сколько меньше квадратов, чем кружков, вырезала Аня? Во сколько раз меньше квадратов, чем кружков вырезала Аня?


Инструкционная карта


  1. Прочитай внимательно условие каждой задачи.

  2. Найди сходства и отличия.

  3. Подумай, как ты решишь эти задачи.

  4. Обсуди в паре: к чему привело изменение вопроса.

  5. Договоритесь в паре: кто и какую задачу оформляет для представления.

  6. Заполни рабочий лист: проиллюстрируй условие задачи и запиши решение.

  7. Подготовься к выступлению. Для этого воспользуйся «помощником ответа».