СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 1. Средства связи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задание 1. Средства связи»

Задание 1 ЕГЭ -2023.  Логико-смысловые отношения между предложениями.   Теория и практика.

Задание 1 ЕГЭ -2023. Логико-смысловые отношения между предложениями.

Теория и практика.

Формулировка задания 1 (из демоверсии ЕГЭ 2023) Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

Формулировка задания 1 (из демоверсии ЕГЭ 2023)

  • Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
Алгоритм выполнения задания 1  1.  Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста/весь текст.  2.  Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением/ между предложением, в котором пропущено слово, и частью текста до этого предложения.  3.  Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике .   Например, в задании может быть предложено найти частицу или ограничительно-выделительную частицу.   Для успешного выполнения задания важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов .

Алгоритм выполнения задания 1

1.  Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста/весь текст. 2.  Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением/ между предложением, в котором пропущено слово, и частью текста до этого предложения. 3.  Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике .

Например, в задании может быть предложено найти частицу или ограничительно-выделительную частицу.

Для успешного выполнения задания важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов .

Теория к заданию 1 В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями. Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д. В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать  лексические ,  синтаксические  и  морфологические  средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.

Теория к заданию 1

  • В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.
  • Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.
  • В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать  лексическиесинтаксические  и  морфологические  средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.
Средства связи, необходимые для выполнения 1 задания Союзы Частицы Местоимения Наречия Числительные (собирательные и порядковые) Вводные слова и словосочетания Предлоги

Средства связи, необходимые для выполнения 1 задания

  • Союзы
  • Частицы
  • Местоимения
  • Наречия
  • Числительные (собирательные и порядковые)
  • Вводные слова и словосочетания
  • Предлоги
Союзы. Определение. Разряды. Союз  – служебная часть речи, которая соединяет между собой синтаксически однородные слова в простом предложении, а также целые предложения. Союзы по значению:   1) Сочинительные и подчинительные По количеству слов:  2) Простые (состоят из одного слова: но, а, однако) и составные (состоят из из двух или более слов: как…так и, не только…но и) По своей структуре  составные союзы бывают:  1) повторяющиеся (состоят из двух одинаковых частей) – то ли…то ли, и…и, ни…ни.  2) двойные (состоят из двух неодинаковых частей) – не только…но и, если не…то и т.д.

Союзы. Определение. Разряды.

  • Союз  – служебная часть речи, которая соединяет между собой синтаксически однородные слова в простом предложении, а также целые предложения.
  • Союзы по значению:  1) Сочинительные и подчинительные
  • По количеству слов: 2) Простые (состоят из одного слова: но, а, однако) и составные (состоят из из двух или более слов: как…так и, не только…но и)
  • По своей структуре  составные союзы бывают: 1) повторяющиеся (состоят из двух одинаковых частей) – то ли…то ли, и…и, ни…ни. 2) двойные (состоят из двух неодинаковых частей) – не только…но и, если не…то и т.д.
Сочинительные союзы  – союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу части СП (сложносочиненного предложения).   Помимо соединения однородных членов и частей сложносочиненного предложения, сочинительные союзы могут связывать самостоятельные предложения в тексте/фрагменте текста. Сочинительные союзы на границе предложений имеют значение, близкое к значению союзов, соединяющих части ССП.    Разряды сочинительных союзов: Соединительные и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и Разделительные или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то Противительные а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же Градационные не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько Присоединительные тоже, также, да и, притом, причем Пояснительные а именно, то есть, или (= то есть)

Сочинительные союзы  – союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу части СП (сложносочиненного предложения).

  • Помимо соединения однородных членов и частей сложносочиненного предложения, сочинительные союзы могут связывать самостоятельные предложения в тексте/фрагменте текста.
  • Сочинительные союзы на границе предложений имеют значение, близкое к значению союзов, соединяющих части ССП. 

Разряды сочинительных союзов:

  • Соединительные и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и
  • Разделительные или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
  • Противительные а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же
  • Градационные не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько
  • Присоединительные тоже, также, да и, притом, причем
  • Пояснительные а именно, то есть, или (= то есть)
Подчинительные союзы  – союзы, которые связывают части в сложном предложении (СПП).    Подчинительные союзы могут выступать в качестве средств связи между предложениями только в случае  парцелляции  (авторского членения текста) Подчинительные союзы делятся на следующие группы: Изъяснительные (что, чтобы, как, …) обстоятельственные: времени (когда, лишь, едва, …) места  (союзные слова - где, куда, откуда, ...) образа действия, меры, степени (столько, настолько, как, что…) сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы) причины (так как, потому что, …) условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) следствия (так что) Разделение  подчинительных союзов на группы  условно , одни и те же союзы могут относиться к различным группам в зависимости от вопроса, который мы задаем от главной части к придаточной.

Подчинительные союзы  – союзы, которые связывают части в сложном предложении (СПП). 

  • Подчинительные союзы могут выступать в качестве средств связи между предложениями только в случае  парцелляции  (авторского членения текста)

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

  • Изъяснительные (что, чтобы, как, …)
  • обстоятельственные:
  • времени (когда, лишь, едва, …)
  • места (союзные слова - где, куда, откуда, ...)
  • образа действия, меры, степени (столько, настолько, как, что…)
  • сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)
  • причины (так как, потому что, …)
  • условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…)
  • уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …)
  • цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …)
  • следствия (так что)

Разделение  подчинительных союзов на группы  условно , одни и те же союзы могут относиться к различным группам в зависимости от вопроса, который мы задаем от главной части к придаточной.

Частицы. Определение. Разряды.   Частица  – служебная часть речи, выражает различные добавочные смысловые оттенки слов и предложений, а также употребляется для образования новых слов или аналитических форм самостоятельных слов.  Частицы бывают формообразующие  (повелительное наклонение: пусть, пускай, давай, бы (б), да * , бывало; условное наклонение: более, менее, самый) смыслоразличительные (смысловые).    * Не путайте частицу

Частицы. Определение. Разряды.

  •   Частица  – служебная часть речи, выражает различные добавочные смысловые оттенки слов и предложений, а также употребляется для образования новых слов или аналитических форм самостоятельных слов. 

Частицы бывают

  • формообразующие  (повелительное наклонение: пусть, пускай, давай, бы (б), да * , бывало; условное наклонение: более, менее, самый)
  • смыслоразличительные (смысловые).  

* Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует солнце! 

Смыслоразличительные частицы Разряды частиц:  отрицательные Примеры не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нет вопросительные: неужели, разве, ли (ль), что, что ли, как указательные вот, вон, это уточняющие ограничительно-выделительные именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то (я-то), всего, всего-навсего восклицательные что за, ну и, как, куда как усилительные даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, всё со значением сомнения едва ли; вряд ли

Смыслоразличительные частицы

Разряды частиц: 

отрицательные

Примеры

не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нет

вопросительные:

неужели, разве, ли (ль), что, что ли, как

указательные

вот, вон, это

уточняющие

ограничительно-выделительные

именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь

только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то (я-то), всего, всего-навсего

восклицательные

что за, ну и, как, куда как

усилительные

даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, всё

со значением сомнения

едва ли; вряд ли

Омонимия частиц ЭТО  может быть как частицей, так и местоимением.  Эта (мест) задача была сложна. Байкал — это (указ.) самое глубокое озеро с пресной водой. ЧТО  может быть частицей, а может быть местоимением.  Что за (воскл.част.) ерунда?! Что (мест.) ты сказала?

Омонимия частиц

ЭТО  может быть как частицей, так и местоимением. 

  • Эта (мест) задача была сложна.
  • Байкал — это (указ.) самое глубокое озеро с пресной водой.

ЧТО  может быть частицей, а может быть местоимением. 

  • Что за (воскл.част.) ерунда?!
  • Что (мест.) ты сказала?
Частицы как средства связи между предложениями.  Частицы соединяют предложение с одним из предыдущих или с группой предложений.    Ведь  (оттенок причины, причинно-следственные отношения, синоним союза потому что, так как).   Вот  (используется для введения иллюстрации, примеров)   Матери написал коротко. Это первая весточка из Минусинкого округа.   Подробное письмо отправит из Шу-шу-шу. Ведь уже скоро он доберется до места своего «окончательного успокоения», как рассчитывает полиция и как в шутку говорит он сам о себе. 

Частицы как средства связи между предложениями.

Частицы соединяют предложение с одним из предыдущих или с группой предложений.  Ведь  (оттенок причины, причинно-следственные отношения, синоним союза потому что, так как).  Вот  (используется для введения иллюстрации, примеров) 

Матери написал коротко. Это первая весточка из Минусинкого округа.  Подробное письмо отправит из Шу-шу-шу. Ведь уже скоро он доберется до места своего «окончательного успокоения», как рассчитывает полиция и как в шутку говорит он сам о себе. 

Предлог. Определение. Разряды. Предлог – это служебная часть речи. Предлоги устанавливают зависимость существительных, числительных местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги делятся на непроизводные и производные . Непроизводные предлоги ни от какой части речи не образованы: В, К, У, НА, ДО, ИЗ, ЗА, ПО, ПОД… Производные предлоги , наоборот, образованы от других частей речи. В ТЕЧЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, ВМЕСТО…

Предлог. Определение. Разряды.

  • Предлог – это служебная часть речи. Предлоги устанавливают зависимость существительных, числительных местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
  • Предлоги делятся на непроизводные и производные .
  • Непроизводные предлоги ни от какой части речи не образованы: В, К, У, НА, ДО, ИЗ, ЗА, ПО, ПОД…
  • Производные предлоги , наоборот, образованы от других частей речи. В ТЕЧЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, ВМЕСТО…
Значение производных предлогов ♦  предлоги со значением времени: В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ; Результаты вступительных экзаменов в университет станут известны  в течение  ближайшей недели. ♦  предлоги со значением причины: ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ, ВВИДУ, ИЗ-ЗА; В метеослужбе сообщили о плохом состоянии дорог вследствие снегопада, обрушившегося внезапно на город. ♦  предлоги со значением сравнения, сопоставления: НАПОДОБИЕ, ТИПА; Сможет ли художник исполнить заказ  наподобие  старинного семейного портрета? ♦  предлоги со значением противопоставления: ВОПРЕКИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ; Дорожные работы решено было продолжить  вопреки  ненастной погоде. ♦  предлог со значением связи предметов: МЕЖДУ; Несмотря на полный штиль, воздушный змей надолго завис между небом и землей. ♦  предлоги со значением цели: ДЛЯ, С ЦЕЛЬЮ. Сегодня Николай пришел на дополнительное занятие  с целью повторить сложные случаи пунктуации.

Значение производных предлогов

♦  предлоги со значением времени: В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ;

Результаты вступительных экзаменов в университет станут известны  в течение  ближайшей недели.

♦  предлоги со значением причины: ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ, ВВИДУ, ИЗ-ЗА;

В метеослужбе сообщили о плохом состоянии дорог вследствие снегопада, обрушившегося внезапно на город.

♦  предлоги со значением сравнения, сопоставления: НАПОДОБИЕ, ТИПА;

Сможет ли художник исполнить заказ  наподобие  старинного семейного портрета?

♦  предлоги со значением противопоставления: ВОПРЕКИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ;

Дорожные работы решено было продолжить  вопреки  ненастной погоде.

♦  предлог со значением связи предметов: МЕЖДУ;

Несмотря на полный штиль, воздушный змей надолго завис между небом и землей.

♦  предлоги со значением цели: ДЛЯ, С ЦЕЛЬЮ.

Сегодня Николай пришел на дополнительное занятие  с целью повторить сложные случаи пунктуации.

Местоимения. Определение. Разряды.   Местоимение  – самостоятельная часть речи, которая содержит обобщающее указание на предметы и признаки, но не называет их. 

Местоимения. Определение. Разряды.

 

  • Местоимение  – самостоятельная часть речи, которая содержит обобщающее указание на предметы и признаки, но не называет их. 

Разряды местоимений:

Примеры:

Личные

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (тебя, к нему, ее, с нами и т.д.)

Притяжательные

мой, твой, наш, ваш, его, ее, их — во всех падежах (моего, твоей и т.д.).  Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету. 

Указательные

это, те, этот, таков, тот, столько, сей, оный и т.д.

Возвратное

себя

Вопросительные

кто, что, какой, каков, сколько, чей, чем, кому, кого и т.д.

Относительные

(те же, что и вопросительные, используются в качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях)

Определительные

сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий и т.д.

Неопределенные

некто, нечто, некоторый, некий, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- и частицей не, которая превращается в приставку или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.

Притяжательные местоимения  ее, его, их  совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п.  Примеры:   Его куртка висела на вешалке. (Чья куртка?) – его. Это притяжательное местоимение.  Я хорошо понимаю его. (Понимаю кого?) – его. Это личное местоимение. 

Местоимения как средства связи предложений в тексте. 

  • Среди средств связи самостоятельных предложений наиболее широко распространены личные местоимения ( он, она, оно, они ) и притяжательные местоимения ( его, ее, их ) в именительном или косвенных падежах. 

(1)У сороки есть прозвище — белобока. (2) И правда, по бокам перышки  у неё  совсем белые. (3) А вот головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. (4) Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой, будто стрела. (5) И перья  на нём  не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! (Г. Скребицкий) 

  • В качестве средств связи используются и другие местоимения. Одни из них связывают только конкретные предложения, другие могут относиться к большей части текста.  Указательное местоимение  это  может соотноситься с любым именем независимо от его рода и числа.  Попугаи действительно похожи на генералов... И впрямь — это был чванливый генералитет, траурное заседание военного совета, последняя выставка военных сюртуков, лампасов, эполетов, хохолков, доломанов, шпор, черных бородок буланже. Это был захваченный в плен штаб интервентов, зарвавшихся слишком далеко в чужую, враждебную, плохо изученную страну и обреченных на гибель. (В. П. Катаев) 
  • Местоимение  такой (такая, такое)  имеет дополнительное оценочное значение. 
  • Определительное местоимение  все  имеет такую же функцию, что и в простом предложении с однородными членами.  Можно сказать, что Чехов поэтически открыл степь, явился первым художником, раскрывшим под кажущимся однообразием степного пейзажа целый мир красок и звуков. Собственные детские впечатления от поездок по донецкой степи помогли ему передать чистоту и свежесть детского восприятия мира, соединенную с мудрым взглядом художника.  Все наполнено в «Степи» молодостью, захватывающей новизной всех восприятий и чувств. 

Числительные. Общая информация. В качестве средств связи могут быть использованы  порядковые  и  собирательные  числительные.   Собирательные числительные  - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро).  Порядковые числительные  - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете (пятый, десятый).

Числительные. Общая информация.

  • В качестве средств связи могут быть использованы  порядковые  и  собирательные  числительные.  Собирательные числительные  - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро). 
  • Порядковые числительные  - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете (пятый, десятый).

Числительные как средства связи. 

  • В качестве средств связи  собирательные  числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении. Из собирательных числительных в качестве средств связи чаще других используются числительные  оба  и  двоеНакануне было вот что.  Запряг отец лошадь и, войдя в избу, сказал матери:  - Давай холсты, я поеду на станцию.  Сестра стирала рубахи, а мать возилась с шерстью.  - Не дам, - сказала она.  - Что ж, не жравши будешь? - спросил отец.-- Я куплю муки на них.  Мать молчала.  Отец пошел в амбар, сбил топором замок с ящика и начал выбирать холсты, полотенца и сарафаны, складывая все в мешок и бросая на телегу.  - Мамка! - закричала сестра, посмотрев в окно. - Гляди-ка, он сундук разбил!  Обе с плачем выскочили на улицу и подбежали к амбару. Отец уже добирал последки. Ни просьбы, ни мольбы не помогли. 
  • Здесь числительное  обе  относится к существительным мать и сестра.  Собирательные числительные от двое до семеро часто употребляются в сочетании с определительным местоимением – все трое, все шестеро, все пятеро и т.д. 
Наречия. Определение. Разряды.  Наречие  - неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, откуда, зачем, почему и т.д. 

Наречия. Определение. Разряды. 

  • Наречие  - неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, откуда, зачем, почему и т.д. 
Разряды наречий Примеры По функции: Знаменательные называют признаки действий или других признаков (громко, далеко, по-летнему) Местоименные  там, так, тогда По значению: образа действия (как, каким образом?) меры и степени (сколько, в какой степени?) так, по-летнему, по-товарищески, весело, громко, вдвоем очень, чересчур, втрое, вдоволь, чуть-чуть, немного места (где, куда, откуда?) вперед, издали, справа, вдалеке, здесь, куда-то времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) сегодня, ночью, давно, сейчас, послезавтра, всегда, тогда причины (почему?) потому, сгоряча, поневоле цели (зачем, с какой целью) назло, нарочно, затем, назло, наперекор, специально

Разряды наречий

Примеры

По функции:

Знаменательные

называют признаки действий или других признаков (громко, далеко, по-летнему)

Местоименные 

там, так, тогда

По значению:

образа действия (как, каким образом?)

меры и степени (сколько, в какой степени?)

так, по-летнему, по-товарищески, весело, громко, вдвоем

очень, чересчур, втрое, вдоволь, чуть-чуть, немного

места (где, куда, откуда?)

вперед, издали, справа, вдалеке, здесь, куда-то

времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор)

сегодня, ночью, давно, сейчас, послезавтра, всегда, тогда

причины (почему?)

потому, сгоряча, поневоле

цели (зачем, с какой целью)

назло, нарочно, затем, назло, наперекор, специально

Наречия как средства связи предложений в тексте В качестве средств связи обычно выступают наречия  времени, места,  а также  местоименные наречия  в личных значениях.    Слева виднелась гора. Тонкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде  здесь было тихо и спокойно. 

Наречия как средства связи предложений в тексте

  • В качестве средств связи обычно выступают наречия  времени, места,  а также  местоименные наречия  в личных значениях. 
  • Слева виднелась гора. Тонкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно. 
Вводные слова и словосочетания. Группы вводных слов   обособляются запятыми  не являются членами предложения  к ним нельзя задать вопрос 

Вводные слова и словосочетания. Группы вводных слов

  • обособляются запятыми 
  • не являются членами предложения 
  • к ним нельзя задать вопрос 

Группы вводных слов по значению: 

Примеры

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д)

К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д. 

2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) 

Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

3. Связь мыслей, последовательность изложения 

Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.

4. Источник сообщения

5. Приемы и способы оформления мыслей 

По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.

6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание 

Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д. 

7. Оценка меры того, о чем говорится 

По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.

8. Степень обычности сообщаемого

По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 

9. Выражение экспрессивности высказывания

Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

Средства связи, часто встречающиеся в 1 задании ЕГЭ 

  • Союзы 

То есть  – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации. 

Но, зато, однако  – противительные союзы, которые используются для противопоставления.

Потому что, так как, поскольку  – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях. 

Так что  – используются перед выводом рассуждений. 

  • Частицы

Даже  – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли. 

Ведь, именно  – эти частицы вносят значение усиления. 

  • Вводные слова и конструкции 

Кроме того  – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль. 

Другими словами, иными словами  – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно). 

Итак, таким образом, следовательно  – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям. 

Конечно, разумеется, безусловно  – указывают на степень уверенности в сказанных словах. 

Например, так  – вводные слова, которые используются для пояснения мысли. 

Наоборот  – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому.

Во-первых, во-вторых, с одной стороны  – автор указывает порядок следования мыслей.  

1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот производный предлог.

О человеке, личность которого  приобр́ела  символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый  культурный  тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.

В нём жила память прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь катаклизмов сменявших друг друга  эпох : никогда не забуду, как в пору «перестройки» он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились лица, опыт, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждёт в самом близком будущем самых основательных перемен. Ну часто ли нам в те дни приходилось разговаривать с носителем живой и осознанной памяти о событиях, положивших более семидесяти лет тому назад начало циклу, который тогда как раз подходил к концу? В чьей ещё индивидуальной памяти круг сомкнулся так осязаемо? Здесь перед нами редкий случай, когда сама по себе продолжительность жизни из простого биографического обстоятельства претворяется в особый шанс для мысли.

Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице  опыта .

(По С. С. Аверинцеву)

2. Укажите варианты ответов.

1)   ПРИОБРЕСТИ.  Получить в обладание. Приобрела новую книгу.

2)   КУЛЬТУРНЫЙ.  Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. К. человек. Культурное общество.

3)   ЭПОХА.  Длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию. Героические эпохи русской истории.

4)    ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.  Условие, определяющее положение, существование кого-чего-нибудь. Стечение обстоятельств. В трудных обстоятельствах.

5)   ОПЫТ.  Пробное осуществление чего-нибудь, попытка осуществить что-либо. Провели опыт в лаборатории.

О человеке, личность которого  приобр́ела  символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый  культурный  тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.

В нём жила память прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь катаклизмов сменявших друг друга  эпох : никогда не забуду, как в пору «перестройки» он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились лица, опыт, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждёт в самом близком будущем самых основательных перемен. Ну часто ли нам в те дни приходилось разговаривать с носителем живой и осознанной памяти о событиях, положивших более семидесяти лет тому назад начало циклу, который тогда как раз подходил к концу? В чьей ещё индивидуальной памяти круг сомкнулся так осязаемо? Здесь перед нами редкий случай, когда сама по себе продолжительность жизни из простого биографического  обстоятельства  претворяется в особый шанс для мысли.

Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице  опыта .

(По С. С. Аверинцеву)

1)  Цель автора  — сообщить научную информацию, для этого в тексте широко используются термины (личность, катаклизмов, «перестройки»).

2)  Наряду с метафорами (уходит эпоха, о мудрости седин, о сокровищнице опыта) в тексте употребляются эпитеты (невосстановимый культурный тип, с зорким вниманием, в роковом 1917 году), что даёт возможность читателю понять, почему автора интересует личность Д. С. Лихачёва.

3)  Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: вопросительные предложения, причастные обороты, сложные предложения с различными видами связи.

4)  Автор, знакомя читателей с личностью Д. С. Лихачёва, отказывается от эмоционально-оценочной лексики. Для точности и объективности информации об учёном используется только нейтральная лексика.

5)  Текст относится к публицистическому стилю речи, его цели  — поделиться с читателями общественно значимой информацией, показать роль учёного в сохранении культурной памяти, традиций в России .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!