Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
Новокузнецкий филиал
Государственного бюджетного образовательного учреждения
среднего профессионального образования
«Кемеровский областной медицинский колледж»
Методическая разработка практического занятия
Дисциплины «Математика»
Раздел 1. Связь математики с медициной
Для специальности 31.02.01 «Лечебное дело»
Занятие № 1
Тема 1. 1 Применение математических методов в медицине
Составлена преподавателем
Шилепиной Н. И.
2019
Рассмотрен на заседании МК
гуманитарных и социально – экономических дисциплин
Протокол № _________________________
от __________________________________
Председатель
________________________ Е. А. Васильева
Утвержден на методическом совете
Протокол № _________________________
от __________________________________
Председатель
______________________ Н.Б. Красина
Составитель: Н. И. Шилепина, преподаватель математики
Цель занятия:
Обучающая цель:
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Развивающая цель:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
Воспитательная цель:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
Тип занятия: выработка и закрепление знаний, умений
Вид занятия: практическое занятие
Время проведения занятия: 180 мин.
Место проведения занятия: учебная аудитория.
Междисциплинарные связи:
-
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях;
-
МДК 03.01 Основы реаниматологии;
-
МДК 04.02 Безопасная среда для пациентов и персонала;
-
Фармакология.
Оснащение занятия:
-
Методическая разработка для преподавателя;
-
Методическая разработка для студентов;
-
Комплекс упражнений для проведения физкультминуток;
-
Доска, мел;
-
Самостоятельная работа.
Литература:
Основная литература:
-
Омельченко В. П. Математика: компьютерные технологии в медицине [Текст]: учебник для студентов / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 588 с. (Среднее профессиональное образование).
Дополнительная литература:
-
Пехлецкий И. Д. Математика [Текст]: учебник для студентов образоват.учреждений сред. проф. образования / И. Д. Пехлецкий. – 4-е изд. – М. :Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с. (Среднее профессиональное образование).
-
Шилепина Н. И., «Применение математических методов в медицине» [Учебное пособие]: для студентов СПО, 2015. – 35 С.
Структура занятия:
1. Организационный момент
2. Постановка целей и задач занятия
3. Мотивация
4. Актуализация базовых знаний
5. Решение задач на составление пропорции, определение процента, вычисление концентрации раствора
6. Физкультминутка
7. Решение задач на определение объема лекарственного препарата, на расчет жизненной емкости легких, на расчет показателей сердечной деятельности, на расчет массы тела и роста детей
8. Самостоятельная работа студентов
9. Домашнее задание
10. Подведение итогов занятия
Ход занятия
№ п/п | Элементы занятия, учебные вопросы | (мин) примерное | Методы и приемы обучения |
1. | Организационный момент | 5 | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, вступительное слово |
-
Приветствие студентов, проверка отсутствующих: |
-
Освещение плана занятия: |
2. | Постановка целей и задач занятия Обучающая цель: Развивающая цель: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. Воспитательная цель: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. | 3 | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово |
3. | Мотивация -
«На первом лекционном занятии мы с вами подробно рассмотрели данную тему теоретически. А сегодня перейдем к применению данной темы при решении прикладных задач в области профессиональной деятельности. -
После того как решим все задачи, вам необходимо будет выполнить самостоятельную работу по данной теме. -
Но для начала, проверим как вы усвоили изученный материал». | 2 | методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, сообщающее слово |
4. | Актуализация базовых знаний -
«На последнем лекционном занятии вам было задано выучить первую лекцию по теме «Применение математических методов в медицине». -
Перед вами на столах лежат папки, с методическими разработками для студентов, пожалуйста откройте их. -
А сейчас, вам предстоит устно ответить на десять вопросов по данной теме». Вопросы: 1. Дайте определение проценту. 2. Дайте определение раствору. 3. Дайте определение концентрации раствора. 4. Дайте определение пропорции. 5. Какие знаете основные задачи на проценты? 6. Сколько миллилитров содержится в 1 столовой ложке? 7. Сколько миллилитров содержится в 1 чайной ложке? 8. Каким образом можно рассчитать массу и рост ребенка до года? После года? 9. Как можно рассчитать жизненную емкость легких? 10. Как рассчитывается показатель сердечной деятельности? | 15 | Устный фронтальный опрос,сообщающее слово |
5. | Решение задач на составление пропорции, определение процента, вычисление концентрации раствора . -
«Выслушав, ответы на поставленные вопросы, переходим к решению задач. В этой же папочке откройте страницу с задачами. Итак, переходим к решению задач Задачи: Задача № 1. В стационаре 190 койко-мест. Из них заполнено пациентами 152 места. На сколько процентов заполнен стационар? Задача № 2. Потребность поликлиники в специалистах – 25 человека, а работает всего 22 человека. Сколько это процентов? Задача № 3. Больному увеличена доза препарата в 2 раза и составила 250 мл в сутки. На сколько процентов увеличилась при этом доза препарата? Задача № 4. Сколько времени потребуется для ЭКГ - обследования 15 пациентов, если на 4 пациентов было затрачено 1 час 20 минут. Задача № 5. Десять пациентов получают в сутки 6 г бициллина-5. Сколько потребуется препарата в сутки, если поступают еще пять больных с аналогичным диагнозом. Задача № 6. Имеется 30 г растворенного вещества. Сколько необходимо взять воды для приготовления 15% раствора. Задача № 7. 150 г вещества растворены в 350 г воды. Определить процентную концентрацию раствора. Ответ: процентная концентрация раствора 30 %. Задача № 8. 20 г вещества растворены в 150 г воды. Вычислить процент растворенного вещества. | 20 | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово |
6. | Физкультминутка Приложение 1 | 5 | сообщающее слово |
7. | Решение задач на определение объема лекарственного препарата, на расчет жизненной емкости легких, на расчет показателей сердечной деятельности, на расчет массы тела и роста детей - «Отдохнули, а теперь продолжим дальше решать задачи». Задачи: Задача № 9. Физиологическая убыль массы в норме до 10%. Ребенок родился с весом 3600, а на третьи сутки его масса составила 3100. Вычислить процент потери веса. Задача № 10. Вес ребенка при рождении 3200 г., в два месяца его масса составила 4000г. Определить степень гипотрофии. Задача № 11. Ребенок родился ростом 49 см. Какой рост должен быть у него в 7 месяцев (6 лет)? Задача № 12. Сколько граммов NaCl и какой объем воды надо взять для приготовления 600 г 0,6% раствора? Задача № 13. Сколько граммов соли и какой объем воды необходимо для приготовления 80 г 10% раствора. Задача № 14. Сколько воды необходимо взять для приготовления 20% раствора из 30 г пищевой соды. Задача № 15. Рассчитать количество сухого вещества в 250 мл 0,1% раствора. Задача № 16. Сколько новокаина содержит в ампуле 10 мл 2% - ного раствора? Задача № 17. Рассчитать дозу сухого вещества кофеина бензоата натрия на один прием при назначении на прием столовой ложки 0,5 % раствора. Задача № 18. Больному введено 400 мг вещества гексенал. Флаконы гексенала (1 г) разводят 100 мл физраствора. Сколько мл физраствора было введено больному? Задача № 19. Рассчитать необходимое количество единиц инсулина (ЕД) при условии, что 1 ЕД расщепляет 5 гр сахара сухого вещества, если введено 10% глюкозы Задача № 20. На каждый градус свыше 370 С тела человека теряется дополнительно 500 мл жидкости. Рассчитать, какое количество жидкости теряет человек при температуре тела 400 С. Задача № 21. Если пациент должен принимать лекарственное жидкое вещество по 1 ст. ложке 4 раза в день в течении недели, то какое необходимо выписать ему количество раствора? Задача № 22.Человек при спокойном дыхании делает 16 дыхательных движений в минуту. При физической нагрузке количество дыхательных движений увеличивается на 50%. Сколько углекислого газа при физической нагрузке выдохнул человек за 2 минуты, если ЖЕЛ = 4000см3? Решение: (16 + 16 : 100 * 50) * 2 = 48 – дыхательных движений при физической нагрузке делает человек за 2 минуты. 1500 * 48 : 100 * 4 = 2880 см3 (т.к. резервный объем выдоха равен 500 см3). Ответ: 2880 см3 углекислого газа при физической нагрузке выдохнул человек за 2 минуты. Задача № 23. Объем циркулирующей крови в организме составляет 8% от массы тела. В большом круге кровообращения содержится 75 - 80%, а в малом – 20 - 25% крови. Сколько крови циркулирует в малом круге кровообращения человека массой 75 кг? | 75 | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово |
8. | Самостоятельная работа студентов -
«Сейчас вам, в течение 30 минут, предстоит письменно выполнить самостоятельную работу. Всего будет четыре варианта, в каждом варианте 6 задач. Работы выполняем, перейдя по ссылке в зуме. | | |
| 35 | методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово |
9. | Домашнее задание Домашнюю работу выполняем к следующему практическому занятию. | 10 | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово |
10. | Подведение итогов занятия -
Ответить на возникшие вопросы. -
Оценить работу группы, назвать отличившихся студентов на занятии. -
Поблагодарить группу за хорошую работу на занятия. | 5 | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, заключительное слово |
Приложение 1
Физкультурная пауза
Цель:
-
Профилактика утомления и застойных явлений в органах брюшной, тазовой областей, нижних конечностях.
-
Активизация периферического кровообращения.
-
Поддержание общей работоспособности организма.
-
Повышение эмоционального состояния.
Примерный комплекс упражнений
Упражнение 1.И.п. – Основная стойка (о.с. – стоя ноги вместе, руки вдоль тела). Руки вверх, кисти в «замок», потянуться на носках – вдох; вернуться в И.п. – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 2.И.п. –о.с. Повороты головы влево, вправо. Темп средний. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение 3.И.п. – о.с. Сильно зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение 4.И.п. – стоя, кисти к плечам. Круговые вращения рук назад – 4 раза; вперед – 4 раза. Повторить по 2 - 3 серии.
Упражнение 5.И.п. – стоя, руки на пояс. Поднять голову вверх – глубокий вдох; опустить подбородок на грудь – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6.И.п. – стоя, руки вперед. Энергичное сгибание и разгибание пальцев кистей, 10 – 12 раз.
Упражнение 7.И.п. – о.с. Потряхивание рук, 15 – 25 секунд.
Упражнение 8.И.п. – стоя, ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища влево – выдох, вернуться в И. п. – вдох; то же в правую сторону. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение 9.И.п. – стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклон туловища вперед, прогнуться в спине – выдох; вернуться в И. п. – вдох. Повторить 5 – 6 раз.
Упражнение 10.И.п. – стоя, ноги врозь, руки на пояс. Прогнуться назад, посмотреть вверх – вдох; вернуться в И. п. – выдох. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение 11.И.п. – о. с. Ходьба на месте, 30 секунд или И.п. – стоя, руки на пояс. Полуприседания в сочетании с дыханием (выдох при полуприседании) 8 – 10 раз.
Упражнение 12.И.п. – стоя, руки на пояс. Локти отвести назад, прогнуться – вдох; свести локти вперед – выдох. Повторить 4 – 5 раз.
Приложение 3
Домашнее задание
1.Повторить лекцию по теме: «Нахождение производной функции».
2.Решить предложенные задачи:
Задача № 1.Ребенок родился с массой2 кг 800г. Сейчас ему 5,5 месяцев. Рассчитайте суточную и разовую потребность в питании.
Задача № 2. Имеется 50 мл 20 % раствор лекарственного препарата. Сколько мг лекарственного вещества содержится в этом препарате?
Задача № 3. Сколько мл 20% раствора хлоргексидина надо взять для приготовления 600 мл 6% рабочего раствора?
Задача № 4. Форма выпуска витамина Е - флаконы по 10мл 5% масляного раствора. Ребенку витамина Е дается в дозе 1мг/кг массы. В 1мл содержится 20 капель масляного раствора. Сколько капель надо назначить ребенку массой 10 кг 200г?
Задача № 5. Пациенту назначено введение 3,6 л раствора внутривенно в сутки. Рассчитайте скорость инфузии, если известно, что 1 мл равен жидкости 20 каплям.