СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи, содержание, методы и средства формирования грамматического строя речи у дошкольников разных возрастных групп

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект комбинированного урока для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование по МДК 02.05 Теоретические основы  и методика развития  речи у детей 

Просмотр содержимого документа
«Задачи, содержание, методы и средства формирования грамматического строя речи у дошкольников разных возрастных групп»

Группа 5д : количество студентов: 18 человек

Преподаватель: Мельникова Е.Н.


Тема урока. Задачи, содержание, методы и средства формирования грамматического строя речи у дошкольников разных возрастных групп (2 часа)


Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

Образовательные:

Будете знать определение, цель и задачи грамматической работы в ДОУ;

- средства, методы и приемы формирования грамматически правильной речи;

- специфику содержания и методики работы в разных возрастных группах по формированию грамматического строя речи;

- особенности организации работы по исправлению грамматических ошибок у детей дошкольного возраста.

Развивающие: - активизировать процесс припоминания;

- развивать умение анализировать новый материал урока и выделять главное;

Воспитательная: воспитание средствами урока уверенности в собственных силах.

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1997. С. 153-207

  2. Арушанова А. II. Л. Гр. Формирование грамматического строя речи.// Дошкольное воспитание. № 9.1995. (с. 65)

  3. Арушанова А.Г., Николайчук Г. Грамматические игры и упражнения (МДВ).// Дошкольное воспитание №2,3,5. 1996.

  4. Арушанова А. Формирование грамматического строя речи. // Дошкольное воспитание № 7 – 1996 с. 64; №9-1996 с.98.

  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., Просвещение, 1984. (с.111-126)

  6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М, 1988.

  7. Максаков А.И., Ушакова О.С. Учитесь играя. – М., Просвещение, 1988.

  8. Методика развития речи. Под ред. Сохина. – М., 1984. (с. 105-121)

  9. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М., Просвещение, 1991.

  10. Фомичева Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.

  11. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи (для старших дошкольников). М., Просвещение, 1983.


Оборудование: презентация по теме урока, проектор, экран, раздаточный материал, иллюстративный материал, дидактические игры.








Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь. Приготовьте свои лекционные тетради, самостоятельную работу, ручки.


2. Актуализация знаний учащихся

На прошлом уроке мы изучили тему: Задачи, содержание, методы и средства обогащения, уточнения и активизации словаря дошкольников разных возрастных групп при сохранном развитии

Давайте проверим насколько хорошо вы её усвоили.

Актуализация ЗУН:

(Блиц-опрос)

-Поднимите руку, кто знает понятие активный и пассивный словарь?




- Назовите цель и задачи развития словаря, выделяемые в методике развития речи дошкольников.






Назовите непосредственные методы обогащения словаря?




Опосредованные методы обогащения словаря?




Перечислите методы для закрепления и активизации словаря?

Вижу, что вы хорошо усвоили тему ознакомление дошкольников с художественной литературой. Все, кто будет активно продолжать работать на уроке, в конце получат оценку.



. Посмотрите на экран, вслушайтесь в строчки Ивана Сергеевича Тургенева




Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

Тургенев И.С.


Возможность пользоваться этим орудием дает нам грамматически правильная речь.

Тема урока. Задачи, содержание, методы и средства формирования грамматического строя речи у дошкольников разных возрастных группах

Цели сегодняшнего урока

Образовательные:

Будете знать определение, цель и задачи грамматической работы в ДОУ;

- иметь преставления о средствах, методах и приемах формирования грамматически правильной речи;

- специфику содержания и методики работы в разных возрастных группах по формированию грамматического строя речи;

- особенности организации работы по исправлению грамматических ошибок у детей дошкольного возраста.

Развивающие: - активизировать процесс припоминания;

- развивать умение анализировать новый материал урока и выделять главное.

Воспитательная: - воспитание средствами урока уверенности в собственных силах.

План.

  1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.

  2. Цель, задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.

  3. Средства, методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

  4. Методика работы в разных возрастных группах по формированию грамматического строя речи:

- методика формирования морфологической стороны речи;

- методика формирования синтаксической стороны речи;

- методика формирования способов словообразования.


Первый пункт плана. «Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей»

Что такое грамматика?

Как строй языка, грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразования, морфологию, синтаксис. Эти системы можно назвать подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями.

Что изучает морфология?


А словообразование?



Дайте определение синтаксису? Что изучает?










Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и син­таксически оформленная речь может быть понятна собе­седнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять, наряду с функцией общения, функцию сообщения, когда он овладевает моно­логической формой связной речи. Синтаксис играет осо­бую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в раз­витии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от кон­кретного, правильно излагать свои мысли.

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему пе­реход к изучению языка в школе.

Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что формирование грамматического строя речи - одна из задач речевого развития дошкольников.

Наибольший вклад в изучение грамматического строя сделала Алла Генриховна Арушанова, Андрей Николаевич Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.М. Шахнарович и др.

Сензитивный период овладения словообразованием от 3г.5м до 5 л.

2 пункт плана. Цель, задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

Цель грамматической работы - формирование организованной и понятной речи, служащей средством общения со взрослыми и сверстниками.


Цель реализуется с помощью задач.

Задачи: по М.М. Алексеевой, В.И.Яшиной

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетании их в связном тексте.

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов — словообразования.

Содержание грамматической работы. Объем знаний, умений и навыков в соответствующих разделах комплексных (вариативных) и парциальных программах.

Открывайте тетради с самостоятельной работой, заполненную таблицу Реализация задач в современных программах.

Покажите таблицу, хорошо. Кто выделит основные направления работы по развитию грамматического строя речи в программе «Радуга», «Развитие», «Детство» и т.д.?

Все остальные внимательно слушают и проверяют по своим записям.

Кто хочет еще добавить?

Мы рассмотрели первый пункт плана.

Назовите цель грамматической работы.



Задачи грамматической работы в детском саду?




3 пункт плана. Цель, задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

Методы:

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, т.к. эмоциональность проведения и заинтересованность детей дают возможность упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут быть- с игрушками, предметами, картинками и словесные.

Игры-драматизации – в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале воспитатель, затем дети. Воспроизводят жизненные ситуации, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании с прилагательными. Пр. Игра драматизация «День рождение куклы»

Словесные упражнения - направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования. Например:

Словообразование: Гнездо птицы, или птичье гнездо

Хвост лошади, или и т.д.

Морфология:

Лошадь высока, а верблюд еще….

Месяц светит ярко, а солнце еще…

Синтаксис:

Копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?

Рассматривание картин (картинок), в основном сюжетных, используются для формирования умения строить простые предложения.

Пересказ – коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, т.к. само художественное произведение является образцом грамматически правильной речи.

Назовите методы формирования грамматической стороны речи

Приемы:

Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают по­учиться правильно говорить слова, запомнить их: ехать приезжай, махать маши, искать — ищи;

Объяснение, как следует употреблять трудные фор­мы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

Сравнение двух форм (чулок — носков; карандашей — апельсинов — груш; столов окон).

Повторение - для прочного запоми­нания трудной формы (вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному).

Сопряженная речь используется если ошибка устойчива и ребенок не слышит правильной формы, а затем отраженная речь

Используются и такие приемы, как создание про­блемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказываю­щего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.


Повторите приемы работа над грамматическим строем речи.





Средства формирования грамматически правильной речи детей:

Как вы понимаете создание благоприятной языковой среды?


Специальное обучение трудным грамматическим формам.

Что это за сложные грамматические формы?

Это образование повелительного наклонения глагола (езжай, ляг, ищи и т.д.), изменение существительного в родительном падеже множественного числа (сапог, этажей, медведей), употребление разноспрягаемого глагола хотеть и т.д.

Формирование грамматических навыков в практике речевого общения

Исправление грамматических неточностей и ошибок. Вы самостоятельно, изучите в учебнике Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников стр. 179.

Форма работы: осуществляется в обучении на занятиях и воспитании грамматических навыков в повседневном общении.

Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни - создают условия для практики речевого общения.

Слайд 13.

Результат. У ребенка семи лет должна быть сформирована организованная и понятная речь, служащая средством общения со взрослыми.

Д.З. Особенности усвоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста. См.самостоятельно в Учебнике Алексеевой Яшиной на стр. 156

Посмотрите на план нашего сегодняшнего урока. Мы рассмотрели все пункты плана?

Какой пункт плана мы не рассмотрели?



Практическое задание: (20 -25 минут)

У меня есть раздаточный материал по методикам: формирования морфологической стороны речи, формирования синтаксической стороны речи; формирования способов словообразования. Но вы должны разделить на три подгруппы. Список студентов оглашаю. (Разделение студентов произошло на основе сформированности знаний, умений и навыков по методике развития речи). Затем вы проработаете совместно в 1 подгруппе – методику формирования морфологической стороны речи; во 2 подгруппе - методику формирования синтаксической стороны речи; в 3-ей группе - методику формирования способов словообразования. Каждая подгруппа должна рассмотреть особенности работы и заполнить, таблицу, лежащую у вас на столах, раскрыв в первом столбце методы и приемы характерные для младшего возраста, а для среднего старшего возраста в колонки вносить лишь дополнение к ним.

Затем выберите из вашей подгруппы представителя, который изложит имеющуюся у вас методику. От того как вы раскроете методику, будут зависеть оценки за сегодняшний урок. (Раздаю раздаточный материал) На выполнение задания 15-20 минут. Садитесь.

Контролирую работу студентов в группе (как распределили обязанности, кто чем занимается).

После прослушивания сообщения дается качественная оценка работы студентов по следующим критериям. Умение точно выделить методы, полно и грамотно изложить их, структурировать ответ.

Подведение итогов:

Назовите цель и задачи грамматической работы в ДОУ.












Вспомните методы и приемы формирования грамматически правильной речи.










На следующем уроке мы встретимся на межсессии, готовьтесь к семинару «Формирование звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста». План семинарского занятия находится в рекомендация по самостоятельной работе.

Запишите домашнее задание.

Урок закончен. Спасибо всем за хорошую работу. До свидания!


Здравствуйте!

Садятся за парты. Готовят рабочие места.


Слушают.





- Активный словарь – это те слова, которые дети знают и постоянно используют в речи. Пассивный – это слова, которые ребенок понимает, не использует в речи.

- Цель - формирование словаря, дающего возможность понимать речь окружающих и учебный материал. Обогащение словаря, закрепление и уточнение смысла слов, активизация словаря, перевод нелитературных слов в пассивный словарь

Отвечают на вопросы, поднимают руки.

- Рассмотрение явлений и предметов, наблюдение, осмотр, целевые прогулки, экскурсии, познавательная деятельность дошкольников.

- Показ картин с незнакомым содержанием, чтение познавательной художественной литературы, показ диа- видеофильмов.

- Рассматривание картин знакомого содержания и игрушек; обучение отгадыванию загадок; рассказывание детьми; дидактические игры.


Смотрят слайд, слушают информацию.










Смотрят на слайд, записывают.




Смотрят на слайд и слушают.










Смотрят на слайд, записывают.














- Грамматика – это наука о строе языка, о его законах.



- Изучает слово, как часть речи (изменение его по родам, числам, падежам)).Слушают.

- Как образовано слово (изучает образование нового слова на базе другого слова с помощью специальных средств).

- Синтаксис – порядок следования слов в предложении. И изучает правило образования словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений.

Записывают информацию.















Смотрят слайды и записывают.





Смотрят слайды и записывают.





Смотрят слайды и записывают.






Открывают тетради самостоятельной работы и зачитывают задачи.








- Формирование организованной и понятной речи, служащей средством общения со взрослыми и сверстниками

- Освоение детьми морфологической системы родного языка; помочь детям в овладении синтаксической стороной речи; сообщить знания о некоторых формах словообразования.


Смотрят на слайд и кратко записывают информацию.























- Дидактические игры, игры-драматизации, словесные игры, рассматривание картин, пересказ.


Смотрят на слайд и записывают информацию.






- Образец, объяснение, указание, сравнение, повторение, создание проблемной ситуации, подсказ нужной грамматической формы, подсказывающие и оценочные вопросы, напоминание, сопряженная и отраженная речь.


Смотрят на слайд.

- Повышение речевой культуры взрослых окружающих ребенка.

- В русском языке очень много трудных, нетипичных форм изменения слов.

Записывают информацию.



Записывают домашнее задание.



Смотрят на слайд и записывают.





Смотрят на слайд и записывают.



- Нет.

- 4 пункт. Методика работы в разных возрастных группах по формированию грамматического строя речи:


Слушают.









Выполняют работу.








Цель - формирование организованной и понятной речи, служащей средством общения со взрослыми и сверстниками. Задачи:

1. Практически освоить морфологическую систему родного языка. 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной.

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов — словообразования.

- Методы - дидактические игры, игры-драматизации, словесные игры, рассматривание картин, пересказ.

-Приемы : образец, объяснение, указание, сравнение, повторение, создание проблемной ситуации, подсказывание нужной грамматической формы, подсказывающие и оценочные вопросы, напоминание, сопряженная и отраженная речь.

Записывают домашнее задание.




До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!