Методическая цепочка «Изучаю один – проверяю»
Уяснение (восприятие, осмысление, фиксация) с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемое во внешней речи
I. Изучаю один
Схема + вопросы (задания) | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов. | № темы по табло учета | № задания |
1.Алгоритм, как надо действовать одному
Изучи схему и таблицу, составь 5 вопросов к ним.
Запиши схему и таблицу в тетрадь и подбери по 2 глагола, относящихся к 1 и 2 спряжениям.
Составь алгоритм действий, как определить написание гласной в безударном личном окончании глагола. Проговори, что получилось.
Выполни задание: вставь пропущенные буквы в словах и запиши их в тетрадь.
Пропол…шь (грядки), постро…шь (дом), напиш…шь (письмо), дремл…те. Сверь с эталоном.
Составь подробный рассказ по карточке. Проговори, что получилось.
Спряжение глаголов
(изменение по лицам и числам)
Ставлю в форму инфинитива (что делать? Что сделать?)
1 спр. 2 спр.
Все остальные глаголы на –оть, -ать, -еть, -ять, –ыть, -уть, -чь, ть и др. Исключения: брить, стелить, зиждиться. | Все глаголы на -ить Глаголы-исключения (11): Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть. |
Личные окончания глагола
У глаголов 1 спряжения пиши |
Ед.ч. | 1 л. – у (–ю) 2 л. - ешь 3 л. - ет | Мн.ч. | 1 л. - ем 2 л. – ете 3 л. – ут, -ют |
У глаголов 2 спряжения пиши |
Ед.ч. | 1 л. – у (–ю) 2 л. - ишь 3 л. - ит | Мн.ч. | 1 л. - им 2 л. – ите 3 л. – ат, -ят |
Определить написание гласных в личных окончаниях глаголов поможет фраза: Целую (1 спр.), милая (2 спр.).
Отработка с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемая во внешней речи
II. Отработка
Работа в паре | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов. | № темы по табло учета | № задания |
Выполни задание, комментируя в паре и ориентируясь на алгоритм действий:
Ставлю глагол в форму инфинитива, сохраняя вид.
Смотрю, на что оканчивается и является ли исключением. Определяю спряжение.
Вставляю пропущенную букву.
2. Задание:
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы:
закле…шь, постел…шь, умо…шься, гон…шь.
Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи другому
III. Отработка
Работа в паре | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов. | № темы по табло учета | № задания |
1. Выполни задание в парах, комментируя без опоры на образец.
2. Задание.
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы, комментируя без опоры на образец:
Блещ…шь, помо…шь (посуду), выполн…шь, маж…шь.
Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи себе
IV. Отработка
Работаю один | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов. | № темы по табло учета | № задания |
Выполни задание самостоятельно, проговаривая себе вслух порядок действий.
Задание
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы, проговаривая себе вслух порядок действий:
(флаги) ре…т, накол…м (дрова), излеч…шься, обид…шься.
Отработка без опоры, осуществляемая во внутренней речи
Умственные действия без опоры на речь
V-VI. Отработка
Работаю один | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов. | № темы по табло учета | № задания |
Выполни задание самостоятельно, проговаривая про себя порядок действий.
Задание:
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы, проговаривая про себя порядок действий:
(ветер) колыш…т (деревья), уступ…шь, (они) расстро…тся, (они) мел…т (зерно).
******
Фрагмент ТМК