Муниципальное казенное образовательное учреждение
Елмановская основная школа
«Задачи, посвященные военно-патриотическому воспитанию на уроках математики в 6 классе»
Подготовила: Гульева Лиза, обучающаяся 6 класса
Руководитель: Ковалева Т.А.
учитель математики
д. Елманово, 2017г
Оглавление Введение 3
Цель, объект, предмет, задачи и ожидаемые результаты исследовательской работы 4
Разработка задач по математике военно-патриотической и гражданской направленности для 6 класса 5
Заключение 6
Список использованной литературы 7
Введение Проанализировав учебник 6 класса по математике мы выяснили, что в нем содержится очень мало задач военно-патриотической и гражданской направленности, а точнее они составляют всего 2% от заданий, предложенных данным учебником. Мы провели опрос среди учащихся школы на тему: как, вы относитесь к военно-патриотическому воспитанию на уроках математики? Данный опрос показал, что 82% опрошенных осознают значимость военно-патриотического и гражданского воспитания в школе, 77% опрошенных не видят возможности реализации данного направления на уроках математики. Данный опрос еще раз подтвердил, что учащиеся хоть и относятся положительно к данным видам воспитания, но не в полной мере его получают на уроках математики.
Цель, объект, предмет, задачи и ожидаемые результаты исследовательской работы В связи с вышеизложенным целью нашей работы является разработка задач военно-патриотической и гражданской направленности по математике для 6 класса.
Объектом исследования является военно-патриотическое и гражданское воспитание учащихся на уроках математики в 6 классе.
Предметом исследования являются задачи по математике, направленные на развитие у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине и российскому народу.
Гипотеза заключается в предположении о том, что внедрение задач данной направленности на уроках математики благоприятно скажется на воспитании обучающихся патриотами своей страны, а также приведет к формированию устойчивых гражданско-патриотических взглядов и убеждений.
В соответствии с целью исследования, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:
Диагностировать уровень востребованности гражданско-патриотического воспитания в школе;
Собрать примеры задач военно-патриотической и гражданской направленности для обучающихся 6 класса.
Методы исследования: анкетирование учащихся с целью изучения степени значимости военно-патриотического и гражданского воспитания и возможности реализации данных видов воспитания на уроках математики, разработка и сбор задач данной направленности.
Ожидаемые результаты исследовательской работы:
Из разных источников собрать задачи по математике военно-патриотического и гражданского воспитания;
Воспитание у школьников уважения к подвигу отцов и любви к своей большой и малой Родине.
Основной задачей нашего проекта является сбор задач по математике для 6 класса. Сначала вспомним, какие же требования предъявляются к математическим задачам? Мы будем рассматривать задачи по математике как математическую модель события происходящего в реальности. Тогда к таким задачам будут предъявляться следующие требования:
Универсальность – характеризует полноту отображения свойств реального объекта;
Точность – оценивается степенью совпадения значений параметров реального объекта и значений тех же параметров, которые используются в задаче;
Адекватность – обуславливается погрешностью в пределах которой могут вычисляться значения параметров;
4.Экономичность – характеризуется затратами времени и ресурсов на решение задачи.
Патриотические задачи
Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?
Задача 2: В Прохоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольф Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-ой танковой армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?
Задача 3: С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?
Задача 4:В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
Задача 5:В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября - начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника. Так группа армий “Центр” имела в своем составе 1 708 000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой?
Задача 6:На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
Задача 7: Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».
Задача 8: Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии
Боевые силы
Красная Армия | Германские войска |
Личный состав | 1200000 | 1800000 |
Количество танков | 990 | 1700 |
Количество орудий | 7600 | 14000 |
Количество самолётов | 667 | 1390 |
Задача 9 :В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой. Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.
Численность войск | Численность вооружения |
орудия и минометы | танки | самолеты |
СССР Германия | 1100000 1708000 | 7652 13500 | 774 1170 | 1000 615 |
| На 608000 | На 5848 | 396 | 385 в нашу пользу |
Задача 10: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.
Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
Такой вид квадратов называется магическим квадратом. Самый ранний уникальный магический квадрат обнаружен в надписи XI века в индийском городе Кхаджурахо: Ло Шу (кит. трад. 洛書, упр. 洛书, пиньинь luò shū) Единственный нормальный магический квадрат 3×3. Был известен ещё в Древнем Китае, первое изображение на черепаховом панцире датируется 2200 до н.э.
Задачи.
Одна “восьмушка” хлеба была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни
1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут задачи:
Задача 1:Московский Кремль XI в. занимал 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком, была на 7,5 га больше. Вычислите площадь нового Кремля.
Задача 2 :Галовеевские часы имели циферблат диаметром 5,16 м, что составляет 43/51 от диаметра циферблата нынешних часов на Спасской башне. Вычислите диаметр циферблата курантов на Спасской башне.
Задача 3 : (задача о первой многоствольной мортире, стрелявшей не ружейными пулями, а ядрами, которую отлил Андрей Чохов,1568 году он же отлил Царь – пушку.) В многоствольном орудии 0,35 всех стволов «залилось» при изготовлении, 0,25 стволов засорились за годы эксплуатации и к 1640 г. осталось лишь 40 стволов, пригодных для стрельбы. Сколько стволов имело многоствольное орудие?
Заключение В заключении необходимо отметить, что решение задач военно-патриотического характера на уроках математики вызывало интерес у моих одноклассников и расширяло их кругозор, а уроки стали более оживленными и продуктивными. Я узнала много интересного из истории своей большой и малой Родины, а работа над сбором этих задач помогла мне окунуться в атмосферу прошлого времени и узнать довольно интересные факты.
Повторный опрос показал, что уроки математики могут быть не только интересными, но и могут нести в себе огромный воспитательный потенциал. 93% опрошенных на вопрос: может ли урок математики воспитывать в учениках чувство патриотизма и любви к большой и малой Родине, ответили: да, могут. Также 78% опрошенных выделили положительный эффект от этих уроков, так как задачи, рассматриваемые на них, способствовали актуализации знаний не только по математике, но и по другим школьным дисциплинам.
Список использованной литературы
Исследовательская работа школьника: структура, оформление, защита. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-38.tomsk.ru/files/img/%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf, (распространяется в формате файла .pdf).
Мельников Ю. Б. Математическое моделирование: структура, алгебра моделей, обучение построению математических моделей: Монография / Науч. ред. И. Н. Семенова. Екатеринбург: Урал, изд-во, 2004.