СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗАДАНИЕ № 21 ЕГЭ по русскому языку (набор упражнений)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Набор упражнений по русскому языку  предназначен для самостоятельной и коллективной работы над трудным заданием № 21 ЕГЭ. Может быть полезен как учителю, так и репетитору

Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЕ № 21 ЕГЭ по русскому языку (набор упражнений)»

ЗАДАНИЕ № 21 ЕГЭ по русскому языку (набор упражнений)

1.Задание#T747

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3) В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4) Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5) Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6) За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.

2.Задание#T1299

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать. (2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно. (3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не приедается. (4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище: откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную канонаду, а гладкая морская поверхность в это время приходит в сильное волнение. (7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра: кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.

3.Задание#T1461

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) До тринадцати лет Лермонтов воспитывался в Тарханах – пензенском имении бабушки. (2) «Я в мире боец», – говорил о себе В.Г. Белинский. (3) Из камня деспот выстроит тюрьму – поэт из камня вырубит Венеру. (4) Думать обо всём, что происходит, – это роскошь, доступная только тем, у кого много свободного времени. (5) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (6) Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка – два атома водорода, а один атом алюминия – три атома водорода. (7) Конечно, ждать – это большое искусство. (8) Составлен план мероприятий на сентябрь – декабрь.

4.Задание#T1487

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Н.В. Гоголь говорил, что смех – великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный как связанный заяц. (2) Весь день моросил дождь – гулять не хотелось. (3) Мгновение – и публика замерла. (4) Отправившись в путь – это было морозным зимним утром, – мы взяли направление на северо-восток. (5) «Мой дед землю пахал!» – с гордостью отвечал Базаров. (6) Зной всё увеличивался – становилось тяжело дышать. (7) Не болезнь мучила его – раздражало сознание ненужности.



5.Задание#T1808

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Я не ошибся: он прекрасно знал легенду о Гуамском ущелье, но почему-то не хотел сегодня рассказывать. (2) Два водопада, что текут рядом, были, согласно преданию, влюбленными парнем и девушкой, но не было суждено им быть вместе: жестокий жених красавицы Гуамки в порыве ревности убил ее возлюбленного раскатом молнии, расколов надвое скалы. (3) Сейчас за скалами такая картина: немногочисленные леса, горные реки, сельские просторы и разнообразные базы отдыха. (4) Отцом Гуамки был старец, который вскоре впал в глубокую печаль: он потерял единственную дочь. (5) Печаль его была так сильна, что старец окаменел, превратившись в могучий хребет Гуама, слезы отца стали рекой Курджипс, которую по-разному называют: бурной, кипучей, грозной. (6) Глядя на этот хребет, эту реку, всегда представляю их одухотворенными и вспоминаю тютчевское: «Не слепок, не бездушный лик…»

6.Задание#T1962

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Наступит весна – расцветёт сирень под моим окном. (2) И снова – в который раз! – он перечитывал эти выученные почти наизусть письма. (3) Простить – значит забыть. (4) Ещё напор – и враг бежит. (5) «Ты ничего не замечал?!..» – только и воскликнул я. (6) Сейчас забить один гол – значит выиграть первенство мира. (7) Стол, кресло, стулья – всё стояло в беспорядке.

7.Задание#T2667

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Ни лошади, ни дороги – ничего не видно. (2) «Завтра я уезжаю», – сказал он. (3) Любить – значит доверять друг другу. (4) Всё здесь: скамейки, трава, дорожки, уходящие в глубь парка, – было покрыто жёлтыми листьями. (5) С одной стороны, он прав, с другой – его правда принесла матери только огорчения. (6) Лишнее говорить – значит себе вредить. (7) Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!

8.Задание#T2668

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Я не слишком люблю это дерево – осину. (2) Риск – дело благородное. (3) Ещё мгновение – и птица, взмахнув крыльями, исчезла в небе. (4) «Что случилось?» – поинтересовался Валентин, заметивший, как изменилось мое лицо. (5) Лётчики вспоминали, как впервые совершили перелёт Москва – Архангельск – Северный полюс. (6) Я знал, что Лена не придёт – мы были в ссоре, – но всё-таки ждал. (7) «Вы пили чай?» – спрашивала Ольга Михайловна, и тот, к кому относился этот вопрос, просил не беспокоиться.





ОТВЕТЫ С ПОЯСНЕНИЯМИ

1

  1. Тире между подлежащим и сказуемым.

  2. Используется не тире, а дефис.

  3. Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.

  4. Тире для обозначения количественных пределов.

  5. Используется не тире, а двоеточие.

  6. Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.

  7. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.

Ответ: 36 или 63


2

Правильный ответ – 3, 6 и 7, поскольку это сложные предложения с бессоюзной связью и значением пояснения (а именно):

Предложение 1 – бессоюзное сложное предложение, значение причины (потому что).

Предложение 2 – простое предложение с однородными членами, двоеточие ставится после обобщающего слова.

Предложение 4 – бессоюзное сложное предложение, значение дополнения (что).

Предложение 5 – предложение с прямой речью, двоеточие ставится после слов автора.


3

Правильный ответ – 4 и 7: тире ставится между подлежащим, выраженным инфинитивом, и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.

В предложении 1 выделено распространённое приложение.

В предложении 2 тире стоит после прямой речи перед словами автора.

Предложение 3 – бессоюзное сложное, значение противопоставления.

Предложение 5 – бессоюзное сложное, значение следствия.

Предложение 6 содержит в своём составе два неполных простых предложения, тире ставится на месте пропуска сказуемых.

В предложении 8 тире используется для обозначения временных пределов: «от … до».


4

Правильный ответ – 2 и 66: бессоюзные сложные предложения со значением следствия.

В предложении 1 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Предложение 3 – сложносочинённое, тире ставится, так как с его помощью передаётся быстрая смена событий.

В предложении 4 с помощью тире выделяется вставная конструкция.

В предложении 5 тире стоит после прямой речи перед словами автора.

Предложение 7 – бессоюзное сложное, значение противопоставления».


5

В предложениях 2 и 4 двоеточие ставится согласно одному и тому же правилу. Бессоюзная связь, значение причины (потому что).

Предложение 1 – бессоюзное со значением пояснения (а именно).

В предложении 3 двоеточие ставится перед однородными членами после обобщающего слова.

В предложении 6 двоеточие ставится перед прямой речью (цитатой).


6

Правильный ответ – 3 и 6: тире ставится между подлежащим и сказуемым (оба выражены инфинитивом) перед частицей «значит».

Предложение 1 – бессоюзное сложное, значение времени.

В предложении 2 с помощью тире выделяется вставная конструкция.

Предложение 4 – сложносочинённое, тире ставится, так как с его помощью передаётся быстрая смена событий, динамика действий.

В предложении 5 тире стоит после прямой речи перед словами автора.

В предложении 7 тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом.

7

  1. Тире после однородных членов перед обобщающим словом.

  2. Тире после прямой речи перед словами автора.

  3. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами инфинитива.

  4. Тире после однородных членов с обобщающим словом перед продолжением предложения.

  5. Тире на месте отсутствующего слова («стороны»).

  6. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами инфинитива.

  7. Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.

Ответ: 36 или 63


8

  1. Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.

  2. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами именительного падежа.

  3. Тире в сложносочинённом предложении для обозначения быстрой смены событий.

  4. Тире после прямой речи перед словами автора.

  5. Тире для обозначения пространственных пределов.

  6. Тире для обозначения вставной конструкции.

  7. Тире после прямой речи перед словами автора.

Ответ: 47 или 74





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя